Россия
Москва, Россия
Статья представляет собор краткий обзор содержания трактата «О почитании усопших» Августина Аврелия, посвященного вопросу христианского отношения к умершим, и анализирует трак- тат с точки зрения христианской философской антропологии. Августин Аврелий является одним из основополагающих для христианского мировоззрения авторов, под его влиянием сложились многие представления средневековых христиан о мире и человеке. Анализируемый в статье трактат разбирает, главным образом, два вопроса: о целесообразности захоронения умерших рядом с местом почитания святых и о том, действительно ли умерший человек может явиться во сне живому. Не- которые идеи и доводы Августина, сформулированные в трактате «О почитании усопших», уже знакомы читателям «Исповеди» и «О граде Божьем», тем не менее, есть ряд проблем, которые были рассмотрены Августином лишь в этом позднем трактате. Отдельный интерес представляют и некоторые методологические приемы, наиболее заметные в его малых работах, в том числе в трактате «О почитании усопших»: поиск «слабых мест» в собственной аргументации с позиции оппонирующего собеседника; отношение к событиям священной истории и к рассказам современников как к событиям единого исторического пространства; опора на Священное Писание как на текст, имеющий безусловный авторитет при рассмотрении весьма широкого круга вопросов, но допускающий определенную свободу толкования. Августин Аврелий, один из самых влиятельных христианских мыслителей средневекового Запада, оставил после себя обширное философское наследие, в том числе в области философской антропологии, и хотя в целом эту сферу философствования Августина нельзя назвать малоисследованной, представления об антропологии Августина в основном остаются сформированными на основании лишь наиболее популярных его текстов. В статье предпринята попытка дополнить эти представления идеями, сформулированными Августином в трактате «О почитании усопших».
философская антропология, Августин, христианство
Трактат Августина Аврелия De cura pro mortuis gerenda («О почитании усопших»; трактат не переведен на русский язык) является одной из самых поздних его работ и был написан в 421 или 424 г. Традиционно относимый к морально-аскетическим работам Августина 1 , этот текст излагает взгляды Августина на взаимо- действие души и тела человека до и после смерти, а также сопоставляет свободу действий жи-вущего человека и умершего. De cura pro mortuis gerenda, как и многие другие трактаты Августина, представляет собой письмо, в котором Августин подробно отвечает одному из своих друзей на вопрос, заданный им ранее в письме Августину
1. Лапшин И. Е. Имплицитная эстетика Аврелия Августина: дис. канд. филос. наук. МГУ, Москва, 2014.
2. Фокин А. Р. Различные патристические подходы к вопросу о происхождении человеческой души // Философия и культура. 2010. № 9. С. 41–50.
3. Berardino, A., Quasten, J. Patrology. Vol. IV. Westminster, MD, USA, 1986.
4. Conybeare, C. The Irrational Augustine. Oxford University Press, 2006.
5. De cura pro mortuis gerenda liber unus. URL: http://www.augustinus.it/latino/cura_morti/index.htm (дата обращения: 01.09.2016).
6. Holscher L. The Reality of the Mind: Augustine’s Philosophical Arguments for the Human Soul as a Spiritual Substance. Routledge & Kegan Paul, 1986.
7. Kenney J. P. Augustine’s Inner Self. Augustinian Studies. Vol. 33, Issue 1. 2002.
8. On the Care of the Dead. URL: http://www.newadvent.org/fathers/1316.htm (дата обращения: 01.09.2016).
9. Matthewes Ch. T. Augustinian Anthropology: Interior intimo meo // Journal of Religious Ethics, Vol. 27, Issue 2. 199P. 195–221.
10. Nicene and Post-Nicene Fathers, ser. 1, vol. 3, ed. Philip Schaff. Buffalo, 1887.
11. Rose P. A Commentary on Augustine’s De cura pro mortuis gerenda: Rhetoric in Practice. Leiden/Boston, Brill, 2013.