PRINCIPLES OF CHARGING VEHICLE TAX (IN THE ROSTOV REGION)
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the article practice of implementation of legislatively established principles of collection of a vehicle, tax in the Rostov region is analyzed. The conclusion that efficiency of implementation of the principles of the taxation is the most important guarantee of providing the rights and legitimate interests of subjects of tax legal relationship is drawn.

Keywords:
principles of the taxation; vehicle tax; tax rate; balance of interests; concept of justice.
Text

В современных условиях финансового кризиса все более становится актуальным вопрос пополнения бюджета, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. В рамках выбранной темы мы рассмотрим один из наиболее значимых источников дохода регионального бюджета, а именно бюджета Ростовской области – транспортный налог, который составляет 2,5% [1] от всех доходов Ростовской области, исходя из бюджета на 2016 г.

Актуальность темы подтвердил анализ отчетности Управления ФНС по Ростовской области о налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу по физическим лицам, который показал, что в 2016 г. в сравнении с 2015 количество транспортных средств увеличилось на 4%. В связи с этим становится важной проблема повышения эффективности налогообложения без ущемления прав налогоплательщиков путем реализации общеправовых и отраслевых принципов налогообложения.

В соответствии с гл. 28 НК РФ транспортный налог представляет собой региональный налог. Правовые основы его взимания составляют Налоговый кодекс Российской Федерации, Областной закон Ростовской области от 10 мая 2012 г. № 843-ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области», иные нормативные правовые акты.

Эффективность взимания транспортного налога во многом зависит от наличия законодательно закрепленных принципов налогообложения и практики их реализации.

Современное законодательство о налогах и сборах порождает постоянные дискуссии на тему принципов налогового права [2]. В Российской Федерации трактовку принципов налогообложения дают в своих трудах практически все известные ученые и практики. Так, К.С. Бельский определяет принципы налогообложения как «основополагающие и руководящие идеи, которые осмысливаются и обосновываются учеными-финансистами и юристами в процессе исторического формирования налоговой системы. Принципы относятся не к налоговой системе непосредственно, а к социальной среде, питающей и поддерживающей эту систему, способствующей одновременно как ее устойчивости, так и динамике. Можно полагать, что социальная среда, в которой функционирует налоговая система, складывается из трех частей: экономической, юридической и научной» [3].

Базовым принципом налогообложения многие ученые, в т.ч., и родоначальник теории принципов налогообложения А. Смит [4], считают принцип справедливости. Принцип справедливости взимания транспортного налога заключается в том, что, все физические и юридические лица, имеющие транспортные средства, обязаны принимать участие в финансировании расходов региона на строительство и ремонт автодорог соразмерно своим доходам и возможностям, а также пропорционально тем выгодам, которые они получают от их использования. В законодательстве данный принцип реализуется путем установления налоговых ставок в зависимости от мощности двигателя, т.е. владельцы более мощных транспортных средств соответственно платят более высокий налог. В отношении тех категорий граждан, для которых уплата налога является непосильным бременем, законодательством Ростовской области в целях реализации принципа справедливости предусмотрены соответствующие налоговые льготы. К сожалению, перечень лиц, которым предоставляется налоговое преимущество по транспортному налогу, является, на наш взгляд, неполным и узким. Законодатель не учитывает потребности современного общества, не использует в полной мере потенциал налоговых льгот для решения социально-экономических, демографических проблем. На наш взгляд, от уплаты транспортного налога должны быть освобождены пенсионеры; многодетные семьи; граждане, принимавшие участие в боевых действиях на территории Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации, включая военнослужащих военно-космических сил, оказывающих сегодня военную помощь правительственным войскам Сирийской Арабской Республики.

Однако следует отметить, что для реализации принципа справедливости в налогообложении только соразмерного взимания недостаточно, необходим баланс личных, государственных и публичных интересов в сфере налогообложения.  Поэтому возникает вопрос определения выгоды, получаемой налогоплательщиками от использования дорог, качества их покрытия. В Ростовской области на сегодняшний день решение данного вопроса является затруднительным в связи с высокими платежами и не самой лучшей ситуацией с дорогами, на которых зафиксированы многочисленные ямы, трещины и просадки.  

В основе взимания транспортного налога лежит конституционно закрепленный принцип законно установленного налога. Транспортный налог введен на территории Ростовской области нормативным правовым актом, принятым представительным органом власти – Законодательным Собранием Ростовской области, которое как субъект, обладающий рамочной компетенцией, установил налоговые ставки, порядок и сроки уплаты транспортного налога на территории Ростовской области. Иные элементы налогообложения по транспортному налогу предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации и являются едиными для всех региональных моделей взимания транспортного налога.

Для обеспечения законности и правопорядка в налоговой сфере важную роль имеет принцип определенности налогообложения, в соответствии с которым нормативные правовые акты, регулирующие взимание транспортного налога, должны обеспечивать надлежащие условия исполнения налоговой обязанности. В частности, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, должны быть определены все элементы налогового обязательства, включая объект налогообложения, налоговую базу, порядок исчисления и уплаты налога [5].

