Issues of vocational education for rural youth are discussed. The urgency of organizing vocational training in rural areas is accented in the context for further employment prospects for the rural youth.
youth employment, vocational education, professional training.
В результате распада системы обязательного государственного распределения, существовавшей в советский период, выпускники СПО и вузов столкнулись с проблемой самостоятельного поиска рабочего места, к чему они в подавляющем большинстве не были готовы. Становление выпускника ссуза и вуза как производительного работника чрезвычайно усложнилось, так как образовался разрыв между учреждениями профессионального образования и работодателями, который в настоящее время имеет значительные масштабы.
Источником другой проблемы является старение населения. Уже в ближайшие десятилетия (после того как старшее поколение уйдет на пенсию) молодежь не сможет на необходимом уровне восполнить трудовой потенциал государства, как в количественном, так и в качественном выражении. Основанием для такого вывода служит довольно длинный ряд противоречий, существующих в российском обществе. В частности, требования современного инновационного производства выше уровня подготовки молодого поколения. Образовательный потенциал, накопленный российским обществом, — тоже. В результате получаемые знания отстают от уровня развития технологий. Квалификация, полученная выпускниками, зачастую не соответствует требованиям производства. Профессиональная ориентация молодежи строится не на знании содержания профессии и трудовых операций, а на внешних атрибутах. В дополнение к этому юноши и девушки не считают труд ценностью, а воспринимают его лишь как средство достижения личного блага. Стремление «жить хорошо» не совпадает у них со средствами достижения этой цели. Рынок образовательных услуг не соответствует потребностям рынка труда. Платные услуги развиваются быстрее, чем способность их оплачивать.
Третья проблема порождена переходом к постиндустриальному типу экономики, связанному с развитием новых технологий, изменением структуры занятости населения, глобализацией хозяйственных связей и ростом конкуренции. В этих условиях возрастают требования к деловым и личностным характеристикам выпускников, качеству их профессиональной подготовки, уровню квалификации, умениям и навыкам. По данным социологических исследований, проведенных лабораторией сравнительного анализа систем профессионального образования в России и за рубежом ТОИПКРО в 2011–2012 гг., не удовлетворены подготовкой специалистов в системе среднего профессионального образования 38% работодателей Сибирского федерального округа, в вузах — 30%. Особенно много нареканий вызывает практическое освоение профессии. Значительное количество молодых людей в определенной степени не готово к переходу от учебы к работе. Например, в Сибирском регионе после окончания обучения по специальности устраиваются примерно 40–50% выпускников.
1. Pal´yanov M.P., Novikova T.G., Abaturova V.V. Osobennosti modernizatsii professional´nogo obrazovaniya v Rossii i za rubezhom (sravnitel´nyy analiz) [Features modernization of vocational education in Russia and abroad (comparative analysis)]. Profil´naya shkola [Profile School]. 2013, no. 2, pp. 23–32.
2. Demchenko A.R., Morozova M.V. Formirovanie professional´nogo samoopredeleniya obuchayushchikhsya v protsesse profil´nogo obucheniya za rubezhom [Formation of professional self-learners in the process of school education abroad]. Pedagogika [Pedagogy]. 2013, no. 8, pp. 81–87.