FOUNDATIONS AND CLASSIFICATION CRITERIA FOR TECHNIQUES OF EDUCATIONAL PROCESSES MANAGEMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The 22-nominations matrix is proposed for classifying approaches to educational processes management. The matrix is developed based on conceptual insights in the learning, management and system-oriented analysis theories, which have been embodied in a sequential procedure, which, in turn, implies defining two dual and reciprocal factors (namely, «foundations» and «criteria »), classification of systems in general, identifying attributes and features of control (management) systems, ways to form management impact, changes in behavior of appropriately organized education systems, type and orientation of management.

Keywords:
foundations, criteria, techniques, management, activities.
Text

Система «соподчиненных понятий» в области технологизации обучения позволяет систематизировать имеющиеся педагогические технологии по определенным основаниям с учетом количественных и качественных характеристик каждой из них. Единой квалификации педагогических технологий, в том числе и технологий управления образовательными процессами, пока не разработано. Как отмеча - ют В.П. Беспалько, В.Н. Иванов, А.Г. Казакова, В.С. Лазарев, М.М. Левина, Д.Ш. Матрос, В.М. Монахов, Д.В. Чернилевский, Т.И. Шамова, А.И. Уман, Е.А. Ямбург, типологизация технологий необходима по ряду причин, среди которых наиважнейшими признаны [4, 5, 6, 8]:

  • требования систематизации технологий по определенным основаниям и критериям, что облегчает их выбор и практическое использование;
  • необходимость знать, в каких направлениях, в каких сферах педагогической практики разработаны требуемые технологии, в каких мало, а в каких вовсе не разработаны;
  • насущная необходимость технологизации именно исследовательской, творческой деятельности; 
  • последующий перенос и материализация таких технологий в условия педагогической действительности;
  • необходимость создания банка педагогических технологий и «привязка» к каждой из технологий, входящих в банк, тех педагогико-управленческих задач, которые под силу решить именно этой технологии. 

Классификация педагогических технологий базируется на дифференциации как применяемых знаний, способов, методов, так и явлений, процессов, поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия с целью добиться их эффективного функционирования и развития. В этом случае технологии будут различаться своим субстанциональным наполнением и, следовательно, содержанием.

Для научно обоснованной типологизации необходимы веские основания и понятные критерии. Основаниями для классификации технологий можно считать те качественные характеристики, которые позволяют их систематизировать применительно к решению основных проблем организованной системы, обусловленных потребностями и целями ведущих подсистем, особенностями их проектирования и реализации. Основанием для классификации технологий обучения «может служить уровень самостоятельности учащихся в учебной деятельности» [5], цель, средства, способы деятельности субъекта, сама деятельность, построенная в соответствии с некими программами [8].

References

1. Afanas´ev V.V. Pedagogicheskie tekhnologii upravleniya uchebnopoznavatel´noy deyatel´nost´yu studentov [Educational technology management training and cognitive activity of students]. Moscow, Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii Publ., 2002. 272 p.

2. Afanas´ev V.V., Vdovina T.V. Sotsial´no-pedagogicheskie tekhnologii [Social and educational technology]. Ryazan´, Litera M Publ., 2010. 196 p.

3. Afanas´ev V.V. Pedagogicheskie tekhnologii upravleniya kak sredstvo optimizatsii uchebno-poznavatel´nogo protsessa v vuze [Educational technology management as a means of optimizing the teaching and learning process at the university]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta [Bulletin of Moscow State Regional University]. 2005, no. 5, pp. 80–86.

4. Bespal´ko V.P. Standartizatsiya obrazovaniya: osnovnye idei i ponyatiya [Standardization of education]. Pedagogika [Pedagogy]. 1993, no. 5, pp. 16–24.

5. Levina M.M. Tekhnologii professional´nogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Technology professional teacher education]. Moscow, Academia Publ., 2001. 272 p.

6. Simonov V.P. Pedagogicheskiy menedzhment [Educational management]. Moscow, Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii Publ., 1999. 430 p.

7. Kholostovoy E.I. Tekhnologiya sotsial´noy raboty [Technology of Social Work]. Moscow, INFRA-M Publ., 2001. 400 p.

8. Lazareva V.S. Upravlenie razvitiem shkoly [Managing the development of school]. Moscow, Novaya shkola Publ., 1995. 464 p.

9. Kh´ell L., Zigler D. Teoriya lichnosti [Theory of personality]. St. Petersburg, Piter Press Publ., 1997. 460 p.

Login or Create
* Forgot password?