АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБ-РАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
При подготовке плана перспективного развития образовательной организации СПО рекомендуется применять такой распространенный инструмент стратегического анализа, как анализ возможностей и угроз, которые несет внешняя среда. Цель исследования внешней среды – выявление негативных экстерналий и положительных тенденций внешних условий, которые необходимо учитывать при определении долговременных целей, задач и путей их достижения.

Ключевые слова:
стратегическое видение, PEST-анализ, позиционирование угроз, матрица возможностей.
Текст

Стратегическое видение перспектив образовательной организации среднего профессионального образования должно базироваться на определенном стратегическом плане, который, как правило, носит название Программа развития учебного учреждения. В ней определяются цели и задачи учебного учреждения на 3–5 лет.

При подготовке плана перспективного развития образовательной организации СПО рекомендуется применять такой распространенный инструмент стратегического анализа, как анализ возможностей и угроз, которые несет внешняя среда. Цель исследования внешней среды – выявление негативных экстерналий и положительных тенденций внешних условий, которые необходимо учитывать при определении долговременных целей, задач и путей их достижения.

Возможностями внешней среды называют тенденции и явления, формирующие условия для успешного развития образовательной организации, например, совершенствование оплаты труда в соответствии с его качеством, оптимизация сети образовательных учреждений, высокий уровень государственной поддержки образования.

Угрозы – это явления, ставящие барьеры успешному развитию образовательной организации, например, снижение количества учащихся во всех типах образовательных учреждений, невостребованность подготовленных специалистов на рынке труда из-за несовершенства государственного заказа на подготовку кадров в сфере профессионального образования.

Для определения возможностей и угроз конкретной организации необходимо определить значимые для ее развития факторы внешней среды. Для повышения объективности анализа необходимо рассмотреть четыре узловых направления, анализ которых получил название PEST-анализ (Р – политика и право, Е –экономика, S – общество, Т – технологии).

Политико-правовые факторы для ГОБПОУ «Лебедянский торгово-экономический техникум»: уровень государственной поддержки образования; поддержка молодых педагогов со стороны государства, изменение законодательства РФ в области образования, государственное влияние в отрасли, включая долю бюджетных образовательных организаций.

Экономические факторы: общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад); уровень инфляции; динамика занятости и безработицы; уровень доходов населения и т.п.

Социокультурные факторы: повышение престижности высшего образования, повышение престижности технических специалистов, сокращение количества выпускников школ, в связи с демографической «ямой» конца 90-х годов, востребованность квалифицированных кадров.

Примерами технологических факторов являются: переход на новые образовательные стандарты, повышение требований к качеству образования, развитие информационных технологий.

При определении факторов внешнего окружения конкретной образовательной организации следует учитывать ее специфику, определяемую, например, отраслевой направленностью, размерами и т.п., и выбирать для последующего изучения те факторы, влияние которых на деятельность образовательной организации может быть определено. Например, для образовательной организации СПО, выпускающей специалистов в области металлургии, важно наличие в регионе металлургических предприятий.

Выявленные с учетом вышесказанного факторы внешней среды исследуемой организации можно отразить в табличной форме.  Например,  для ГОБПОУ «Лебедянский торгово-экономический техникум», реализующего  государственный заказ по специальностям  в сфере экономики и управления эта табл. может выглядеть следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

PEST-анализ ГОБПОУ «Лебедянский торгово-экономический техникум»

Р: Политико-правовые факторы

1. Высокий уровень государственной поддержки образования.

2. Поддержка молодых педагогов со стороны государства.

3. Создание оптимальных условий для обеспечения доступного, качественного и конкурентоспособного образования для всех слоев населения области вне зависимости от места жительства и доходов.

4. Стимулирование местных стратегических инициатив, направленных на со­циально-экономическое развитие территорий.

Е: Экономические факторы

1. Спад в экономике РФ.

2. Средний уровень инфляции.

3. Низкий уровень безработицы в Липецкой области (0,6%).

4. Падение уровня доходов населения.

 

S: Социокультурные факторы

1.  Высокий уровень образования населения.

2. Повышение престижности высшего образования.

3. Повышение престижности технических специалистов.

4. Сокращение количества выпускников школ, в связи с демографической «ямой» конца 90-х годов.

5. Востребованность квалифицированных кадров.

6. Рост числа негосударственных образовательных организаций.

