The concept of school anxiety, its structural components and contributing factors are considered. Specific features of adolescent age are analyzed, meaning that adolescence is the age of the highest proneness to school anxiety emergence. The rationale is provided for the system of learning outcomes assessment currently employed as one of the factors contributing to the degree of adolescents’ anxiety. The author also reveals the findings of comparative analysis of this factor among learners at schools with criterial and with standardized learning outcomes assessment systems and presents evidence, that the criterial system is more effective and substantially influences on the degree of anxiety among secondary school learners.
school anxiety, social stress experience, frustration of achievement need, fear of self-expression, fear of knowledge check, fear to frustrate expectations, low physiological stress resistibility, troubles and fears in relationships with the teacher, criterial and standardized assessment systems.
Росcийские и зарубежные исследователи отмечают, что уровень тревожности у людей в современном обществе стремительно растет. Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний у школьников. Следствием такого неблагоприятного воздействия часто является нарушение психологического здоровья учащихся [1, 5, 7].
Тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности. В отличие от страха, который является реакцией на конкретную, реальную опасность, тревога — это переживание неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы [6].
Школьная тревожность как ситуативно проявляемое свойство учащихся приходить в состояние повышенного беспокойства в специфических социальных ситуациях может оказать серьезное влияние на дальнейшее становление личности подростка, перейдя в устойчивую форму и став личностным образованием [2, 3].
Подростковый возраст является наиболее сензитивным периодом для развития тревожных состояний. В этот период жизни происходят радикальные физические и психические изменения. Возникновение тревожных состояний связано с неудовлетворением ведущих потребностей возраста, неустойчивой самооценкой, страхами, ситуацией неопределенности [4].
А.М. Прихожан отмечает, что чаще всего тревожность развивается тогда, когда школьник находится в ситуации конфликта, вызванного негативными требованиями, которые могут поставить его в униженное или зависимое положение неадекватными, чаще всего завышенными требованиями, противоречивыми требованиями, необъективным оцениванием [3].
Таким образом, оценивание учебных достижений в школе является одним из факторов, который может оказать серьезное влияние на уровень тревожности учащихся.
1. Rodionov V.A., Stupnitskaya M.A. Kriterial’noe otsenivanie dostizheniy uchashchikhsya (po itogam raboty gorodskoy eksperimental’noy ploshchadki IPSSO MGPU “Effektivnoe upravlenie obrazovatel’nymi resursami shkoly v usloviyakh setevogo vzaimodeystviya”) [Criteria-based assessment of student achievement (by the results of the urban experimental site of Moscow State Pedagogical University “Effective management of educational resources in the school environment networking”)]. Moscow, Moscow State Pedagogical University Publ., 2010. 202 p.
2. Kurdyukova N.A. Otsenivanie uspeshnosti uchebnoy deyatel’nosti kak psikhologo-pedagogicheskaya problema. Cand. Diss. [Assessing the success of educational activity as psycho- pedagogical problem. Cand. Diss.]. St. Petersburg, 1997. 201 p.
3. Prikhozhan A.M. Psikhologiya trevozhnosti: doshkol’nyy i shkol’nyy vozrast [Psychology of anxiety: preschool and school age]. St. Petersburg, Piter Publ., 2009. 192 p.
4. Rean A.A. Psikhologiya podrostka [Adolescent psychology]. St. Petersburg, Praym Evroznak Publ., 2007. 480 p.
5. Rodionov V.A. Kriterial’noe otsenivanie kak zdorov’esberegayushchiy faktor shkol’noy sredy [Criteriabased assessment as a factor saving health school environment]. Shkola zdorov’ya [School of Health]. 2003, no. 3, pp. 37-40
6. Zinchenko V.P, Meshcheryakov B.G. Trevoga. Trevozhnost’. Yavleniya trevozhnogo ryada [Anxiety. Anxiety. Alarming number of phenomena]. Moscow, Pedagogika-Press Publ., 1999. 386 p.
7. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of secondary (complete) general education]. Available at: http://www.rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site-dok.html