ПРИНЦИПЫ ВЗИМАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируется практика реализации законодательно закрепленных принципов взимания транспортного налога в Ростовской области. Делается вывод о том, что эффективность реализации принципов налогообложения является важнейшей гарантией обеспечения прав и законных интересов субъектов налоговых правоотношений.

Ключевые слова:
принципы налогообложения, транспортный налог, налоговая ставка, баланс интересов, принцип справедливости.
Текст

В современных условиях финансового кризиса все более становится актуальным вопрос пополнения бюджета, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. В рамках выбранной темы мы рассмотрим один из наиболее значимых источников дохода регионального бюджета, а именно бюджета Ростовской области – транспортный налог, который составляет 2,5% [1] от всех доходов Ростовской области, исходя из бюджета на 2016 г.

Актуальность темы подтвердил анализ отчетности Управления ФНС по Ростовской области о налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу по физическим лицам, который показал, что в 2016 г. в сравнении с 2015 количество транспортных средств увеличилось на 4%. В связи с этим становится важной проблема повышения эффективности налогообложения без ущемления прав налогоплательщиков путем реализации общеправовых и отраслевых принципов налогообложения.

В соответствии с гл. 28 НК РФ транспортный налог представляет собой региональный налог. Правовые основы его взимания составляют Налоговый кодекс Российской Федерации, Областной закон Ростовской области от 10 мая 2012 г. № 843-ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области», иные нормативные правовые акты.

Эффективность взимания транспортного налога во многом зависит от наличия законодательно закрепленных принципов налогообложения и практики их реализации.

Современное законодательство о налогах и сборах порождает постоянные дискуссии на тему принципов налогового права [2]. В Российской Федерации трактовку принципов налогообложения дают в своих трудах практически все известные ученые и практики. Так, К.С. Бельский определяет принципы налогообложения как «основополагающие и руководящие идеи, которые осмысливаются и обосновываются учеными-финансистами и юристами в процессе исторического формирования налоговой системы. Принципы относятся не к налоговой системе непосредственно, а к социальной среде, питающей и поддерживающей эту систему, способствующей одновременно как ее устойчивости, так и динамике. Можно полагать, что социальная среда, в которой функционирует налоговая система, складывается из трех частей: экономической, юридической и научной» [3].

Базовым принципом налогообложения многие ученые, в т.ч., и родоначальник теории принципов налогообложения А. Смит [4], считают принцип справедливости. Принцип справедливости взимания транспортного налога заключается в том, что, все физические и юридические лица, имеющие транспортные средства, обязаны принимать участие в финансировании расходов региона на строительство и ремонт автодорог соразмерно своим доходам и возможностям, а также пропорционально тем выгодам, которые они получают от их использования. В законодательстве данный принцип реализуется путем установления налоговых ставок в зависимости от мощности двигателя, т.е. владельцы более мощных транспортных средств соответственно платят более высокий налог. В отношении тех категорий граждан, для которых уплата налога является непосильным бременем, законодательством Ростовской области в целях реализации принципа справедливости предусмотрены соответствующие налоговые льготы. К сожалению, перечень лиц, которым предоставляется налоговое преимущество по транспортному налогу, является, на наш взгляд, неполным и узким. Законодатель не учитывает потребности современного общества, не использует в полной мере потенциал налоговых льгот для решения социально-экономических, демографических проблем. На наш взгляд, от уплаты транспортного налога должны быть освобождены пенсионеры; многодетные семьи; граждане, принимавшие участие в боевых действиях на территории Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации, включая военнослужащих военно-космических сил, оказывающих сегодня военную помощь правительственным войскам Сирийской Арабской Республики.

Однако следует отметить, что для реализации принципа справедливости в налогообложении только соразмерного взимания недостаточно, необходим баланс личных, государственных и публичных интересов в сфере налогообложения.  Поэтому возникает вопрос определения выгоды, получаемой налогоплательщиками от использования дорог, качества их покрытия. В Ростовской области на сегодняшний день решение данного вопроса является затруднительным в связи с высокими платежами и не самой лучшей ситуацией с дорогами, на которых зафиксированы многочисленные ямы, трещины и просадки.  

В основе взимания транспортного налога лежит конституционно закрепленный принцип законно установленного налога. Транспортный налог введен на территории Ростовской области нормативным правовым актом, принятым представительным органом власти – Законодательным Собранием Ростовской области, которое как субъект, обладающий рамочной компетенцией, установил налоговые ставки, порядок и сроки уплаты транспортного налога на территории Ростовской области. Иные элементы налогообложения по транспортному налогу предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации и являются едиными для всех региональных моделей взимания транспортного налога.

