Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper concerns implications and substance of how to develop teacher’s facilitative interaction skills, based on techniques, designed for subject of education developing. Specifics of education-oriented facilitation and the role of a teacher in the process of interaction with learners are emphasized.

Keywords:
training, facilitation, interaction, education, co-development.
Text

Современное образование, характеризуясь динамичными изменениями и часто противоречивыми тенденциями, сохраняет свой базис развития, центрированный на взаимодействии субъектов в образовательном процессе. Такое взаимодействие, построенное на принципах сотрудничества и гуманизма, призвано обеспечить разностороннее развитие личности обучающегося посредством индивидуализации воздействия педагога.

Истинный смысл обновления образования заключается в перестройке взаимодействия субъектов — педагога-обучающего и ученика-учащегося. Диалектика позиций и ролей взаимодействующих сторон определяет сущностные черты современного образования. В ситуации интенсивного и продуктивного взаимодействия на первый план выходят субъектные и личностные черты педагога и обучающегося, определяющие не только успешность педагогического взаимодействия, но и результативность развития, являющегося стратегической целью образования. Причем высшим эффектом развития выступает взаиморазвитие и его результат — саморазвитие субъекта (педагога и обучающегося).

Выход педагогики за пределы традиционно дидактического поля в первую очередь обусловлен изменениями в педагогическом взаимодействии.

Декларируя приверженность гуманистической парадигме, большинство педагогов остаются на технократических позициях, отличительным признаком которых является манипулятивный подход к обучающимся. На этот факт указывали в свое время В.П. Зинченко, В.Е. Клочко, В.Т. Кудрявцев, К.А. Шварцман и др.

Если традиционная парадигма образования связывалась с педагогическим воздействием и мастерством педагога реализовывать соответствующие функции, то обновленная педагогика акцентирует внимание на вопросах педагогического взаимодействия, способствующего развитию субъекта учения. Историко-педагогический анализ показывает, что в образовании достаточно четко заявили о себе три позиции в понимании роли и функции взрослого (учителя) в качестве организатора связи обучающегося с культурой [3].

Первая позиция представлена классической педагогикой, сформировавшейся в течение трех столетий на этапе индустриализации общества. В ней учителю отводилась роль транслятора культуры, «передатчика» знаний, а ученику — пассивно-страдательного ее «усваивателя». При упоре на знания, а не на то, какой образ мира, какую картину мира эти знания порождают, обнаруживается основной порок в понимании функции учителя в традиционной (трансляционной) педагогике.

References

1. Andrienko E.V. Sotsial´naya psikhologiya [Social Psychology]. Moscow, Academia Publ., 2004. 264 p.

2. Zhizhina I.V. Psikhologicheskie osobennosti razvitiya fasilitatsii pedagoga. Cand. Diss. [Psychological features of development facilitation of the teacher. Cand. Diss.]. Ekaterinburg, 2000. 153 p.

3. Klochko V.E. Dve strategii upravleniya razvitie innovatsionnykh protsessov v obrazovanii [Two control strategies development of innovative processes in education]. Available at: http://www.uni-altai.ru/Journal/vestnik/ARHIW/N1_1999/nauch_konf/pou.html/ svobodnyy/

4. Ovcharova R.V. Psikhologicheskaya fasilitatsiya raboty shkol´nogo uchitelya [Psychological facilitation of a schoolteacher]. Moscow, 2007. 305 p.

5. Romashina S.Ya. Fasilitativnaya pedagogic [Fasilitativnaya pedagogy]. Barnaul, Azbuka Publ., 2011. 300 p.

6. Shchurkova N.E. Pedagogicheskaya tekhnologiya [Educational technology]. Moscow, Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii Publ., 2002. 224 p.

Login or Create
* Forgot password?