Материалы раскрывают сущность и содержание подготовки педагога к фасилитирующему взаимодействию, в основе которого лежит технология развития субъектов образования. Особое внимание уделено особенностям фасилитации в образовании и роли педагога во взаимодействии.
подготовка, фасилитация, взаимодействие, образование, взаимное развитие.
Современное образование, характеризуясь динамичными изменениями и часто противоречивыми тенденциями, сохраняет свой базис развития, центрированный на взаимодействии субъектов в образовательном процессе. Такое взаимодействие, построенное на принципах сотрудничества и гуманизма, призвано обеспечить разностороннее развитие личности обучающегося посредством индивидуализации воздействия педагога.
Истинный смысл обновления образования заключается в перестройке взаимодействия субъектов — педагога-обучающего и ученика-учащегося. Диалектика позиций и ролей взаимодействующих сторон определяет сущностные черты современного образования. В ситуации интенсивного и продуктивного взаимодействия на первый план выходят субъектные и личностные черты педагога и обучающегося, определяющие не только успешность педагогического взаимодействия, но и результативность развития, являющегося стратегической целью образования. Причем высшим эффектом развития выступает взаиморазвитие и его результат — саморазвитие субъекта (педагога и обучающегося).
Выход педагогики за пределы традиционно дидактического поля в первую очередь обусловлен изменениями в педагогическом взаимодействии.
Декларируя приверженность гуманистической парадигме, большинство педагогов остаются на технократических позициях, отличительным признаком которых является манипулятивный подход к обучающимся. На этот факт указывали в свое время В.П. Зинченко, В.Е. Клочко, В.Т. Кудрявцев, К.А. Шварцман и др.
Если традиционная парадигма образования связывалась с педагогическим воздействием и мастерством педагога реализовывать соответствующие функции, то обновленная педагогика акцентирует внимание на вопросах педагогического взаимодействия, способствующего развитию субъекта учения. Историко-педагогический анализ показывает, что в образовании достаточно четко заявили о себе три позиции в понимании роли и функции взрослого (учителя) в качестве организатора связи обучающегося с культурой [3].
Первая позиция представлена классической педагогикой, сформировавшейся в течение трех столетий на этапе индустриализации общества. В ней учителю отводилась роль транслятора культуры, «передатчика» знаний, а ученику — пассивно-страдательного ее «усваивателя». При упоре на знания, а не на то, какой образ мира, какую картину мира эти знания порождают, обнаруживается основной порок в понимании функции учителя в традиционной (трансляционной) педагогике.
1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие. М.: Академия, 2004. 264 с.
2. Жижина И.В. Психологические особенности развития фасилитации педагога: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2000. 153 c.
3. Клочко В.Е. Две стратегии управления развитие инновационных процессов в образовании. URL: http://www.uni-altai.ru/Journal/vestnik/ARHIW/N1_1999/nauch_konf/pou.html/ свободный.
4. Овчарова Р.В. Психологическая фасилитация работы школьного учителя: Учеб. пособие. М., 2007. 305 с.
5. Ромашина С.Я. Фасилитативная педагогика: Учеб. пособие. Барнаул: Азбука, 2011. 300 с.
6. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. 224 с.