В статье предпринимается попытка системного осмысления проблемы реализации компетентностного подхода в обучении, выявляются аспекты реализации данного подхода средствами технологий познавательного диалога в образовательный процесс на основе теоретических и методических особенностей применения данного вида технологий.
компетентностный подход в образовании, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), компетентность, компетенция, интерактивное обучение, познавательный диалог, взаимодействие, коммуникации, структура интерактивного занятия.
Сегодня в нашем обществе созданы реальные предпосылки для обновления всей системы образования, что находит свое отражение в разработке и введении элементов нового содержания, новых образовательных технологий, в обращении к мировому педагогическому опыту.
В новых стандартах регулируются прежде всего результаты системы — в виде приобретенных компетенций. Такая модель образования, ориентированного на результат, давно уже практикуется в международной образовательной практике.
Содержание понятия «компетентность» не только шире, чем просто знания, умения, навыки (ЗУН), но даже больше их суммы. Кроме когнитивной (что?) и операционной (как делать?) составляющих, в компетентность сегодня включают мотивационные (почему?), этические (как отнесутся?) и социальные (с кем?) элементы.
Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в практической сфере конкретного применения. Анализ различных перечней компетенций показывает их креативную (творческую) направленность. При обновлении целей, содержания образования и освоении новых форм организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС нового поколения качественно меняется и роль педагога как участника иной педагогической реальности: не транслятор знаний, а организатор учебной деятельности, мотиватор, инноватор, эксперт, а также руководитель и соучастник учебного процесса, построенного как диалог учащегося с познаваемой действительностью.
Образование ставит основной гуманистической задачей создание условий для формирования личности, способной к дальнейшему саморазвитию, самообразованию, взаимодействию и сотрудничеству, личности творческой и активной. Именно эти способности личности называются ключевыми в современном обществе, причем не только российском. По исследованиям социологов, самыми «запрашиваемыми» в современной экономике являются способность к саморазвитию и сотрудничеству, чувство личной ответственности, способность к критике и принятию решения в процессе диалога. Но можно ли решить такую задачу образования, если профессионализм в педагогическом труде понимается как владение методами и средствами информационно-объяснительного обучения? Очевидно, нет. Так, например, 60–80% воспроизводимого текста на занятии исходит именно от преподавателя. Он активен: объясняет, спрашивает, направляет, исправляет. Но гиперактивность педагога часто сопровождается массовой пассивностью учащихся в любых видах познавательной деятельности.
1. Бердяев Н.А. Самопознание. Эксмо-Пресс, 1998. С. 268.
2. Бонуэлл Ч.К., Сазерленд Т.Е. Непрерывность активного обучения: выбор видов деятельности для активизации учебной работы студентов в аудитории / Перев. с англ. Л.Г. Кирилюк // Университетское образование от эффективного преподавания к эффективному учению. Сб. рефератов статей по дидактике высшей школы / Белорусский гос. ун-т. Центр проблем развития образования. Мн., 2001.
3. Джонсон Д.В., Джонсон Р.Т., Смит К.А. Кооперативное обучение возвращается в колледж. Какие свидетельства есть тому, что оно работает / Пер. с англ. Л.Г. Кирилюк // Университетское образование от эффективного преподавания к эффективному учению. Сб. рефератов статей по дидактике высшей школы / Белорусский гос. ун-т. Центр проблем развития образования. Мн., 2001.
4. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высш. образование сегодня: реформы, нововведения, опыт. 2006. № 8. С. 20–26.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997. С. 409.
6. Кларин М.В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта // Педагогика. 2000. № 7. С. 12–18.
7. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1989. 128 с.
8. Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы» Док. DECS/SC (96) 43-Берн, 1996 и др.
9. Формирование нормативно-правовой компетентности педагогических кадров: Учеб. пособие / Под ред. Т.И. Шамова. М.: Педагогическое общество России, 2006. 96 с.
10. Karnikau R., McElroy F. Communication for the Safety Professional, Chicago, 1975.
11. Vermette P., Foote C. Constructivist philosophy and cooperative learning practice: toward integration and reconciliation in secondary classrooms // American secondary education. 2002. Vol. 30. № 1.
12. URL: http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html (дата обращения 22.01.2014).
13. URL: http://apu-fsin.ru/service/omumr/material_int_form.html (дата обращения 22.01.2014).