Abstract and keywords
Abstract (English):
The article describes the model regional system support graduates organizations for orphans, graduates family forms of upbringing. The model describes the support system in terms of its impact on the process of social adaptation of graduates, ensuring the reduction of deviations from the optimal trajectory of their integration into society. In the proposed functional model, escort is considered as: a set of measures aimed at identifying and eliminating common causes and conditions that contribute to social disadaptation of graduates; Assistance to graduates in the provision of various types of assistance on the basis of interdepartmental and intersectoral interaction; Monitoring of the lives of graduates and the effectiveness of the types of social assistance and support provided to them; The activities of a specialist in providing social assistance and support to graduates; Technology of social assistance and support of graduates.

Keywords:
graduates organizations for orphans, graduates family forms of upbringing, regional system support graduates, support specialist, social help.
Text

 

Необходимость сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет по окончании их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и замещающих семьях (далее – выпускники), не вызывает сомнения. Государственный заказ на сопровождение выпускников сформулирован в трех основных стратегических документах, определяющих государственную политику в сфере защиты детства и семьи.

В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы (утверждена в 2012 г.) задача создания системы постинтернатного сопровождения выпускников для их социализации в обществе видится как механизм обеспечения равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства.

В Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена в 2014 г.) речь уже идет о развитии системы постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников, включая расширение функций организаций для детей-сирот в части постинтернатного сопровождения их выпускников. Развитие таких систем видится как механизм обеспечения социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена в 2015 г.) поставлена задача повышения эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество.

Анализ практики показывает, что в данный момент времени задачи по созданию и развитию системы постинтернатного сопровождения преимущественно решаются стихийно, сопровождение выпускников пока не стало повсеместной и регулярной практикой.

Предлагаемая нами модель региональной системы сопровождения выпускников является функциональной, так как выстроена с точки зрения ее основного процесса – сопровождения.

Сопровождение – можно понимать как обеспечение или гарантию (фр. garantiе – ручательство, обеспечение):

                 •      безопасности;

                 •      защиты;

                 •      предупреждения негативных последствий действия или бездействия;

                 •      оказания своевременной помощи, как экстренной, так и в объеме, необходимом для полного восстановления жизнедеятельности;

                 •      достижения планируемого результата (предполагается принятие определенной ответственности за результат).

Для осуществления вышеназванных функций сопровождение выпускников в одноименной региональной системе выступает как системообразующий процесс, включающий:

                 •      комплекс мер, направленных на выявление и устранение общих причин и условий, способствующих социальной дезадаптации выпускников;

                 •      содействие выпускникам в предоставлении разных видов помощи на основе межведомственного и межсекторного взаимодействия;

                 •      мониторинг жизнедеятельности выпускников и эффективности предоставляемых им видов социальной помощи и поддержки;

                 •      деятельность специалиста по оказанию социальной помощи и поддержки выпускникам;

•          технологию социальной помощи и поддержки выпускников.

Рассмотрим каждую из выделенных сторон.

Сопровождение как комплекс мер предусматривает:

•          меры социальной поддержки, предусмотренные в регионе на основе федеральных минимальных требований к обеспечению прав выпускников;

•          профилактику возникновения новых форм социальной эксклюзии (места скученного проживания, «позитивная дискриминация» и др.).

•          проведение мероприятий, направленных на формирование дружественной среды к детям-сиротам и лицам из их числа, преодоление негативных стереотипов.

Сопровождение как содействие выпускникам в предоставлении разных видов помощи предполагает наличие регламента межведомственного взаимодействия, определяющего содержание, порядок действий, виды деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и подведомственных им организаций.

На основе регламента межведомственного взаимодействия оказывается содействие выпускникам в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, специалистов разного профиля.

Перечень органов и организаций, включенных в регламент межведомственного взаимодействия:

•          органы опеки и попечительства;

•          органы управления образованием;

•          органы управления здравоохранением;

•          органы управления социальной защитой населения;

•          органы управления жилищным фондом;

•          органы управления занятостью населения;

•          территориальные органы министерства внутренних дел;

•          комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

•          образовательные организации среднего профессионального и высшего образования;

•          медицинские организации;

•          центры занятости населения;

•          организации, предоставляющие юридические услуги;

•          организации, предоставляющие психологические услуги;

•          организации, предоставляющие социальные услуги;

•          другие организации.

