с 01.01.2015 по настоящее время
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Добиться успеха в преподавании математики можно лишь творчески осмыслив опыт прошлого. Особый интерес в этом отношении представляет изучение прогрессивного методического наследия, которому и посвящена монография О.А. Саввиной «Очерки по истории методики обучения математике (до 1917 г.)». Эта работа обладает рядом достоинств. В ней освещены слабо изученные в отечественной историко-педагогической науке вопросы: зарождение методики арифметики, методики алгебры, методики геометрии в Европе и России, история создания учебников математики и пр.
история методики обучения математике, рецензия на монографию О.А. Саввиной.
В последние десятилетия в отечественной педагогической науке обострился ряд противоречий. Все чаще всплывают факты нарушения преемственности педагогических идей, дидактического нигилизма и пренебрежения опытом дореволюционной и советской школы. Часто новация представляет собой, по сути, не всегда обоснованную критику отечественных предшественников и предложения, основанные на заимствовании и подражании зарубежному опыту, без учета традиций русской школы.
Происходящие в нашем обществе постоянные процессы реформирования образования актуализируют проблему изучения истории развития научной мысли и педагогического опыта прошлого. Дореволюционная методическая школа решала те же проблемы, что волнуют образовательные учреждения и сегодня: поиск целей, методов и критериев отбора содержания математического образования, создание качественного учебника математики и пр. Лишь творчески осмыслив опыт прошлого, органически сочетая лучшие традиции отечественного образования с требованиями современности, можно добиться успеха в преподавании математики сегодня. Несомненный интерес в этом отношении представляет изучение прогрессивного методического наследия, оставленного дореволюционными педагогами-математиками, которому и посвящена монография О.А. Саввиной.
Автор хорошо известен своими публикациями по истории математического образования ([2], [3], [4], [5], [6], [8], [9], [10], [11], [12] и др.), на основе которых и составлена большая часть «Очерков». При этом важно отметить, что О.А. Саввиной удалось избежать повторов из ранее изданной в серии «Научная мысль» монографии «Урок математики в дореволюционной средней школе» [15].
Помимо собственных публикаций, для написания монографии были широко использованы дореволюционные источники (учебная и методическая литература, периодические издания, архивные документы и пр. раритетные материалы). Введение в научный оборот новых фактов и источников составляет самостоятельную ценность рецензируемого исследования. Так, например, в монографии впервые публикуется портрет дореволюционного педагога-математика Н.К. Вальцова [1, c. 117], а также приводится первая программа по математике [1, с.166–170], опубликованная в «Журнале Министерства народного просвещения» в эпоху царствования Николая I, т.е. гораздо раньше «Толстовских реформ», с которыми в историко-педагогической науке и связывают появление первых официальных программ по школьным предметам. Выявлен вклад в развитие русской методики преподавания математики авторов учебников (Н.В. Бугаева, А.Ф. Малинина, Н.А. Шапошникова и др.). Не менее интересны свидетельства об истории регламентации учебной литературы в России, об опыте поощрения учебников специальной наградой – «Премией Императора Петра Великого». Эти премии выдавались за лучшие учебные руководства для средних и низших учебных заведений, а также за книги для народного чтения.
В представленных 15-ти очерках раскрыты следующие важные исторические темы:
– зарождение методики арифметики, методики алгебры, методики геометрии в Европе и России;
– история создания учебников математики в России;
– реконструкция методических идей П.С. Гурьева, Д.Д. Галанина, В.А. Латышева, Ф.В. Филипповича и др.
К сожалению, автор лишь коснулся исследования становления методики создания пропедевтического курса геометрии, оставив за рамками исследования труды ряда геометров-методистов. Но это вполне объяснимо, поскольку данный раздел уже был освещен в историко-педагогической литературе (см., например, [16]).
В качестве общего лейтмотива работы часто выступает сопоставление западной и отечественной традиций. Показано, что, несмотря на тесное общение с Европой, отечественная методика преподавания математики прошла свой самобытный путь, и все ее основные разделы оформились к началу ХX в. Методика преподавания арифметики зародилась в работах Ф.И. Буссе и П.С. Гурьева, методика алгебры – в работах А.Н. Страннолюбского и В.А. Латышева, методика геометрии – в работах А.Н. Острогорского и др. В начале ХХ в. вышло в свет первое на русском языке пособие по методике преподавания математики В.Р. Мрочека и Ф.В. Филипповича, в котором рассматривались как общие, так и частные методики.
Отчасти можно согласиться с автором, что отличия западной и русской методических школ обусловлены разными мировоззренческими цивилизационными установками. Если западная система образования выросла на основе индивидуалистической протестантской этики, породившей капитализм, то отечественная – укоренена в православии. В монографии показано, что западные заимствования (увлечение грубеизмом, практико-ориентированным обучением) не прижились в отечественной школе.
Удачной находкой автора является представление первоисточников в приложениях. Они не просто дополняют и иллюстрируют основной текст книги, но и позволяют проследить содержание математического образования в динамике. Так, в приложениях приведены программы по математике, датированные 1845 г. (утверждена министром народного просвещения С.С. Уваровым) и 1872 г. (утверждена министром народного просвещения Д.А. Толстым). Из их сравнения видно, что содержание математического образования в это время характеризовалось стабильностью.
