При подготовке плана перспективного развития образовательной организации СПО рекомендуется применять такой распространенный инструмент стратегического анализа, как анализ возможностей и угроз, которые несет внешняя среда. Цель исследования внешней среды – выявление негативных экстерналий и положительных тенденций внешних условий, которые необходимо учитывать при определении долговременных целей, задач и путей их достижения.
стратегическое видение, PEST-анализ, позиционирование угроз, матрица возможностей.
Стратегическое видение перспектив образовательной организации среднего профессионального образования должно базироваться на определенном стратегическом плане, который, как правило, носит название Программа развития учебного учреждения. В ней определяются цели и задачи учебного учреждения на 3–5 лет.
При подготовке плана перспективного развития образовательной организации СПО рекомендуется применять такой распространенный инструмент стратегического анализа, как анализ возможностей и угроз, которые несет внешняя среда. Цель исследования внешней среды – выявление негативных экстерналий и положительных тенденций внешних условий, которые необходимо учитывать при определении долговременных целей, задач и путей их достижения.
Возможностями внешней среды называют тенденции и явления, формирующие условия для успешного развития образовательной организации, например, совершенствование оплаты труда в соответствии с его качеством, оптимизация сети образовательных учреждений, высокий уровень государственной поддержки образования.
Угрозы – это явления, ставящие барьеры успешному развитию образовательной организации, например, снижение количества учащихся во всех типах образовательных учреждений, невостребованность подготовленных специалистов на рынке труда из-за несовершенства государственного заказа на подготовку кадров в сфере профессионального образования.
Для определения возможностей и угроз конкретной организации необходимо определить значимые для ее развития факторы внешней среды. Для повышения объективности анализа необходимо рассмотреть четыре узловых направления, анализ которых получил название PEST-анализ (Р – политика и право, Е –экономика, S – общество, Т – технологии).
Политико-правовые факторы для ГОБПОУ «Лебедянский торгово-экономический техникум»: уровень государственной поддержки образования; поддержка молодых педагогов со стороны государства, изменение законодательства РФ в области образования, государственное влияние в отрасли, включая долю бюджетных образовательных организаций.
Экономические факторы: общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад); уровень инфляции; динамика занятости и безработицы; уровень доходов населения и т.п.
Социокультурные факторы: повышение престижности высшего образования, повышение престижности технических специалистов, сокращение количества выпускников школ, в связи с демографической «ямой» конца 90-х годов, востребованность квалифицированных кадров.
Примерами технологических факторов являются: переход на новые образовательные стандарты, повышение требований к качеству образования, развитие информационных технологий.
При определении факторов внешнего окружения конкретной образовательной организации следует учитывать ее специфику, определяемую, например, отраслевой направленностью, размерами и т.п., и выбирать для последующего изучения те факторы, влияние которых на деятельность образовательной организации может быть определено. Например, для образовательной организации СПО, выпускающей специалистов в области металлургии, важно наличие в регионе металлургических предприятий.
Выявленные с учетом вышесказанного факторы внешней среды исследуемой организации можно отразить в табличной форме. Например, для ГОБПОУ «Лебедянский торгово-экономический техникум», реализующего государственный заказ по специальностям в сфере экономики и управления эта табл. может выглядеть следующим образом (табл. 1).
Таблица 1
PEST-анализ ГОБПОУ «Лебедянский торгово-экономический техникум»
Р: Политико-правовые факторы 1. Высокий уровень государственной поддержки образования. 2. Поддержка молодых педагогов со стороны государства. 3. Создание оптимальных условий для обеспечения доступного, качественного и конкурентоспособного образования для всех слоев населения области вне зависимости от места жительства и доходов. 4. Стимулирование местных стратегических инициатив, направленных на социально-экономическое развитие территорий. |
Е: Экономические факторы 1. Спад в экономике РФ. 2. Средний уровень инфляции. 3. Низкий уровень безработицы в Липецкой области (0,6%). 4. Падение уровня доходов населения.
|
S: Социокультурные факторы 1. Высокий уровень образования населения. 2. Повышение престижности высшего образования. 3. Повышение престижности технических специалистов. 4. Сокращение количества выпускников школ, в связи с демографической «ямой» конца 90-х годов. 5. Востребованность квалифицированных кадров. 6. Рост числа негосударственных образовательных организаций. |
Т: Технологические факторы 1. Переход на новые образовательные стандарты. 2. Повышение требований к качеству образования. 3. Развитие информационных технологий. |
Далее необходимо рассмотреть сценарий развития факторов, учитывая вероятность наступления событий:
Высокий уровень государственной поддержки образования – вероятность высокая.