Содействие выпускникам осуществляется в:

•          получении медицинских услуг (анализ медицинской ситуации, информирование о возможностях получения медицинских услуг, запись на прием, совместное посещение медицинских учреждений, посещение в стационаре, психологическая поддержка, приобретение лекарств и медицинских приборов);

•          оформлении социальных выплат (пенсия по потере кормильца, пособие по безработице, пособие при рождении ребенка, пособие по уходу за ребенком, пособие по искусственному вскармливанию, пособие малообеспеченным семьям);

•          оформлении или переоформлении документов (новый паспорт, подтверждение гражданства, справка из ЖЭУ, восстановление потерянных документов, подтверждающих статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

•          решении вопросов, связанных с реализацией прав и обязанностей (получение алиментов, установление отцовства, оформление наследства, перевод на неполный рабочий день при нахождении в отпуске по уходу за ребенком (с сохранением всех выплат);

•          поиске работы и трудоустройстве (информирование о ситуации на рынке труда, помощь в поиске работы, в поступлении на курсы дополнительной профессиональной подготовки, семинары в центре занятости);

•          получении постоянного жилья;

•          организации ремонта постоянного жилья;

•          списании задолженности по коммунальным платежам;

•          предоставлении временного жилья;

•          получении материальной помощи;

•          поступлении в учебное заведение (информирование об учебных заведениях, помощь в выборе учебного заведения, помощь в сборе документов, необходимых для поступления, содействие в повышении уровня знаний, в подготовке к сдаче ЕГЭ, в том числе в поступлении на соответствующие подготовительные курсы, содействие в решении проблем, возникших при поступлении);

•          преодолении возникающих трудностей в обучении (мониторинг успеваемости и посещаемости, помощь при переходе на индивидуальный график обучения и выполнении требований учебной программы, содействие в организации производственной практики, содействие в переводе в новое учебное заведение, оформлении академического отпуска);

•          получении психологической помощи (коррекция психологического состояния, информирование об учреждениях, оказывающих психологические услуги (месте их нахождения и графике работы); углубленная психологическая диагностика; проведение индивидуальной (групповой) терапии; психологическое консультирование; работа с социальным окружением; психологическая помощь в изменении намерения женщины отказаться от новорожденного и иное).

Сопровождение как мониторинг социальной адаптации выпускников и эффективности предоставляемых им видов социальной помощи и поддержки

Самым общим образом мониторинг можно определить как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления соответствия желаемому результату или исходному положению. Поэтому для проведения мониторинга необходима разработка индикаторов, с помощью которых можно судить о начальном состоянии, насколько правильна реализуемая стратегия на промежуточных этапах и насколько достигнута поставленная цель.

Сопровождение включает три вида мониторинга: информационный – позволяет накапливать информацию, базовый – выявляет новые проблемы, сравнительный – позволяет сравнивать полученные результаты с самыми высокими, существующими в данной системе.

Возможны две стратегии организации мониторинга:

  1. сбор индивидуальных данных (информация собирается о каждом выпускнике и регулярно обновляется);
  2. сбор обобщенных данных (информация собирается по запросам в организации относительно выпускников, с которыми они взаимодействовали).

Структура индивидуальных данных:

•          информация о текущей ситуации выпускника: социально-демографические сведения, включая данные об образовании, трудоустройстве, обеспеченности жильем, уровне развития социальных навыков;

•          оценка жизненной ситуации выпускника на предмет наличия трудностей и рисков в восьми жизненных сферах: образование, источники доходов, правовой статус, жилье, семья и дети, трудоустройство, поведение, служба в рядах ВС РФ;

•          сведения о работе, проводимой с выпускниками: проблематика и результаты взаимодействия с выпускником, уровень сопровождения, протоколы консилиумов.

Структура обобщенных данных представлена в федеральном мониторинге реализации в субъекте Российской Федерации мер по социальной адаптации и сопровождению выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [3].

Сопровождение как деятельность специалиста по социальной помощи и поддержке выпускника

Сопровождение – это совместная деятельность выпускника и специалиста (взрослого), в которой действия выпускника направлены на позитивные изменения в жизненной ситуации, а действия специалиста – на создание условий для роста самостоятельности выпускника.

В этой деятельности специалист занимает особую профессиональную позицию, отличительные черты которой:

•          ориентация на создание с выпускником устойчивых, открытых, поддерживающих отношений, которые основываются на признании за выпускником приоритета в принятии решений, касающихся его жизни;

•          полная концентрация на конкретном выпускнике – все действия специалиста сопровождения учитывают социальную ситуацию и особенности этого выпускника;

•          вера в возможности и силы выпускника и создание условий для их раскрытия в процессе регулярного взаимодействия;

•          направленность на долгосрочный эффект, предполагающий реализацию активного обучения выпускника в реальном мире. Специалист сопровождения не создает специально учебных ситуаций, он действует в повседневной жизни, обучает в конкретных жизненных ситуациях и проводит регулярный мониторинг эффективности обучения.

