THE ANALYSIS OF THE EXTERNAL ENVIRONMENT OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the preparation of the development plan of the educational organization SPO is recommended to apply such a common tool of strategic analysis, such as analysis of opportunities and threats posed by external environment. The purpose of the study the external environment is identification of negative externalities and positive trends in the external environment that must be considered when determining long-term goals, objec-tives and ways of achieving them.

Keywords:
strategic vision, PEST-analysis, positioning, the matrix of possibilities.
Text

Стратегическое видение перспектив образовательной организации среднего профессионального образования должно базироваться на определенном стратегическом плане, который, как правило, носит название Программа развития учебного учреждения. В ней определяются цели и задачи учебного учреждения на 3–5 лет.

При подготовке плана перспективного развития образовательной организации СПО рекомендуется применять такой распространенный инструмент стратегического анализа, как анализ возможностей и угроз, которые несет внешняя среда. Цель исследования внешней среды – выявление негативных экстерналий и положительных тенденций внешних условий, которые необходимо учитывать при определении долговременных целей, задач и путей их достижения.

Возможностями внешней среды называют тенденции и явления, формирующие условия для успешного развития образовательной организации, например, совершенствование оплаты труда в соответствии с его качеством, оптимизация сети образовательных учреждений, высокий уровень государственной поддержки образования.

Угрозы – это явления, ставящие барьеры успешному развитию образовательной организации, например, снижение количества учащихся во всех типах образовательных учреждений, невостребованность подготовленных специалистов на рынке труда из-за несовершенства государственного заказа на подготовку кадров в сфере профессионального образования.

Для определения возможностей и угроз конкретной организации необходимо определить значимые для ее развития факторы внешней среды. Для повышения объективности анализа необходимо рассмотреть четыре узловых направления, анализ которых получил название PEST-анализ (Р – политика и право, Е –экономика, S – общество, Т – технологии).

Политико-правовые факторы для ГОБПОУ «Лебедянский торгово-экономический техникум»: уровень государственной поддержки образования; поддержка молодых педагогов со стороны государства, изменение законодательства РФ в области образования, государственное влияние в отрасли, включая долю бюджетных образовательных организаций.

Экономические факторы: общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад); уровень инфляции; динамика занятости и безработицы; уровень доходов населения и т.п.

Социокультурные факторы: повышение престижности высшего образования, повышение престижности технических специалистов, сокращение количества выпускников школ, в связи с демографической «ямой» конца 90-х годов, востребованность квалифицированных кадров.

Примерами технологических факторов являются: переход на новые образовательные стандарты, повышение требований к качеству образования, развитие информационных технологий.

При определении факторов внешнего окружения конкретной образовательной организации следует учитывать ее специфику, определяемую, например, отраслевой направленностью, размерами и т.п., и выбирать для последующего изучения те факторы, влияние которых на деятельность образовательной организации может быть определено. Например, для образовательной организации СПО, выпускающей специалистов в области металлургии, важно наличие в регионе металлургических предприятий.

Выявленные с учетом вышесказанного факторы внешней среды исследуемой организации можно отразить в табличной форме.  Например,  для ГОБПОУ «Лебедянский торгово-экономический техникум», реализующего  государственный заказ по специальностям  в сфере экономики и управления эта табл. может выглядеть следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

PEST-анализ ГОБПОУ «Лебедянский торгово-экономический техникум»

Р: Политико-правовые факторы

1. Высокий уровень государственной поддержки образования.

2. Поддержка молодых педагогов со стороны государства.

3. Создание оптимальных условий для обеспечения доступного, качественного и конкурентоспособного образования для всех слоев населения области вне зависимости от места жительства и доходов.

4. Стимулирование местных стратегических инициатив, направленных на со­циально-экономическое развитие территорий.

Е: Экономические факторы

1. Спад в экономике РФ.

2. Средний уровень инфляции.

3. Низкий уровень безработицы в Липецкой области (0,6%).

4. Падение уровня доходов населения.

 

S: Социокультурные факторы

1.  Высокий уровень образования населения.

2. Повышение престижности высшего образования.

3. Повышение престижности технических специалистов.

4. Сокращение количества выпускников школ, в связи с демографической «ямой» конца 90-х годов.

5. Востребованность квалифицированных кадров.

6. Рост числа негосударственных образовательных организаций.

Т: Технологические факторы

1. Переход на новые образовательные стандарты.