Последнее приложение содержит перечень книг, включенных в каталоги по математике для гимназий и прогимназий в 1881 и 1884 г. Перечень книг так удобно расположен, что сразу видно, какие учебники повторялись, какие исключались, а какими дополнилось следующее издание каталога. Так, в каталог 1884 г. были включены в качестве руководств книги А. Воронова (по арифметике), П.Ф. Никульцева (по алгебре), Г.А. Тиме (по тригонометрии), которых ранее не было в каталоге за 1881 г. А книга по тригонометрии А. Серре из раздела «руководства» была перенесена в раздел «пособия».
Название монографии очень точно отражает ее суть и содержание, поскольку в ней приводятся именно очерки, а не целостное описание всей истории методики обучения математике. При этом хронологические рамки исследуемого периода довольно широкие: XVI – начало ХХ в. Понятно, что реконструировать целостную картину методической мысли в России – это сверхзадача, которая, возможно, и не по силам одному исследователю. Однако у О.А. Саввиной есть многообещающий задел в виде многочисленных научных результатов, не вошедших в эту книгу, поэтому работу следует продолжить, чего и пожелаем автору.
И последнее. О востребованности монографии. В первую очередь, надо сказать, что в практике подготовки магистров по направлению «Педагогическое образование» в вузах России широко используется изучение дисциплины «История методики обучения математике», литература по которой не только бедна, но и выходила довольно давно (см. [1], [7]). Книга О.А. Саввиной и призвана восстановить этот пробел.
Монография адресована студентам, аспирантам, преподавателям математики средней и высшей школы, исследователям истории математического образования в России. Представляется, что круг читателей может быть еще шире. Книга будет полезна всем, интересующимся историей нашего отечества, а также родителям, стремящимся воспитывать и обучать своих детей на основе традиционных, проверенных временем и длительным опытом, методик.
1. Галанин Д.Д. История методических идей по арифметике в России [Текст] / Д.Д. Галанин. — М.: Кн. маг. «Наука», 1915. – 252
2. Колягин Ю.М. «Арифметика» Н.В. Бугаева [Текст] / Ю.М. Колягин, А.А. Малютин, О.А. Саввина // Математика в школе. – 2009. – №9. – С. 59–65.
3. Колягин Ю.М. и др. Русская школа и математическое образование: наша гордость и наша боль [Текст] / Ю.М. Колягин, О.А. Саввина, О.В. Тарасова. — Орел: ООО Полиграфия фирма «Картуш», 2007. – Т. I – III.
4. Колягин Ю.М. и др. Математики-педагоги России. Забытые имена. Книга Николай Васильевич Бугаев [Текст] / Ю.М. Колягин, О.А. Саввина. – Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2009. – 276 с.
5. Колягин Ю.М. и др. Математики-педагоги России. Забытые имена. Книга 1. Филипп Васильевич Филиппович [Текст] / Ю.М. Колягин, О.А. Саввина. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006. – 90 с.
6. Колягин Ю.М. и др. Учебник и школьная программа: как все начиналось [Текст] / Ю.М. Колягин, О.А. Саввина // Математика в школе. – №– 2013. – С.58–68.
7. Ланков А.В. К истории развития передовых идей в русской методике математики [Текст] / А.В. Ланков. – М.: Учпедгиз, 1951. – 151 с.
8. Саввина О.А. Евклид vs модернизм в преподавании математики [Текст] / О.А. Саввина // Математика в школе. – 2015. – №9. – С. 49–56.
9. Саввина О.А. Зарождение методики преподавания математики в Европе [Текст] / О.А. Саввина // История науки и техники. – 2016. – №3. – С. 54–59.
10. Саввина О.А. Исторические очерки о преподавании высшей математики в средних учебных заведениях России. Часть 2 (вторая половина XIX – первые семнадцать лет ХХ вв.): монография [Текст] / О.А. Саввина. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2002. – 246 с.
11. Саввина О.А. «Малининская эпоха» в истории русского учебника математики [Текст] / О.А. Саввина // Математика в школе. – 2013. – №3–4. – С. 66–75.
12. Саввина О.А. Методические взгляды П.С. Гурьева (к 200-летию со дня рождения) [Текст] / О.А. Саввина // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2007. – №1-2. – С. 88–92.
13. Саввина О.А. Методические идеи Д.Д. Галанина (к 150-летию со дня рождения) [Текст] / О.А. Саввина, О.А. Коломникова // Начальная школа. – 2007. – №10. – С.106–112.
14. Саввина О.А. Н.А. Шапошников и Н.К. Вальцов — соавторы, коллеги и не только [Текст] / О.А. Саввина, Е.Р. Шапошникова // Математика в школе. – №5. – 20– С. 44–49.
15. Саввина О.А. О вкладе русских офицеров в развитие отечественного математического образования [Текст] / О.А. Саввина // Математика в школе. – 2016. – № 2. – С. 48–54.
16. Саввина О.А. Очерки по истории методики обучения математике (до 1917 года) : монография [Текст] / О.А. Саввина. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 189 с.
17. Саввина О.А. Урок математики в дореволюционной средней школе [Текст] / О.А. Саввина, И.А. Марушкина. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 80 с.
18. Тарасова О.В. История школьной геометрии с древних времён и до конца XIX века: Основные этапы развития элементарного курса: монография [Текст] / О.В. Тарасова. – Орёл: ОАО «Типография Труд», 2004. – 452 с.