 Соблюдение региональным законодателем при формировании структуры налога конституционных требований формальной определенности и полноты элементов налогового обязательства и учет объективных характеристик экономико-правового содержания налога обеспечивают эффективность налогообложения и реальность его целей, а также позволяют налогоплательщикам своевременно уплатить налог, а налоговым органам – осуществлять контроль за действиями налогоплательщиков по уплате налоговых сумм в бюджет [6].

Существенную роль в механизме взимания транспортного налога играет принцип удобства платежа. На сегодняшний день его законодательное закрепление и, соответственно, практика реализации, вызывает многочисленные вопросы [7]. В соответствии со ст. 23 НК РФ владелец транспортного средства должен самостоятельно уведомлять налоговые органы о наличии у него транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения, в случае неполучения налоговых уведомлений. Данное положение, на наш взгляд, ущемляет интересы налогоплательщика, возлагая на него дополнительную публично-правовую обязанность, выполнение которой должны осуществлять органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств. В связи с этим предлагаем п. 2.1 ст. 23 НК РФ отменить.

Взимание транспортного налога осуществляется в соответствии с принципом минимального ограничения прав налогоплательщиков. Соответственно, не допустимо, чтобы транспортный налог прямо или косвенно создавал препятствия для реализации налогоплательщиком своих прав и законных интересов. Транспортный налог не является наказанием для налогоплательщика. Поскольку данный фискальный платеж предназначен для удовлетворения публичных и частных интересов, он объективно ограничивает только право собственности владельцев транспортных средств. Он не должен выступать ограничением других прав и свобод.

Анализ судебной практики в части взимания транспортного налога говорит о том, что большая часть налогово-правовых споров возникает по поводу реализации принципов всеобщности и равенства налогообложения.  Суды обращают внимание на то, что:

  • отсутствие государственной регистрации права собственности С.Е. на воздушное судно не освобождает ее от обязанности по уплате транспортного налога, поскольку для признания ее налогоплательщиком достаточно наличия государственной регистрации воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов с указанием заявителя как собственника такого транспортного средства [8];
  • до момента снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах ГИБДД, плательщиком транспортного налога является лицо, за которым зарегистрировано транспортное средство [9];
  • объектом налогообложения по транспортному налогу не являются тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции [10].

Эффективность реализации принципов налогообложения является важнейшей гарантией обеспечения прав и законных интересов субъектов налоговых правоотношений, «проводником» внедрения правовых начал, основой формирования разумного баланса интересов налогоплательщиков и государства. Принципы взимания транспортного налога в Ростовской области находятся на стадии развития и требуют дальнейшего совершенствования.

References

1. Oblastnoy zakon ot 21.12.2015 № 473-ZS (red. ot 28.04.2016) «Ob oblastnom byudzhete na 2016 god» // Nashe vremya. 2015. № 403-425 (23289-23311).

2. Demin A.V. Obschie principy nalogooblozheniya: kazhdomu principu – otdel'naya stat'ya [Tekst] / A.V. Demin // Nalogoved. – 2013. – №1. – S. 19.

3. Bel'skiy K.S. Nalogovaya sistema: genezis, osnovnye elementy, principy [Tekst] / K. S. Bel'skiy // Gosudarstvo i pravo. – 2006. – № 9. – S. 55.

4. Smit A. Issledovanie o prirode i prichinah bogatstva narodov. Antologiya ekonomicheskoy klassiki [Tekst] / A. Smit. – M.: Eskimo, 2007.

5. Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 16.07.2013 № 1139-O «Ob otkaze v prinyatii k rassmotreniyu zhaloby grazhdanina Shagova Andreya Nikolaevicha na narushenie ego konstitucionnyh prav punktom 12 stat'i 10 Federal'nogo zakona «O vnesenii izmeneniy v chast' pervuyu i chast' vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossiyskoy Federacii» // SPS «Konsul'tant Plyus».

6. Sm.: Miroshnik S.V. Principy podohodnogo oblozheniya [Tekst] / S.V. Miroshnik // Probely v rossiyskom zakonodatel'stve. – 2014. – № 3.

7. Sm.: Federal'nyy zakon ot 02.04.2014 № 52-FZ (red. ot 24.11.2014) «O vnesenii izmeneniy v chasti pervuyu i vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossiyskoy Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii» // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. – 2014. – № 14, st. 1544.

8. Apellyacionnoe opredelenie Rostovskogo oblastnogo suda ot 10.08.2015 po delu № 33-11510/2015 // SPS «Konsul'tant Plyus».

9. Apellyacionnoe opredelenie Rostovskogo oblastnogo suda ot 30.04.2015 po delu № 33-5423/2015// SPS «Konsul'tant Plyus».

10. Postanovlenie Arbitrazhnogo suda Severo-Kavkazskogo okruga ot 02.04.2015 № F08-1518/2015 po delu № A53-9616/2014// SPS «Konsul'tant Plyus».

Login or Create
* Forgot password?