2. Повышение требований к качеству образования.

3. Развитие информационных технологий.

 

Далее необходимо рассмотреть сценарий развития факторов, учитывая вероятность наступления событий:

Высокий уровень государственной поддержки образования – вероятность высокая.

Содействие трудоустройству безработных – вероятность высокая.

Стимулирование местных стратегических инициатив, направленных на со­циально-экономическое развитие территорий – вероятность средняя.

Возможность доступа к новым образовательным технологиям – вероятность средняя.

Возможность привлечения в образование молодых педагогов – вероятность средняя.

Повышение престижности высшего образования – вероятность высокая.

Высокий уровень образования населения будет способствовать желанию выпускников школ получить высшее образование – вероятность высокая.

Спад в экономике РФ, средний уровень инфляции приведут к возрастанию потока студентов на бюджетные места.

Повышение требований к качеству образования – вероятность высокая.

Переход на новые образовательные стандарты – вероятность высокая.

Развитие информационных технологий – вероятность высокая.

Отток студентов в негосударственные образовательные организации – вероятность низкая.

Анализ внешнего окружения рекомендуется заканчивать составлением списка возможностей и угроз с учетом степени их значимости для образовательной организации. Для этого используют метод позиционирования путем составления матрицы возможностей и матрицы угроз, что предполагает выполнение следующих действий:

1. Необходимо выявить и аргументировать тенденции развития внешнего окружения образовательной организации по каждому из указанных в матрице PEST-анализа факторов, определить, что они будут формировать для него – угрозу или возможность.

2. Уточнить формулировки по каждому аспекту внешней среды, отразив выявленную тенденцию ее изменения, например: «Недостаточная эффективность научно-исследовательской деятельности в ССУЗах», конкретизируя в формулировку «Снижение эффективности  исследовательских разработок в среднем профессиональном образовании», «Высокая стоимость образования в частных образовательных учреждениях», конкретизируя «Рост стоимости образования в частных образовательных учреждениях».

3. Возможность образовательной организации должна быть оценена по двум параметрам – степень ее влияния на организацию (сильное, умеренное, малое) и вероятность ее использования (высокая, средняя, низкая) – и занесена в соответствующее поле матрицы возможностей.

Рассмотрим матрицу PEST-анализа на примере ГОБПОУ «Лебедянский торгово-экономический техникум», построим табл. 2, в которой определим, какие факторы будут являться возможностями для осуществления стратегии, а какие угрозами.

Таблица 2

Возможности и угрозы ГОБПОУ «Лебедянский торгово-экономический техникум»

Возможности

Угрозы

В 1 Высокий уровень государственной поддержки образования

В 2 Поддержка молодых специалистов со стороны государства

В 3 Создание оптимальных условий для обеспечения доступного, качественного и конкурентоспособного образования для всех слоев населения области вне зависимости от места жительства и доходов

В 4 Стимулирование местных стратегических инициатив, направленных на со­циально-экономическое развитие территорий

В 5 Востребованность квалифицированных кадров

В 6 Средний уровень инфляции

В 7 Низкий уровень безработицы в Липецкой области (0,6%)

В 8 Переход на новые образовательные стандарты

В 9 Развитие информационных технологий.

У 1 Снижение привлекательности учреждений СПО, по сравнению с ВПО

У 2 Сокращение количества выпускников школ, в связи с демографической «ямой»  конца 90-х годов

У 3 Рост числа негосударственных образовательных организаций

У 4 Падение уровня доходов населения

У 5 Спад в экономике РФ

 

Таким образом, может быть сформирован список возможностей и угроз образовательной организации.

Пример матрицы возможностей для ГОБПОУ «Лебедянский торгово-экономический техникум» в табл. 3.

Таблица 3

Матрица возможностей ГОБПОУ «Лебедянский торгово-экономический техникум»

 

Вероятность использования возможности организацией

Степень влияния возможности на организацию

Сильное влияние

Умеренное влияние

Малое влияние

Высокая вероятность

Поле «ВС»

В 8

Поле «ВУ»

В 3

Поле «ВМ»

В 6

Средняя вероятность

Поле «СС»

В 5

Поле «СУ»

В 9

Поле «СМ»

В

Низкая вероятность

Поле «НС»

В 1

Поле «НУ»

В 4

Поле «НМ»

В 2

 

Итогом позиционирования  возможностей должен стать  вывод об  их значении для образовательной организации, для чего следует учитывать следующее:

  • возможности, попадающие на поля «ВС», «ВУ», «СС», имеют большое значение для организации и их надо обязательно использовать;
  • возможности, попавшие на поля «ВМ», «СУ», «НС», следует использовать, если у организации имеется достаточно ресурсов;
  • возможности, попадающие на поля «СМ», «НУ», «НМ» практически не заслуживают внимания образовательной организации.

