ANTHROPOLOGY OF ST. AUGUSTINE IN DE CURA PRO MORTUIS GERENDA
Abstract and keywords
Abstract (English):
Stat'ya predstavlyaet sobor kratkiy obzor soderzhaniya traktata «O pochitanii usopshih» Avgustina Avreliya, posvyaschennogo voprosu hristianskogo otnosheniya k umershim, i analiziruet trak- tat s tochki zreniya hristianskoy filosofskoy antropologii. Avgustin Avreliy yavlyaetsya odnim iz osnovopolagayuschih dlya hristianskogo mirovozzreniya avtorov, pod ego vliyaniem slozhilis' mnogie predstavleniya srednevekovyh hristian o mire i cheloveke. Analiziruemyy v stat'e traktat razbiraet, glavnym obrazom, dva voprosa: o celesoobraznosti zahoroneniya umershih ryadom s mestom pochitaniya svyatyh i o tom, deystvitel'no li umershiy chelovek mozhet yavit'sya vo sne zhivomu. Ne- kotorye idei i dovody Avgustina, sformulirovannye v traktate «O pochitanii usopshih», uzhe znakomy chitatelyam «Ispovedi» i «O grade Bozh'em», tem ne menee, est' ryad problem, kotorye byli rassmotreny Avgustinom lish' v etom pozdnem traktate. Otdel'nyy interes predstavlyayut i nekotorye metodologicheskie priemy, naibolee zametnye v ego malyh rabotah, v tom chisle v traktate «O pochitanii usopshih»: poisk «slabyh mest» v sobstvennoy argumentacii s pozicii opponiruyuschego sobesednika; otnoshenie k sobytiyam svyaschennoy istorii i k rasskazam sovremennikov kak k sobytiyam edinogo istoricheskogo prostranstva; opora na Svyaschennoe Pisanie kak na tekst, imeyuschiy bezuslovnyy avtoritet pri rassmotrenii ves'ma shirokogo kruga voprosov, no dopuskayuschiy opredelennuyu svobodu tolkovaniya. Avgustin Avreliy, odin iz samyh vliyatel'nyh hristianskih mysliteley srednevekovogo Zapada, ostavil posle sebya obshirnoe filosofskoe nasledie, v tom chisle v oblasti filosofskoy antropologii, i hotya v celom etu sferu filosofstvovaniya Avgustina nel'zya nazvat' maloissledovannoy, predstavleniya ob antropologii Avgustina v osnovnom ostayutsya sformirovannymi na osnovanii lish' naibolee populyarnyh ego tekstov. V stat'e predprinyata popytka dopolnit' eti predstavleniya ideyami, sformulirovannymi Avgustinom v traktate «O pochitanii usopshih».

Keywords:
filosofskaya antropologiya, Avgustin, hristianstvo
Text

Трактат Августина Аврелия De cura pro mortuis gerenda («О почитании усопших»; трактат не переведен на русский язык) является одной из самых поздних его работ и был написан в 421 или 424 г. Традиционно относимый к морально-аскетическим работам Августина 1 , этот текст излагает взгляды Августина на взаимо- действие души и тела человека до и после смерти, а также сопоставляет свободу действий жи-вущего человека и умершего. De cura pro mortuis gerenda, как и многие другие трактаты Августина, представляет собой письмо, в котором Августин подробно отвечает одному из своих друзей на вопрос, заданный им ранее в письме Августину

References

1. Lapshin I. E. Implicitnaya estetika Avreliya Avgustina: dis. kand. filos. nauk. MGU, Moskva, 2014.

2. Fokin A. R. Razlichnye patristicheskie podhody k voprosu o proishozhdenii chelovecheskoy dushi // Filosofiya i kul'tura. 2010. № 9. S. 41–50.

3. Berardino, A., Quasten, J. Patrology. Vol. IV. Westminster, MD, USA, 1986.

4. Conybeare, C. The Irrational Augustine. Oxford University Press, 2006.

5. De cura pro mortuis gerenda liber unus. URL: http://www.augustinus.it/latino/cura_morti/index.htm (data obrascheniya: 01.09.2016).

6. Holscher L. The Reality of the Mind: Augustine’s Philosophical Arguments for the Human Soul as a Spiritual Substance. Routledge & Kegan Paul, 1986.

7. Kenney J. P. Augustine’s Inner Self. Augustinian Studies. Vol. 33, Issue 1. 2002.

8. On the Care of the Dead. URL: http://www.newadvent.org/fathers/1316.htm (data obrascheniya: 01.09.2016).

9. Matthewes Ch. T. Augustinian Anthropology: Interior intimo meo // Journal of Religious Ethics, Vol. 27, Issue 2. 199P. 195–221.

10. Nicene and Post-Nicene Fathers, ser. 1, vol. 3, ed. Philip Schaff. Buffalo, 1887.

11. Rose P. A Commentary on Augustine’s De cura pro mortuis gerenda: Rhetoric in Practice. Leiden/Boston, Brill, 2013.

Login or Create
* Forgot password?