Наличие специалиста сопровождения означает, что у выпускника появляется заинтересованный взрослый, который сознательно берет на себя ответственность за оказание ему поддержки и помощи.

Цель деятельности специалиста сопровождения – содействие социальной адаптации и интеграции выпускника.

Задачи:

•          установление доверительных и уважительных отношений с выпускником;

•          побуждение выпускника к проявлению собственной активности и самостоятельности; создание позитивного настроя в общении и деятельности;

•          укрепление у выпускника веры в собственные силы;

•          поддержка в преодолении затруднений;

•          повышение адаптивных возможностей выпускника.

В основе взаимодействия специалиста сопровождения и выпускника лежит внеситуативно-личностное общение. Такая форма общения играет большую роль в освоении ребенком правил поведения в социальном мире, в постижении его законов и взаимосвязей.

Удовлетворение потребности выпускника во взаимопонимании и сопереживании взрослого – главная функция внеситуативно-личностного общения. Это общение побуждается личностными мотивами. Взрослый является для ребенка уже не абстрактным источником внимания и доброжелательности, а конкретной личностью с определенными качествами (семейным положением, возрастом, профессией и пр.). Кроме того, взрослый – это компетентный судья, знающий, «что такое хорошо и что такое плохо», и образец для подражания.

Внеситуативно-личностное общение имеет большое значение для развития личности ребенка. Во-первых, ребенок усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им в своих действиях и поступках. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением. В-третьих, в личностном общении дети учатся различать роли разных взрослых: воспитателя, врача, учителя и т.д., и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения с ними.

В опыте сирот внеситуативно-личностное общение со значимым взрослым представлено недостаточно [1]. И роль специалиста сопровождения заключается именно в восполнении данного опыта. Общение специалиста сопровождения и выпускника направлено на оказание последнему помощи в поиске и нахождении своего адекватного места в обществе. В процессе общения выпускник учится ориентироваться в социальной сфере, устанавливать многообразные отношения с окружающими людьми. Усилия специалиста сопровождения направлены на помощь выпускнику в усвоении правил общежития и социальных ценностей, без которых невозможно стать взрослым, самостоятельным членом общества. Специалист сопровождения выступает в роли заинтересованного участника этого процесса.

Специалист сопровождения всегда находится рядом, и отношения с ним носят поддерживающий, устойчивый, открытый характер. Позиция специалиста сопровождения предполагает субъектное отношение к выпускнику. Как субъект собственной жизни выпускник имеет мотивы и стимулы к развитию, его активность направлена на адаптацию и выживание, и он способен нести ответственность за свою жизнь. Границы этой ответственности варьируются от полной самостоятельности, когда выпускник является хозяином своей жизни, до высокого уровня зависимости от других.

Выпускник – субъект живого общения, в ходе которого специалист сопровождения оказывает воздействие на позицию выпускника в направлении активизации его самостоятельных действий. Даже из самого затруднительного положения, опираясь на поддержку специалиста сопровождения, выпускник может найти выход. Профессионально построенное общение специалиста сопровождения и выпускника – это залог успешной адаптации в постинтернатный период.

Специалист сопровождения – помощник, человек, к которому можно обратиться за советом и поддержкой, не навязывающий определенного решения. Его позиция – безоценочное принятие, которое дает возможность выпускнику осознать, что его понимают и поддерживают, что он имеет право на ошибки и заблуждения, так же, как и специалист сопровождения. Позитивный настрой, укрепление у выпускника веры в собственные возможности, «разрешение» на пробы и ошибки – основа деятельности специалиста сопровождения.

Успех специалиста сопровождения во многом определяется его способностью создать в процессе общения обстановку доверия и безопасности, когда у выпускника есть возможность для самостоятельного выбора в построении собственного будущего. Специалист сопровождения – не родитель и не учитель. Он не читает нравоучений, не запугивает выпускника, не заигрывает с ним.

Специалист сопровождения не решает проблем за выпускника. В общении и совместных делах специалист сопровождения нацеливает выпускника на то, что трудные ситуации нужно уметь преодолевать самому, что любые действия имеют последствия, и человек сам несет ответственность за результат. Специалист сопровождения дает возможность выпускнику принять собственное решение, демонстрируя весь «веер» возможностей и последствий его выбора.

Отношения специалиста сопровождения и выпускника построены на основе взаимного доверия и уважения и имеют целью обучить выпускника наиболее эффективному использованию доступных ему собственных и общественных ресурсов, сохранить достигнутые результаты и подвести выпускника к независимому проживанию.

Деятельность специалиста сопровождения состоит из следующих компонентов:

•          взаимодействие с выпускником;

•          совместная работа с другими специалистами, принимающими участие в социальной адаптации выпускника;

•          взаимодействие с органами и учреждениями, принимающими участие в сопровождении.