Таким образом, при построении стратегии образовательной организации необходимо использовать следующие возможности:

  • создание оптимальных условий для обеспечения доступного, качественного и конкурентоспособного образования для всех слоев населения области вне зависимости от места жительства и доходов;
  • востребованность квалифицированных кадров;
  • переход на новые образовательные стандарты;
  • развитие информационных технологий.

Похожая матрица составляется для позиционирования угроз (табл. 4). Для этого они также оцениваются по двум параметрам: возможные последствия для образовательной организации, к которым может привести реализация угрозы (разрушение, критическое состояние, тяжелое состояние, «легкие ушибы»), вероятность реализации угрозы (высокая, средняя, низкая).

Посмотрим на примере, как работают приведенные формы анализа.

Таблица 3

Матрица угроз ГОБПОУ «Лебедянский торгово-экономический техникум»

 

Вероятность

реализации

угрозы

Последствия реализации угрозы для организации

Разрушение

Критическое состояние

Тяжелое состояние

«Легкие ушибы»

Высокая вероятность

Поле «ВР»

У 3

Поле «ВК»

У 2

Поле «ВТ»

У 7

Поле «ВЛ»

У 5

Средняя вероятность

Поле «СР»

-

Поле «СК»

У 4

Поле «СТ»

У 6

Поле «СЛ»

-

Низкая вероятность

Поле «НР»

У 1

Поле «НК»

-

Поле «НТ»

У 8

Поле «НЛ»

-

 

Итогом  позиционирования  угроз  также  должен  стать  вывод  об   их значении для образовательной организации, для чего следует учитывать следующее:

  • угрозы, которые попадают на поля «ВР», «ВК», «СР» представляют очень большую опасность для организации и требуют немедленного и обязательного устранения;
  • угрозы, попавшие на поля «ВТ», «СК», «НР», также должны находиться в поле зрения администрации учебного учреждения и быть устранены в первостепенном порядке;
  • угрозы, находящиеся на полях «ВЛ», «СТ», «НК», требуют внимательного и ответственного подхода к их устранению;
  • угрозы, попавшие на поля «НТ», «СЛ», «НЛ», также не должны выпадать из поля зрения администрации образовательной организации. В этом случае должно осуществляться внимательное отслеживание их развития, хотя при этом не ставится задача их первостепенного устранения.

В приведенном примере образовательной организации необходимо избежать следующих первоочередных угроз:

  • снижение привлекательности учреждений СПО, по сравнению с ВПО;
  • сокращение количества выпускников школ, в связи с демографической «ямой» конца 90-х годов;
  • падение уровня доходов населения.

Для рассматриваемого государственного образовательного учреждения СПО, реализующего  государственный заказ по специальностям  в сфере экономики и управления будут актуальны следующие сценарии:

  • введение технических специальностей СПО;
  • расширение количества бюджетных мест;
  • маркетинг рынка образовательных услуг с целью выявления специальностей, востребованных на рынке труда;
  • применение информационных технологий (дистанционного обучения) для обеспечения доступного, качественного и конкурентоспособного образования для всех слоев населения области вне зависимости от места жительства и доходов;
  • углубление работы по повышению качества образования.

Приведенные элементы возможностей и угроз являются основанием для составления SWOT-анализа образовательной организации.

References

1. Zakon Lipeckoy oblasti Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Li-peckoy oblasti na period do 2020 goda. [Tekst]: Prinyat postanovleniem Li-peckogo oblastnogo soveta deputatov ot 19 dekabrya 2016 g. № 60.

2. Vihanskiy O.S., Naumov, A.I. Menedzhment [Tekst]. – M.: Izdatel'st-vo: Ekonomist', 2004. – 528 s.

3. Markova V.D., Kuznecova S.A. Strategicheskiy menedzhment [Tekst] / V. D. Markova, S. A. Kuznecova. – Moskva - Novosibirsk: INFRA-M, Sibir-skoe soglashenie, 1999. – 288 s.

Login or Create
* Forgot password?