Article’s author considers the motives, sources, technological aspects and forms of modern teacher‘s self-education.
competence; competency; informal education; consulting activity.
В условиях стремительных перемен, происходящих в последние годы в российском образовании, проблема самообразования учителя встает особенно остро. Закономерно, что в качестве одной из задач социокультурной модернизации образования XXI в. ставится задача развития «компетентности к обновлению компетенций» [1], что в условиях стремительного роста информационных потоков и темпа социаль ных изменений даст возможность учителям как наставникам молодежи решать профессиональные и жизненные проблемы.
Социологи утверждают, что перспективой развития общества является трансформация деятельности в самодеятельность (общесоциологический закон), развития — в саморазвитие, образования — в самообразование.
Выделяют основные формы образования взрослых:
формальное образование (общее среднее, среднее профессиональное, высшее, послевузовское профессиональное образование, повышение квалификации и переподготовки специалистов и руководителей с высшим и средним профессиональным образованием в институтах, на факультетах и курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки);
неформальное образование — профессионально направленное и (или) общекультурное обучение на платных курсах, в народных университетах, центрах непрерывного образования взрослых, лекториях и домах знаний, по телевидению и с помощью дистанционных средств, без аттестации и выдачи государственного сертификата (диплома);
информальное образование — нецеленаправленное (неосознаваемое) обучение в процессе любого информационного или коммуникативного действия.
В последние годы часто говорят о «досуговом образовании», под которым понимается нецеленаправленное приобретение знаний и навыков в свободное от оплачиваемого труда время. Разумеется, далеко не всякая досуговая деятельность — образовательная, однако с точки зрения индивидуального развития человека, включая его профессиональный рост и повышение способности адаптироваться к изменениям на рынке труда, досуговое образование может составлять важную компоненту информального образования в целом.
К неформальному и информальному образованию, по мнению социологов, следует отнести занятия спортом, включая туризм и путешествия, значение которых как образовательных средств не только для детей, но и для взрослых явно недооценивается. Между тем эти виды деятельности формируют такие положительные навыки, как умение действовать в команде, воля к победе или достижению поставленной задачи, состязательность (навык действий в конкурентной среде), поиск нестандартных решений. В связи с этим замечено, что среди тех, кому нравится самообразование, склонны к туризму и путешествиям 82,6%, а не склонны — всего 3,5% [3].
1. Asmolov A.G. Strategiya sotsiokul'turnoy modernizatsii obrazovaniya kak realizatsiya tselevykh ustanovok. — Poslanie Prezidenta RF D.A. Medvedeva Federal'nomu Sobraniyu. URL: http://mo.mosreg.ru/userdata/d-asl-42326.ppt#302,22
2. Akulova O.V., Pisareva S.A., Piskunova E.V., Tryapitsyna A.P. Sovremennaya shkola: opyt modernizatsii: Kniga dlya uchitelya / Pod obshch. red. A.P. Tryapitsynoy. — SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena, 2005.
3. Klyucharev G.A. Novaya negramotnost' i perspektivy issledovaniy obrazovaniya vzroslykh. Obnovlenie Rossii: trudnyy poisk resheniy. — 2000. — Vyp. 8.