The article explores the problems of the legislative regulation of the counteraction of extremism in the United Kingdom. This problem has become especially topical in Russia lately. It analyzes the current legislation, law enforcement practices and the government´s program to counter the different types of extremism. Author used abstract-logical, comparative-legal, formal-logical methods. Due to the lack of codified legislation legislative regulation is performed via a large number of statutes examined in the article. The author comes to the conclusion that there is no statutory definition of extremism in the UK. However its absence is made up for by law enforcement practice. The latter distinguishes several kinds of extremism: violent extremism, domestic extremism and hate crimes. This conclusion is confirmed by the analysis of case law. The author draws particular attention to hate crimes which, according to the British legislator, constitute any crimes committed against another person or his/her property and motivated by hostility to that person on the grounds of disability, race, religion, gender identity or sexual preferences. The article highlights the current tendency towards tightening the responsibility for such crimes.
Violent extremism, domestic extremism, hate crimes, incitement to racial and religious hatred, offenders, criminal law, practice, prevention.
Несмотря на то что в Британии насчитывается более 8000 законов, содержащих нормы об уголовной ответственности за конкретные преступления, ни один из них не включает в себя норм об ответственности за экстремистскую деятельность. Законодатель не использует термин «экстремизм», хотя, безусловно, различные типы поведения и правонарушения, которые принято называть действиями экстремистского характера, в уголовном порядке преследуются.
Отсутствие законодательного определения экстремизма восполняет правоприменительная практика прокуратуры, полиции и судов, анализ которой позволяет подразделить экстремистские преступления на две большие группы. К первой группе относятся деяния, связанные с насильственным экстремизмом (violent extremism), т.е. наиболее опасные виды преступлений экстремистской направленности. «Насильственный экстремизм, - поясняет Королевская прокуратура Великобритании, - может быть определен как демонстрация неприемлемого поведения с помощью любых средств или способов (включая использование электронных носителей данных) для выражения взглядов, которые разжигают, оправдывают или прославляют террористическое насилие в целях реализации конкретных убеждений; провоцируют других лиц на совершение террористических актов; побуждают или провоцируют других лиц на провокацию опасных преступных деяний; или исповедуют ненависть, способную привести к межобщинному насилию в Великобритании».
Насильственный экстремизм может проявляться в различных преступных действиях, связанных с публичными выступлениями, созданием фильмов и видеороликов, записей в Интернете, написанием песен, изготовлением баннеров, рукописей и публикаций. Наиболее опасными преступлениями, связанными с насильственным экстремизмом, в настоящее время признаются подстрекательство к убийству и разжигание расовой ненависти. Так, уголовному преследованию в качестве насильственного экстремизма в первую очередь подлежат радикальные действия, которые часто выражаются в угрозах или призывах применения крайнего насилия (убийство, причинение увечья и т. п.), вызывающих у конкретного человека или группы лиц сильный страх за свою личную безопасность в связи с их цветом кожи или религией.
Помимо угроз основанием для уголовного преследования может стать и поведение, если оно, не доходя до уровня насилия, носит крайне угрожающий или оскорбительный характер и направлено на разжигание расовой ненависти. Как отмечают английские юристы, случаи, когда человек явно намеревается вызвать расовую ненависть путем публичного выступления с осуждением группы людей из-за их принадлежности к определенной расе и сознательного призыва совершить акты насилия, происходят достаточно редко. Обычно доказательства по таким делам не четки, и если обвинение не в состоянии доказать, как минимум, что действия обвиняемого направлены на возбуждение расовой ненависти, оно должно доказать, что действия обвиняемого при всех обстоятельствах будут возбуждать ненависть, а не просто «по всей вероятности» или «возможно» возбудят ее.
Кодекс королевских прокуроров (The Code for Crown Prosecutors) содержит рекомендации относительно решений о возбуждении уголовного дела. Согласно данному документу каждое сообщение о насильственном экстремизме, поступившее из полиции, прокуратура должна рассматривать с двух точек зрения: имеются ли доказательства совершенного преступления и существует ли общественный интерес в преследовании деяния в уголовном порядке. Кодекс предусматривает, что в первую очередь оценке подлежит достаточность доказательств, обеспечивающих реалистичную перспективу осуждения каждого правонарушителя по каждому обвинению. Если по делу недостаточно доказательств, оно не может быть передано в суд, независимо от его важности или опасности.
1. Glet A. The German Hate Crime Concept: an Account of the Classification and Registration of Bias-motivated Offences and the Implementation of the Hate Crime Model into Germany’s Law Enforcement System. URL: http://www.internetjournalofcriminology.com/Glet_German_Hate_Crime_Concept_Nov_09.pdf (data obrashcheniya: 06.08.2013).
2. GMP begins to record alternative subculture hate crimes. URL: http://www.gmp.police.uk/content/WebsitePages/BCE5CBFBA182F06380257B43002A81E5?OpenDocument (data obrashcheniya: 21.08.2013).
3. Rehabilitation of hate crime offenders. Research Report. Spring 2011. Submitted to the Equality and Human Rights Commission (Scotland) by P. Iganski and D. Smith. URL: http://paperedu.org/docs/index-25594.html (data obrashcheniya: 21.08.2013).
4. UK Preventing Violent Extremism Programme — Winning hearts and minds 2007. URL: http://resources.cohesioninstitute.org.uk/Publications/Documents/Document/DownloadDocumentsFile.aspx?recordId=133&file=PDFversion (data obrashcheniya: 21.08.2013).