Содействие трудоустройству безработных – вероятность высокая.
Стимулирование местных стратегических инициатив, направленных на социально-экономическое развитие территорий – вероятность средняя.
Возможность доступа к новым образовательным технологиям – вероятность средняя.
Возможность привлечения в образование молодых педагогов – вероятность средняя.
Повышение престижности высшего образования – вероятность высокая.
Высокий уровень образования населения будет способствовать желанию выпускников школ получить высшее образование – вероятность высокая.
Спад в экономике РФ, средний уровень инфляции приведут к возрастанию потока студентов на бюджетные места.
Повышение требований к качеству образования – вероятность высокая.
Переход на новые образовательные стандарты – вероятность высокая.
Развитие информационных технологий – вероятность высокая.
Отток студентов в негосударственные образовательные организации – вероятность низкая.
Анализ внешнего окружения рекомендуется заканчивать составлением списка возможностей и угроз с учетом степени их значимости для образовательной организации. Для этого используют метод позиционирования путем составления матрицы возможностей и матрицы угроз, что предполагает выполнение следующих действий:
1. Необходимо выявить и аргументировать тенденции развития внешнего окружения образовательной организации по каждому из указанных в матрице PEST-анализа факторов, определить, что они будут формировать для него – угрозу или возможность.
2. Уточнить формулировки по каждому аспекту внешней среды, отразив выявленную тенденцию ее изменения, например: «Недостаточная эффективность научно-исследовательской деятельности в ССУЗах», конкретизируя в формулировку «Снижение эффективности исследовательских разработок в среднем профессиональном образовании», «Высокая стоимость образования в частных образовательных учреждениях», конкретизируя «Рост стоимости образования в частных образовательных учреждениях».
3. Возможность образовательной организации должна быть оценена по двум параметрам – степень ее влияния на организацию (сильное, умеренное, малое) и вероятность ее использования (высокая, средняя, низкая) – и занесена в соответствующее поле матрицы возможностей.
Рассмотрим матрицу PEST-анализа на примере ГОБПОУ «Лебедянский торгово-экономический техникум», построим табл. 2, в которой определим, какие факторы будут являться возможностями для осуществления стратегии, а какие угрозами.
Таблица 2
Возможности и угрозы ГОБПОУ «Лебедянский торгово-экономический техникум»
Возможности |
Угрозы |
В 1 Высокий уровень государственной поддержки образования В 2 Поддержка молодых специалистов со стороны государства В 3 Создание оптимальных условий для обеспечения доступного, качественного и конкурентоспособного образования для всех слоев населения области вне зависимости от места жительства и доходов В 4 Стимулирование местных стратегических инициатив, направленных на социально-экономическое развитие территорий В 5 Востребованность квалифицированных кадров В 6 Средний уровень инфляции В 7 Низкий уровень безработицы в Липецкой области (0,6%) В 8 Переход на новые образовательные стандарты В 9 Развитие информационных технологий. |
У 1 Снижение привлекательности учреждений СПО, по сравнению с ВПО У 2 Сокращение количества выпускников школ, в связи с демографической «ямой» конца 90-х годов У 3 Рост числа негосударственных образовательных организаций У 4 Падение уровня доходов населения У 5 Спад в экономике РФ |
Таким образом, может быть сформирован список возможностей и угроз образовательной организации.
Пример матрицы возможностей для ГОБПОУ «Лебедянский торгово-экономический техникум» в табл. 3.
Таблица 3
Матрица возможностей ГОБПОУ «Лебедянский торгово-экономический техникум»
Вероятность использования возможности организацией |
Степень влияния возможности на организацию |
||
Сильное влияние |
Умеренное влияние |
Малое влияние |
|
Высокая вероятность |
Поле «ВС» В 8 |
Поле «ВУ» В 3 |
Поле «ВМ» В 6 |
Средняя вероятность |
Поле «СС» В 5 |
Поле «СУ» В 9 |
Поле «СМ» В |
Низкая вероятность |
Поле «НС» В 1 |
Поле «НУ» В 4 |
Поле «НМ» В 2 |
Итогом позиционирования возможностей должен стать вывод об их значении для образовательной организации, для чего следует учитывать следующее:
- возможности, попадающие на поля «ВС», «ВУ», «СС», имеют большое значение для организации и их надо обязательно использовать;
- возможности, попавшие на поля «ВМ», «СУ», «НС», следует использовать, если у организации имеется достаточно ресурсов;
- возможности, попадающие на поля «СМ», «НУ», «НМ» практически не заслуживают внимания образовательной организации.