Для обеспечения законности и правопорядка в налоговой сфере важную роль имеет принцип определенности налогообложения, в соответствии с которым нормативные правовые акты, регулирующие взимание транспортного налога, должны обеспечивать надлежащие условия исполнения налоговой обязанности. В частности, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, должны быть определены все элементы налогового обязательства, включая объект налогообложения, налоговую базу, порядок исчисления и уплаты налога [5].

 Соблюдение региональным законодателем при формировании структуры налога конституционных требований формальной определенности и полноты элементов налогового обязательства и учет объективных характеристик экономико-правового содержания налога обеспечивают эффективность налогообложения и реальность его целей, а также позволяют налогоплательщикам своевременно уплатить налог, а налоговым органам – осуществлять контроль за действиями налогоплательщиков по уплате налоговых сумм в бюджет [6].

Существенную роль в механизме взимания транспортного налога играет принцип удобства платежа. На сегодняшний день его законодательное закрепление и, соответственно, практика реализации, вызывает многочисленные вопросы [7]. В соответствии со ст. 23 НК РФ владелец транспортного средства должен самостоятельно уведомлять налоговые органы о наличии у него транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения, в случае неполучения налоговых уведомлений. Данное положение, на наш взгляд, ущемляет интересы налогоплательщика, возлагая на него дополнительную публично-правовую обязанность, выполнение которой должны осуществлять органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств. В связи с этим предлагаем п. 2.1 ст. 23 НК РФ отменить.

Взимание транспортного налога осуществляется в соответствии с принципом минимального ограничения прав налогоплательщиков. Соответственно, не допустимо, чтобы транспортный налог прямо или косвенно создавал препятствия для реализации налогоплательщиком своих прав и законных интересов. Транспортный налог не является наказанием для налогоплательщика. Поскольку данный фискальный платеж предназначен для удовлетворения публичных и частных интересов, он объективно ограничивает только право собственности владельцев транспортных средств. Он не должен выступать ограничением других прав и свобод.

Анализ судебной практики в части взимания транспортного налога говорит о том, что большая часть налогово-правовых споров возникает по поводу реализации принципов всеобщности и равенства налогообложения.  Суды обращают внимание на то, что:

  • отсутствие государственной регистрации права собственности С.Е. на воздушное судно не освобождает ее от обязанности по уплате транспортного налога, поскольку для признания ее налогоплательщиком достаточно наличия государственной регистрации воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов с указанием заявителя как собственника такого транспортного средства [8];
  • до момента снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах ГИБДД, плательщиком транспортного налога является лицо, за которым зарегистрировано транспортное средство [9];
  • объектом налогообложения по транспортному налогу не являются тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции [10].

Эффективность реализации принципов налогообложения является важнейшей гарантией обеспечения прав и законных интересов субъектов налоговых правоотношений, «проводником» внедрения правовых начал, основой формирования разумного баланса интересов налогоплательщиков и государства. Принципы взимания транспортного налога в Ростовской области находятся на стадии развития и требуют дальнейшего совершенствования.

Список литературы

1. Областной закон от 21.12.2015 № 473-ЗС (ред. от 28.04.2016) «Об областном бюджете на 2016 год» // Наше время. 2015. № 403-425 (23289-23311).

2. Демин А.В. Общие принципы налогообложения: каждому принципу – отдельная статья [Текст] / А.В. Демин // Налоговед. – 2013. – №1. – С. 19.

3. Бельский К.С. Налоговая система: генезис, основные элементы, принципы [Текст] / К. С. Бельский // Государство и право. – 2006. – № 9. – С. 55.

4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Антология экономической классики [Текст] / А. Смит. – М.: Эскимо, 2007.

5. Определение Конституционного Суда РФ от 16.07.2013 № 1139-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шагова Андрея Николаевича на нарушение его конституционных прав пунктом 12 статьи 10 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».

6. См.: Мирошник С.В. Принципы подоходного обложения [Текст] / С.В. Мирошник // Пробелы в российском законодательстве. – 2014. – № 3.

7. См.: Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 14, ст. 1544.

8. Апелляционное определение Ростовского областного суда от 10.08.2015 по делу № 33-11510/2015 // СПС «Консультант Плюс».

9. Апелляционное определение Ростовского областного суда от 30.04.2015 по делу № 33-5423/2015// СПС «Консультант Плюс».

10. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.04.2015 № Ф08-1518/2015 по делу № А53-9616/2014// СПС «Консультант Плюс».

Войти или Создать
* Забыли пароль?