“HISTORY IS NOT A TEACHER ...” (THE REVIEW OF THE BOOK “STUDIES IN THE HISTORY OF MATHEMATICS TEACHING METHODS (BEFORE 1917)” BY O.A. SAVVINA)
Rubrics: REVIEW
Abstract and keywords
Abstract (English):
One can make progress in teaching mathematics only by creatively comprehending the experience of the past. A particular interest in this respect is given to the study of progressive methodological heritage, which is presented in the monograph by O.A. Savvina “Studies in the history of mathematics teaching methods (before 1917)”. This work has a number of merits. It reveals the problems poorly investigated in the Russian historical and pedagogical science: the origin of methods in arithmetic, algebra, geometry in Europe and in Russia; history of creating text books in mathematics, etc.

Keywords:
history of mathematics teaching methods, review of the monograph by O.A. Savvina.
Text

В последние десятилетия в отечественной педагогической науке обострился ряд противоречий. Все чаще всплывают факты нарушения преемственности педагогических идей, дидактического нигилизма  и пренебрежения опытом дореволюционной и советской школы. Часто новация представляет собой, по сути, не всегда обоснованную критику отечественных предшественников и предложения, основанные на заимствовании и подражании зарубежному опыту, без учета традиций русской школы.

Происходящие в нашем обществе постоянные процессы реформирования образования актуализируют проблему изучения истории развития научной мысли и педагогического опыта прошлого. Дореволюционная методическая школа решала те же проблемы, что волнуют образовательные учреждения и сегодня: поиск целей, методов и критериев отбора содержания математического образования, создание качественного учебника математики и пр. Лишь творчески осмыслив опыт прошлого, органически сочетая лучшие традиции отечественного образования с требованиями современности, можно добиться успеха в преподавании математики сегодня. Несомненный  интерес в этом отношении представляет изучение прогрессивного методического наследия, оставленного дореволюционными педагогами-математиками, которому и посвящена монография О.А. Саввиной.

Автор хорошо известен своими публикациями по истории математического образования ([2], [3], [4], [5], [6], [8], [9], [10], [11], [12]  и др.), на основе которых и составлена большая часть «Очерков». При этом важно отметить, что О.А. Саввиной удалось избежать повторов из ранее изданной в серии «Научная мысль» монографии «Урок математики в дореволюционной средней школе» [15].

Помимо собственных публикаций, для написания монографии были широко  использованы дореволюционные источники (учебная и методическая литература, периодические издания, архивные документы и пр. раритетные материалы). Введение в научный оборот новых фактов и источников составляет самостоятельную ценность рецензируемого исследования.  Так, например, в монографии впервые публикуется портрет дореволюционного педагога-математика Н.К. Вальцова [1, c. 117], а также приводится  первая программа по математике [1, с.166–170], опубликованная в «Журнале Министерства народного просвещения» в эпоху царствования Николая I, т.е. гораздо раньше «Толстовских реформ», с которыми в историко-педагогической науке и связывают появление первых официальных программ по школьным предметам. Выявлен вклад в развитие русской методики преподавания математики авторов учебников (Н.В. Бугаева, А.Ф. Малинина, Н.А. Шапошникова и др.). Не менее интересны свидетельства  об истории регламентации учебной литературы в России, об опыте поощрения учебников специальной наградой – «Премией Императора Петра Великого». Эти премии выдавались за лучшие учебные руководства для средних и низших учебных заведений, а также за книги для народного чтения.

В представленных 15-ти очерках раскрыты следующие важные исторические темы:

– зарождение методики арифметики, методики алгебры, методики геометрии в Европе и России;

– история  создания учебников математики в России;

 – реконструкция методических идей П.С. Гурьева, Д.Д. Галанина, В.А. Латышева, Ф.В. Филипповича и др.

К сожалению, автор лишь коснулся исследования становления методики создания пропедевтического курса геометрии, оставив за рамками исследования труды ряда геометров-методистов. Но это вполне объяснимо, поскольку данный раздел уже был освещен в историко-педагогической литературе (см., например, [16]).