Таким образом, при построении стратегии образовательной организации необходимо использовать следующие возможности:
- создание оптимальных условий для обеспечения доступного, качественного и конкурентоспособного образования для всех слоев населения области вне зависимости от места жительства и доходов;
- востребованность квалифицированных кадров;
- переход на новые образовательные стандарты;
- развитие информационных технологий.
Похожая матрица составляется для позиционирования угроз (табл. 4). Для этого они также оцениваются по двум параметрам: возможные последствия для образовательной организации, к которым может привести реализация угрозы (разрушение, критическое состояние, тяжелое состояние, «легкие ушибы»), вероятность реализации угрозы (высокая, средняя, низкая).
Посмотрим на примере, как работают приведенные формы анализа.
Таблица 3
Матрица угроз ГОБПОУ «Лебедянский торгово-экономический техникум»
Вероятность реализации угрозы |
Последствия реализации угрозы для организации |
|||
Разрушение |
Критическое состояние |
Тяжелое состояние |
«Легкие ушибы» |
|
Высокая вероятность |
Поле «ВР» У 3 |
Поле «ВК» У 2 |
Поле «ВТ» У 7 |
Поле «ВЛ» У 5 |
Средняя вероятность |
Поле «СР» - |
Поле «СК» У 4 |
Поле «СТ» У 6 |
Поле «СЛ» - |
Низкая вероятность |
Поле «НР» У 1 |
Поле «НК» - |
Поле «НТ» У 8 |
Поле «НЛ» - |
Итогом позиционирования угроз также должен стать вывод об их значении для образовательной организации, для чего следует учитывать следующее:
- угрозы, которые попадают на поля «ВР», «ВК», «СР» представляют очень большую опасность для организации и требуют немедленного и обязательного устранения;
- угрозы, попавшие на поля «ВТ», «СК», «НР», также должны находиться в поле зрения администрации учебного учреждения и быть устранены в первостепенном порядке;
- угрозы, находящиеся на полях «ВЛ», «СТ», «НК», требуют внимательного и ответственного подхода к их устранению;
- угрозы, попавшие на поля «НТ», «СЛ», «НЛ», также не должны выпадать из поля зрения администрации образовательной организации. В этом случае должно осуществляться внимательное отслеживание их развития, хотя при этом не ставится задача их первостепенного устранения.
В приведенном примере образовательной организации необходимо избежать следующих первоочередных угроз:
- снижение привлекательности учреждений СПО, по сравнению с ВПО;
- сокращение количества выпускников школ, в связи с демографической «ямой» конца 90-х годов;
- падение уровня доходов населения.
Для рассматриваемого государственного образовательного учреждения СПО, реализующего государственный заказ по специальностям в сфере экономики и управления будут актуальны следующие сценарии:
- введение технических специальностей СПО;
- расширение количества бюджетных мест;
- маркетинг рынка образовательных услуг с целью выявления специальностей, востребованных на рынке труда;
- применение информационных технологий (дистанционного обучения) для обеспечения доступного, качественного и конкурентоспособного образования для всех слоев населения области вне зависимости от места жительства и доходов;
- углубление работы по повышению качества образования.
Приведенные элементы возможностей и угроз являются основанием для составления SWOT-анализа образовательной организации.
1. Закон Липецкой области Стратегия социально-экономического развития Ли-пецкой области на период до 2020 года. [Текст]: Принят постановлением Ли-пецкого областного совета депутатов от 19 декабря 2016 г. № 60.
2. Виханский О.С., Наумов, А.И. Менеджмент [Текст]. – М.: Издательст-во: Экономистъ, 2004. – 528 с.
3. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент [Текст] / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. – Москва - Новосибирск: ИНФРА-М, Сибир-ское соглашение, 1999. – 288 с.