Т: Технологические факторы

1. Переход на новые образовательные стандарты.

2. Повышение требований к качеству образования.

3. Развитие информационных технологий.

 

Далее необходимо рассмотреть сценарий развития факторов, учитывая вероятность наступления событий:

Высокий уровень государственной поддержки образования – вероятность высокая.

Содействие трудоустройству безработных – вероятность высокая.

Стимулирование местных стратегических инициатив, направленных на со­циально-экономическое развитие территорий – вероятность средняя.

Возможность доступа к новым образовательным технологиям – вероятность средняя.

Возможность привлечения в образование молодых педагогов – вероятность средняя.

Повышение престижности высшего образования – вероятность высокая.

Высокий уровень образования населения будет способствовать желанию выпускников школ получить высшее образование – вероятность высокая.

Спад в экономике РФ, средний уровень инфляции приведут к возрастанию потока студентов на бюджетные места.

Повышение требований к качеству образования – вероятность высокая.

Переход на новые образовательные стандарты – вероятность высокая.

Развитие информационных технологий – вероятность высокая.

Отток студентов в негосударственные образовательные организации – вероятность низкая.

Анализ внешнего окружения рекомендуется заканчивать составлением списка возможностей и угроз с учетом степени их значимости для образовательной организации. Для этого используют метод позиционирования путем составления матрицы возможностей и матрицы угроз, что предполагает выполнение следующих действий:

1. Необходимо выявить и аргументировать тенденции развития внешнего окружения образовательной организации по каждому из указанных в матрице PEST-анализа факторов, определить, что они будут формировать для него – угрозу или возможность.

2. Уточнить формулировки по каждому аспекту внешней среды, отразив выявленную тенденцию ее изменения, например: «Недостаточная эффективность научно-исследовательской деятельности в ССУЗах», конкретизируя в формулировку «Снижение эффективности  исследовательских разработок в среднем профессиональном образовании», «Высокая стоимость образования в частных образовательных учреждениях», конкретизируя «Рост стоимости образования в частных образовательных учреждениях».

3. Возможность образовательной организации должна быть оценена по двум параметрам – степень ее влияния на организацию (сильное, умеренное, малое) и вероятность ее использования (высокая, средняя, низкая) – и занесена в соответствующее поле матрицы возможностей.

Рассмотрим матрицу PEST-анализа на примере ГОБПОУ «Лебедянский торгово-экономический техникум», построим табл. 2, в которой определим, какие факторы будут являться возможностями для осуществления стратегии, а какие угрозами.

Таблица 2

Возможности и угрозы ГОБПОУ «Лебедянский торгово-экономический техникум»

Возможности

Угрозы

В 1 Высокий уровень государственной поддержки образования

В 2 Поддержка молодых специалистов со стороны государства

В 3 Создание оптимальных условий для обеспечения доступного, качественного и конкурентоспособного образования для всех слоев населения области вне зависимости от места жительства и доходов

В 4 Стимулирование местных стратегических инициатив, направленных на со­циально-экономическое развитие территорий

В 5 Востребованность квалифицированных кадров

В 6 Средний уровень инфляции

В 7 Низкий уровень безработицы в Липецкой области (0,6%)

В 8 Переход на новые образовательные стандарты

В 9 Развитие информационных технологий.

У 1 Снижение привлекательности учреждений СПО, по сравнению с ВПО

У 2 Сокращение количества выпускников школ, в связи с демографической «ямой»  конца 90-х годов

У 3 Рост числа негосударственных образовательных организаций

У 4 Падение уровня доходов населения

У 5 Спад в экономике РФ

 

Таким образом, может быть сформирован список возможностей и угроз образовательной организации.

Пример матрицы возможностей для ГОБПОУ «Лебедянский торгово-экономический техникум» в табл. 3.

Таблица 3

Матрица возможностей ГОБПОУ «Лебедянский торгово-экономический техникум»

 

Вероятность использования возможности организацией

Степень влияния возможности на организацию

Сильное влияние

Умеренное влияние

Малое влияние

Высокая вероятность

Поле «ВС»

В 8

Поле «ВУ»

В 3

Поле «ВМ»

В 6

Средняя вероятность

Поле «СС»

В 5

Поле «СУ»

В 9

Поле «СМ»

В

Низкая вероятность

Поле «НС»

В 1

Поле «НУ»

В 4

Поле «НМ»

В 2

 

Итогом позиционирования  возможностей должен стать  вывод об  их значении для образовательной организации, для чего следует учитывать следующее:

  • возможности, попадающие на поля «ВС», «ВУ», «СС», имеют большое значение для организации и их надо обязательно использовать;
  • возможности, попавшие на поля «ВМ», «СУ», «НС», следует использовать, если у организации имеется достаточно ресурсов;
  • возможности, попадающие на поля «СМ», «НУ», «НМ» практически не заслуживают внимания образовательной организации.

