ON IMPLEMENTING COMPETENCE-BASED APPROACH IN TEACHING BY MEANS OF COGNITIVE DIALOGUE TECHNOLOGIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The effort is undertaken to apply systems thinking to getting insights in how to implement competence-based approach in education. The author considers specific aspects related to implementing the mentioned approach in the educational process, using «cognitive dialogue» — based technologies with regard to theoretic and methodical aspects of applying technologies of such kind.

Keywords:
competence-based approach to education, Federal State Educational Standard (FSES), competence, competency, interactive learning, cognitive dialogue, interaction, communication, interactive class structure.
Text

Сегодня в нашем обществе созданы реальные предпосылки для обновления всей системы образования, что находит свое отражение в разработке и введении элементов нового содержания, новых образовательных технологий, в обращении к мировому педагогическому опыту.

В новых стандартах регулируются прежде всего результаты системы — в виде приобретенных компетенций. Такая модель образования, ориентированного на результат, давно уже практикуется в международной образовательной практике.

Содержание понятия «компетентность» не только шире, чем просто знания, умения, навыки (ЗУН), но даже больше их суммы. Кроме когнитивной (что?) и операционной (как делать?) составляющих, в компетентность сегодня включают мотивационные (почему?), этические (как отнесутся?) и социальные (с кем?) элементы.

Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в практической сфере конкретного применения. Анализ различных перечней компетенций показывает их креативную (творческую) направленность. При обновлении целей, содержания образования и освоении новых форм организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС нового поколения качественно меняется и роль педагога как участника иной педагогической реальности: не транслятор знаний, а организатор учебной деятельности, мотиватор, инноватор, эксперт, а также руководитель и соучастник учебного процесса, построенного как диалог учащегося с познаваемой действительностью.

Образование ставит основной гуманистической задачей создание условий для формирования личности, способной к дальнейшему саморазвитию, самообразованию, взаимодействию и сотрудничеству, личности творческой и активной. Именно эти способности личности называются ключевыми в современном обществе, причем не только российском. По исследованиям социологов, самыми «запрашиваемыми» в современной экономике являются способность к саморазвитию и сотрудничеству, чувство личной ответственности, способность к критике и принятию решения в процессе диалога. Но можно ли решить такую задачу образования, если профессионализм в педагогическом труде понимается как владение методами и средствами информационно-объяснительного обучения? Очевидно, нет. Так, например, 60–80% воспроизводимого текста на занятии исходит именно от преподавателя. Он активен: объясняет, спрашивает, направляет, исправляет. Но гиперактивность педагога часто сопровождается массовой пассивностью учащихся в любых видах познавательной деятельности.

References

1. Berdyaev N.A. Samopoznanie. Eksmo-Рress, 1998. S. 268.

2. Bonuell Ch.K., Sazerlend T.E. Nepreryvnost´ aktivnogo obucheniya: vybor vidov deyatel´nosti dlya aktivizatsii uchebnoy raboty studentov v auditorii [Active learning continuum : choice of activities to enhance the learning of students in a classroom]. Universitetskoe obrazovanie ot effektivnogo prepodavaniya k effektivnomu ucheniyu. [University education on effective teaching for effective learning]. Belorussia State University. Center for Development of Education. Minsk, 2001.

3. Dzhonson D.V., Dzhonson R.T., Smit K.A. Kooperativnoe obuchenie vozvrashchaetsya v kolledzh. Kakie svidetel´stva est´ tomu, chto ono rabotaet [Cooperative learning returns to college. What evidence there is that it works]. Universitetskoe obrazovanie ot effektivnogo prepodavaniya k effektivnomu ucheniyu. [University education on effective teaching for effective learning]. Belorussia State University. Center for Development of Education. Minsk, 2001.

4. Zimnyaya I.A. Kompetentnostnyy podkhod. Kakovo ego mesto v sisteme sovremennykh podkhodov k problemam obrazovaniya? (teoretiko-metodologicheskiy aspekt) [Competence approach. What is its place in the modern approaches to education? (theoretical and methodological aspects)]. Vyssh. obrazovanie segodnya: reformy, novovvedeniya, opyt [Higher education today: reform, innovation and experience ]. 2006, no. 8, pp. 20–26.

5. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Educational psychology]. Rostov-On-Don, 1997, p. 409.

6. Klarin M.V. Interaktivnoe obuchenie — instrument osvoeniya novogo opyta [Interactive training — development of a new tool experience]. Pedagogika [Pedagogy]. 2000, no. 7, pp. 12–18.

7. Kulyutkin Yu.N. Psikhologiya obucheniya vzroslykh [Psychology of adult learning]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1989. 128 p.

8. Council of Europe: Symposium on «Key competences for Europe » Dok. DECS/SC (96) 43-Bern, 1996.

9. Shamova T.I. Formirovanie normativno-pravovoy kompetentnosti pedagogicheskikh kadrov [Formation of legal competence of pedagogical staff]. Moscow, Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii Publ., 2006. 96 p.

10. Karnikau R., McElroy F. Communication for the Safety Professional, Chicago, 1975.

11. Vermette P., Foote C. Constructivist philosophy and cooperative learning practice: toward integration and reconciliation in secondary classrooms // American secondary education. 2002. Vol. 30. № 1.

12. http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html (accessed 22 January 2014).

13. http://apu-fsin.ru/service/omumr/material_int_form.html (accessed 22 January 2014).

Login or Create
* Forgot password?