В качестве общего лейтмотива работы часто выступает сопоставление западной и отечественной традиций. Показано, что, несмотря на тесное общение с Европой,  отечественная методика преподавания математики прошла свой самобытный путь, и все ее основные разделы оформились к началу ХX в. Методика преподавания арифметики зародилась в работах Ф.И. Буссе и П.С. Гурьева, методика алгебры – в работах А.Н. Страннолюбского и В.А. Латышева, методика геометрии – в работах  А.Н. Острогорского и др. В начале ХХ в. вышло в свет первое на русском языке пособие по методике преподавания математики В.Р. Мрочека и Ф.В. Филипповича, в котором рассматривались как общие, так и частные методики.

Отчасти можно согласиться с автором, что отличия западной и русской методических школ обусловлены разными мировоззренческими цивилизационными установками. Если западная система образования выросла на основе индивидуалистической протестантской этики, породившей капитализм, то отечественная  – укоренена в православии. В монографии показано, что западные заимствования (увлечение грубеизмом, практико-ориентированным обучением) не прижились в отечественной школе.

Удачной находкой автора является представление первоисточников в приложениях. Они не просто дополняют и иллюстрируют основной текст книги, но и позволяют проследить содержание математического образования в динамике. Так, в приложениях приведены программы по математике, датированные 1845 г. (утверждена министром народного просвещения С.С. Уваровым) и 1872 г. (утверждена министром народного просвещения Д.А. Толстым). Из их сравнения видно, что содержание математического образования в это время характеризовалось стабильностью.

Последнее приложение содержит перечень книг, включенных в каталоги по математике для гимназий и прогимназий в 1881 и 1884 г. Перечень книг так удобно расположен, что сразу видно, какие учебники повторялись, какие исключались, а какими дополнилось следующее издание каталога. Так, в каталог 1884 г. были включены в качестве руководств книги А. Воронова (по арифметике), П.Ф. Никульцева (по алгебре), Г.А. Тиме (по тригонометрии), которых ранее не было в каталоге за 1881 г.  А книга по тригонометрии А. Серре из раздела «руководства» была перенесена в раздел «пособия».

Название монографии очень точно отражает ее суть и содержание, поскольку в ней приводятся именно очерки, а не целостное описание всей истории методики обучения математике. При этом хронологические рамки исследуемого периода довольно широкие: XVI – начало ХХ в. Понятно, что реконструировать целостную картину методической мысли в России – это сверхзадача, которая, возможно, и не по силам одному исследователю. Однако у О.А. Саввиной есть многообещающий задел в виде многочисленных научных результатов, не вошедших в эту книгу, поэтому работу следует продолжить, чего и пожелаем автору.

И последнее. О востребованности монографии. В первую очередь, надо сказать, что в практике подготовки магистров по направлению «Педагогическое образование» в вузах России широко используется изучение дисциплины «История методики обучения математике»,  литература по которой не только бедна, но и выходила довольно давно (см. [1], [7]). Книга О.А. Саввиной и призвана восстановить этот пробел.

Монография адресована студентам, аспирантам, преподавателям математики средней и высшей школы, исследователям истории математического образования в России. Представляется, что круг читателей может быть еще шире. Книга будет полезна всем, интересующимся историей нашего отечества, а также родителям, стремящимся воспитывать и обучать своих детей на основе традиционных, проверенных временем и длительным опытом, методик.

 

References

1. Galanin D.D. Istoriya metodicheskih idey po arifmetike v Rossii [Tekst] / D.D. Galanin. — M.: Kn. mag. «Nauka», 1915. – 252

2. Kolyagin Yu.M. «Arifmetika» N.V. Bugaeva [Tekst] / Yu.M. Kolyagin, A.A. Malyutin, O.A. Savvina // Matematika v shkole. – 2009. – №9. – S. 59–65.

