Разработана классификационная матрица (22 номинации) технологии управления образовательными процессами, в основе создания которой лежит концептуальное понимание теорий обучения, управления и системного анализа, реализуемое в виде последовательной процедуры, включающей выделение двух дуальных и одновременно взаимных факторов («оснований» и «критериев»), классификацию систем вообще, выделение признаков и свойств систем управления, способы формирования управляющего воздействия, характер изменений поведения организованной системы обучения, тип управления, направленность управления.
основания, критерии, технологии, управление, деятельность.
Система «соподчиненных понятий» в области технологизации обучения позволяет систематизировать имеющиеся педагогические технологии по определенным основаниям с учетом количественных и качественных характеристик каждой из них. Единой квалификации педагогических технологий, в том числе и технологий управления образовательными процессами, пока не разработано. Как отмеча - ют В.П. Беспалько, В.Н. Иванов, А.Г. Казакова, В.С. Лазарев, М.М. Левина, Д.Ш. Матрос, В.М. Монахов, Д.В. Чернилевский, Т.И. Шамова, А.И. Уман, Е.А. Ямбург, типологизация технологий необходима по ряду причин, среди которых наиважнейшими признаны [4, 5, 6, 8]:
- требования систематизации технологий по определенным основаниям и критериям, что облегчает их выбор и практическое использование;
- необходимость знать, в каких направлениях, в каких сферах педагогической практики разработаны требуемые технологии, в каких мало, а в каких вовсе не разработаны;
- насущная необходимость технологизации именно исследовательской, творческой деятельности;
- последующий перенос и материализация таких технологий в условия педагогической действительности;
- необходимость создания банка педагогических технологий и «привязка» к каждой из технологий, входящих в банк, тех педагогико-управленческих задач, которые под силу решить именно этой технологии.
Классификация педагогических технологий базируется на дифференциации как применяемых знаний, способов, методов, так и явлений, процессов, поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия с целью добиться их эффективного функционирования и развития. В этом случае технологии будут различаться своим субстанциональным наполнением и, следовательно, содержанием.
Для научно обоснованной типологизации необходимы веские основания и понятные критерии. Основаниями для классификации технологий можно считать те качественные характеристики, которые позволяют их систематизировать применительно к решению основных проблем организованной системы, обусловленных потребностями и целями ведущих подсистем, особенностями их проектирования и реализации. Основанием для классификации технологий обучения «может служить уровень самостоятельности учащихся в учебной деятельности» [5], цель, средства, способы деятельности субъекта, сама деятельность, построенная в соответствии с некими программами [8].
1. Афанасьев В.В. Педагогические технологии управления учебно-познавательной деятельностью студентов: Монография // Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002. 272 с.
2. Афанасьев В.В., Вдовина Т.В. Социально-педагогические технологии: Учеб. пособие. Рязань: Литера М, 2010. 196 с.
3. Афанасьев В.В. Педагогические технологии управления как средство оптимизации учебно-познавательного процесса в вузе // Вестник Московского государственного областного университета. 2005. № 5. С. 80–86.
4. Беспалько В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия // Педагогика. 1993. № 5. С. 16–24.
5. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2001. 272 с.
6. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: Учеб. пособие. 3-е изд. М.: Педагогическое общество России, 1999. 430 с.
7. Технология социальной работы: Учебник / Под общ. ред. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2001. 400 с.
8. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. В.С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. 464 с.
9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. 2-е изд. СПб.: Питер Пресс, 1997. 460 с.