Специалист сопровождения может находиться в различных ролевых позициях, т.е. являться:

•          помощником, наставником, вдохновителем, консультантом;

•          необходимым для выпускника источником знаний, умений, навыков и качеств;

•          представителем, защитником интересов, адвокатом, экспертом;

•          участником совместной деятельности команды специалистов, посредником во взаимодействии с органами и учреждениями, принимающими участие в сопровождении.

Условия эффективной деятельности специалиста сопровождения:

•          ограниченное число сопровождаемых;

•          включение специалиста сопровождения в социальную сеть выпускника;

•          продолжительное взаимодействие (не менее года);

•          взаимодействие, происходящее в реальной жизни; координация усилий всех субъектов сопровождения.

Число выпускников, сопровождаемых одним специалистом сопровождения, может варьироваться от одного до двадцати в зависимости от степени сложности проблем, которые приходится решать, доли новых выпускников, которые обычно требуют более пристального внимания, наличия и доступности общественных ресурсов и т.д. Практика показывает, что специалист сопровождения должен сопровождать не более 20 выпускников. Количество сопровождаемых зависит и от того, насколько часто специалисту сопровождения приходится иметь дело с острыми, безотлагательными проблемами и с поведением высокой степени риска.

Индивидуальный характер сопровождения позволяет: а) сосредоточиться на решении конкретных задач, четко выделяя проблему, над решением которой работает каждый субъект сопровождения, и в первую очередь сам выпускник; б) обеспечить поступательное развитие, т.е., разрешив одни проблемы, сосредоточиться на следующих; в) определить основные подходы для разрешения обозначенных проблем.

Сопровождение как технология социальной помощи и поддержки

Технологию сопровождения можно описать через последовательную реализацию определенных шагов (этапы сопровождения):

I этап – диагностический, здесь происходит осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения;

II этап – поисковый, целью данного этапа является определение цели и задач сопровождения в сложившейся ситуации, сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим ребенком (включая возможность адаптации информации);

III этап – консультативно-проективный (договорной), на данном этапе специалисты сопровождения обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, обсуждают позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы;

IV этап – реализации запланированных действий, данный этап обеспечивает достижение желаемого результата. Задача специалиста по сопровождению состоит в оказании помощи по реализации первых пунктов плана как взрослым, так и ребенку. Важно помочь участникам решения проблемы почувствовать «вкус успеха» в выполнении договоренности. Разрешение проблемы часто требует активного вмешательства внешних специалистов – психологов, медицинских работников, юристов и т.д. Функции координатора на этом этапе принимает на себя специалист сопровождения;

V этап – рефлексивный, это период анализа и осмысления результатов действий по решению той или иной проблемы, определение перспектив [2].

Этапы сопровождения рассматриваются не как необратимые периоды, возвращение к которым невозможно и ненужно, а как развитие по спирали, где повторение пройденного на последующем уровне способствует не только закреплению адекватных социальных паттернов поведения, но и их новому осмыслению.

Структура региональной системы сопровождения в соответствии с описанной выше моделью представлена на рисунке 1.

Рис. 1 – Структура региональной системы сопровождения выпускников.

 

Подводя итоги, отметим, что региональная система сопровождения выпускников по своей функции является адаптирующей системой и нацелена на повышение уровня социальной адаптации выпускников и формирование у них готовности и способности адаптироваться к изменениям жизненной среды.

Выполнение обозначенных функций возможно только, если в региональной системе сопровождения выпускников сопровождение будет представлено как системообразующий процесс, включающий все описанные выше стороны.

Статья выполнена в рамках государственного задания научно-исследовательских работ Министерства образования и науки Российской Федерации по проекту «Научные основы семейного и социального воспитания детей и молодежи» по теме НИР «Теория и практика социально-педагогического сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей».

 

References

1. Age standards of socialization of children-orphans; under the General direction of E.M. Rybinsky / N.P. Ivanova, I.A. Bobyleva, O.V. Samodelkin. – M., 1999. – 52 p. (in Russian)

2. Mardahaev, L.V. Socio-pedagogical support and support of the person in life situations / L.V. Mardahaev // Pedagogical education and science. – 2010. – № 6. – P. 4-10 (in Russian).

3. Family, G.V. Results of Federal monitoring of social adaptation of graduates of educational institutions for children-orphans and children left without parental care / G.V. Family // Regional programmes of social adaptation of graduates of institutions for orphans and children left without parental care. Materials of the interregional scientific-practical conference (June 30 – July 1, 2011, Smolensk); comp. A.I. Bobylev. – M., Charitable Foundation of social assistance to children "Spread your wings!", 2011. – P. 34–63. (in Russian)

Login or Create
* Forgot password?