3. Kolyagin Yu.M. i dr. Russkaya shkola i matematicheskoe obrazovanie: nasha gordost' i nasha bol' [Tekst] / Yu.M. Kolyagin, O.A. Savvina, O.V. Tarasova. — Orel: OOO Poligrafiya firma «Kartush», 2007. – T. I – III.

4. Kolyagin Yu.M. i dr. Matematiki-pedagogi Rossii. Zabytye imena. Kniga Nikolay Vasil'evich Bugaev [Tekst] / Yu.M. Kolyagin, O.A. Savvina. – Elec: EGU im. I.A.Bunina, 2009. – 276 s.

5. Kolyagin Yu.M. i dr. Matematiki-pedagogi Rossii. Zabytye imena. Kniga 1. Filipp Vasil'evich Filippovich [Tekst] / Yu.M. Kolyagin, O.A. Savvina. – Elec: EGU im. I.A. Bunina, 2006. – 90 s.

6. Kolyagin Yu.M. i dr. Uchebnik i shkol'naya programma: kak vse nachinalos' [Tekst] / Yu.M. Kolyagin, O.A. Savvina // Matematika v shkole. – №– 2013. – S.58–68.

7. Lankov A.V. K istorii razvitiya peredovyh idey v russkoy metodike matematiki [Tekst] / A.V. Lankov. – M.: Uchpedgiz, 1951. – 151 s.

8. Savvina O.A. Evklid vs modernizm v prepodavanii matematiki [Tekst] / O.A. Savvina // Matematika v shkole. – 2015. – №9. – S. 49–56.

9. Savvina O.A. Zarozhdenie metodiki prepodavaniya matematiki v Evrope [Tekst] / O.A. Savvina // Istoriya nauki i tehniki. – 2016. – №3. – S. 54–59.

10. Savvina O.A. Istoricheskie ocherki o prepodavanii vysshey matematiki v srednih uchebnyh zavedeniyah Rossii. Chast' 2 (vtoraya polovina XIX – pervye semnadcat' let HH vv.): monografiya [Tekst] / O.A. Savvina. – Elec: EGU im. I.A. Bunina, 2002. – 246 s.

11. Savvina O.A. «Malininskaya epoha» v istorii russkogo uchebnika matematiki [Tekst] / O.A. Savvina // Matematika v shkole. – 2013. – №3–4. – S. 66–75.

12. Savvina O.A. Metodicheskie vzglyady P.S. Gur'eva (k 200-letiyu so dnya rozhdeniya) [Tekst] / O.A. Savvina // Psihologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve. – 2007. – №1-2. – S. 88–92.

13. Savvina O.A. Metodicheskie idei D.D. Galanina (k 150-letiyu so dnya rozhdeniya) [Tekst] / O.A. Savvina, O.A. Kolomnikova // Nachal'naya shkola. – 2007. – №10. – S.106–112.

14. Savvina O.A. N.A. Shaposhnikov i N.K. Val'cov — soavtory, kollegi i ne tol'ko [Tekst] / O.A. Savvina, E.R. Shaposhnikova // Matematika v shkole. – №5. – 20– S. 44–49.

15. Savvina O.A. O vklade russkih oficerov v razvitie otechestvennogo matematicheskogo obrazovaniya [Tekst] / O.A. Savvina // Matematika v shkole. – 2016. – № 2. – S. 48–54.

16. Savvina O.A. Ocherki po istorii metodiki obucheniya matematike (do 1917 goda) : monografiya [Tekst] / O.A. Savvina. – M.: INFRA-M, 2017. – 189 s.

17. Savvina O.A. Urok matematiki v dorevolyucionnoy sredney shkole [Tekst] / O.A. Savvina, I.A. Marushkina. – M.: INFRA-M, 2013. – 80 s.

18. Tarasova O.V. Istoriya shkol'noy geometrii s drevnih vremen i do konca XIX veka: Osnovnye etapy razvitiya elementarnogo kursa: monografiya [Tekst] / O.V. Tarasova. – Orel: OAO «Tipografiya Trud», 2004. – 452 s.

Login or Create
* Forgot password?