Таким образом, при построении стратегии образовательной организации необходимо использовать следующие возможности:

  • создание оптимальных условий для обеспечения доступного, качественного и конкурентоспособного образования для всех слоев населения области вне зависимости от места жительства и доходов;
  • востребованность квалифицированных кадров;
  • переход на новые образовательные стандарты;
  • развитие информационных технологий.

Похожая матрица составляется для позиционирования угроз (табл. 4). Для этого они также оцениваются по двум параметрам: возможные последствия для образовательной организации, к которым может привести реализация угрозы (разрушение, критическое состояние, тяжелое состояние, «легкие ушибы»), вероятность реализации угрозы (высокая, средняя, низкая).

Посмотрим на примере, как работают приведенные формы анализа.

Таблица 3

Матрица угроз ГОБПОУ «Лебедянский торгово-экономический техникум»

 

Вероятность

реализации

угрозы

Последствия реализации угрозы для организации

Разрушение

Критическое состояние

Тяжелое состояние

«Легкие ушибы»

Высокая вероятность

Поле «ВР»

У 3

Поле «ВК»

У 2

Поле «ВТ»

У 7

Поле «ВЛ»

У 5

Средняя вероятность

Поле «СР»

-

Поле «СК»

У 4

Поле «СТ»

У 6

Поле «СЛ»

-

Низкая вероятность

Поле «НР»

У 1

Поле «НК»

-

Поле «НТ»

У 8

Поле «НЛ»

-

 

Итогом  позиционирования  угроз  также  должен  стать  вывод  об   их значении для образовательной организации, для чего следует учитывать следующее:

  • угрозы, которые попадают на поля «ВР», «ВК», «СР» представляют очень большую опасность для организации и требуют немедленного и обязательного устранения;
  • угрозы, попавшие на поля «ВТ», «СК», «НР», также должны находиться в поле зрения администрации учебного учреждения и быть устранены в первостепенном порядке;
  • угрозы, находящиеся на полях «ВЛ», «СТ», «НК», требуют внимательного и ответственного подхода к их устранению;
  • угрозы, попавшие на поля «НТ», «СЛ», «НЛ», также не должны выпадать из поля зрения администрации образовательной организации. В этом случае должно осуществляться внимательное отслеживание их развития, хотя при этом не ставится задача их первостепенного устранения.

В приведенном примере образовательной организации необходимо избежать следующих первоочередных угроз:

  • снижение привлекательности учреждений СПО, по сравнению с ВПО;
  • сокращение количества выпускников школ, в связи с демографической «ямой» конца 90-х годов;
  • падение уровня доходов населения.

Для рассматриваемого государственного образовательного учреждения СПО, реализующего  государственный заказ по специальностям  в сфере экономики и управления будут актуальны следующие сценарии:

  • введение технических специальностей СПО;
  • расширение количества бюджетных мест;
  • маркетинг рынка образовательных услуг с целью выявления специальностей, востребованных на рынке труда;
  • применение информационных технологий (дистанционного обучения) для обеспечения доступного, качественного и конкурентоспособного образования для всех слоев населения области вне зависимости от места жительства и доходов;
  • углубление работы по повышению качества образования.

Приведенные элементы возможностей и угроз являются основанием для составления SWOT-анализа образовательной организации.

Список литературы

1. Закон Липецкой области Стратегия социально-экономического развития Ли-пецкой области на период до 2020 года. [Текст]: Принят постановлением Ли-пецкого областного совета депутатов от 19 декабря 2016 г. № 60.

2. Виханский О.С., Наумов, А.И. Менеджмент [Текст]. – М.: Издательст-во: Экономистъ, 2004. – 528 с.

3. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент [Текст] / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. – Москва - Новосибирск: ИНФРА-М, Сибир-ское соглашение, 1999. – 288 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?