Автор статьи рассматривает мотивы, источники, технологические аспекты, формы самообразования современного учителя.
компетенция; компетентность; неформальное образование; информальное образование; консалтинговая деятельность.
В условиях стремительных перемен, происходящих в последние годы в российском образовании, проблема самообразования учителя встает особенно остро. Закономерно, что в качестве одной из задач социокультурной модернизации образования XXI в. ставится задача развития «компетентности к обновлению компетенций» [1], что в условиях стремительного роста информационных потоков и темпа социаль ных изменений даст возможность учителям как наставникам молодежи решать профессиональные и жизненные проблемы.
Социологи утверждают, что перспективой развития общества является трансформация деятельности в самодеятельность (общесоциологический закон), развития — в саморазвитие, образования — в самообразование.
Выделяют основные формы образования взрослых:
формальное образование (общее среднее, среднее профессиональное, высшее, послевузовское профессиональное образование, повышение квалификации и переподготовки специалистов и руководителей с высшим и средним профессиональным образованием в институтах, на факультетах и курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки);
неформальное образование — профессионально направленное и (или) общекультурное обучение на платных курсах, в народных университетах, центрах непрерывного образования взрослых, лекториях и домах знаний, по телевидению и с помощью дистанционных средств, без аттестации и выдачи государственного сертификата (диплома);
информальное образование — нецеленаправленное (неосознаваемое) обучение в процессе любого информационного или коммуникативного действия.
В последние годы часто говорят о «досуговом образовании», под которым понимается нецеленаправленное приобретение знаний и навыков в свободное от оплачиваемого труда время. Разумеется, далеко не всякая досуговая деятельность — образовательная, однако с точки зрения индивидуального развития человека, включая его профессиональный рост и повышение способности адаптироваться к изменениям на рынке труда, досуговое образование может составлять важную компоненту информального образования в целом.
К неформальному и информальному образованию, по мнению социологов, следует отнести занятия спортом, включая туризм и путешествия, значение которых как образовательных средств не только для детей, но и для взрослых явно недооценивается. Между тем эти виды деятельности формируют такие положительные навыки, как умение действовать в команде, воля к победе или достижению поставленной задачи, состязательность (навык действий в конкурентной среде), поиск нестандартных решений. В связи с этим замечено, что среди тех, кому нравится самообразование, склонны к туризму и путешествиям 82,6%, а не склонны — всего 3,5% [3].
1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования как реализация целевых установок. — Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию. URL: http://mo.mosreg.ru/userdata/d-asl-42326.ppt#302,22
2. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А.П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
3. Ключарев Г.А. Новая неграмотность и перспективы исследований образования взрослых // Обновление России: трудный поиск решений. — 2000. — Вып. 8.