Статья посвящена анализу основных проблем интеграции российских нефтяных компаний в современную международную транспортную инфраструктуру внешней торговли углеводородами. Оценена эффективность стратегий диверсификации экспорта и модернизации экспортных мощностей на примере компании «Роснефть».
мировой рынок нефти, вертикально-интегрированные компании, экспорт энергоносителей.
Исторически черноморско-средиземноморское направление развития внешнеэкономических связей страны является одним из ключевых, во многом определяя стратегию развития экономического со-трудничества нашей страны как со странами этого региона, так и с лидерами мирового экономического развития. Кроме этого, для отечественной экономики в настоящее время по-прежнему остается актуальной проблема оптимизации экспорта энергоносителей на основе упорядочения его товарной структуры, а также диверсификации географических направлений экспорта [1].
Вместе с тем уровень развития транспортной инфраструктуры экспорта энергоносителей в Российской Федерации пока не соответствует международным стандартам в этой области, в связи с этим актуализируется задача модернизации транспортной инфраструктуры с позиций решения таких задач, как расширение внешнеэкономических связей страны, повышение мобильности экспортных грузопотоков, снижение рисков российских экспортеров энергоносителей. Поэтому вопросы модификации транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности играют все большую роль в стратегиях вертикально интегрированных нефтяных компаний Российской Федерации.
В условиях интеграции отечественной экономики в мировую одним из наиболее значимых факторов усиления позиций России на черноморско-средиземноморском направлении во внешнеэкономической деятельности является реализация комплекса крупномасштабных транспортно-логистических проектов как ключевого элемента активизации на рынках углеводородного сырья и нефтепродуктов.
Современный мировой рынок энергоносителей, в частности нефти, претерпевает качественную трансформацию [2], которая связана как с нестабильностью развития мировой экономики в целом, так и с рядом факторов, к ключевым из которых мы относим: постоянную волатильность мировых цен на нефть и невозможность их прогнозирования даже на малый срок; изменение геополитического климата в ряде стран – экспортеров энергетических ресурсов; ужесточение конкурентной борьбы за обладание ресурсами нефти, связанное с экономическим ростом в развивающихся странах, а также с истощением запасов этого сырья; воздействие научно-технического прогресса, выражающееся в развитии низкоуглеродной и альтернативной энергетики в развитых странах, в появлении новых технологий извлечения углеводородов.
1. Алексеева Е.А. Интеграционные экономические процессы стран черноморского региона: автореф. дис. … канд. экон. наук. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2011.
2. Брагинский О.Б. Нефтегазовый комплекс мира. М.: Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2006. 640 с.
3. Бушуев В.В. Концепция долгосрочного развития нефтяной промышленности России: материалы заседания в ТПП РФ 15 июня 2010 г.
4. Быстрова А.К. Проблемы транспортной инфраструктуры и экологии в Каспийском регионе (добыча и экспортные перевозки углеводородов). М.: ИМЭМО РАН, 2009. 96 c.
5. Вотинов А.В. Развитие причального комплекса в порту Туапсе: современные инженерно-экономические подходы. М.: Макс-пресс, 2011.
6. Проблема черноморского вектора // Транснефть. 2013. № 5.