Россия
Россия
В статье представлена модель региональной системы сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и семейных форм воспитания. Модель описывает систему сопровождения с точки зрения ее воздействия на процесс социальной адаптации выпускников, обеспечивающего снижение отклонений от оптимальной траектории их интеграции в социум. В предлагаемой функциональной модели сопровождение рассматривается как комплекс мер, направленных на выявление и устранение общих причин и условий, способствующих социальной дезадаптации выпускников; содействие выпускникам в предоставлении разных видов помощи на основе межведомственного и межсекторного взаимодействия; мониторинг жизнедеятельности выпускников и эффективности предоставляемых им видов социальной помощи и поддержки; деятельность специалиста по оказанию социальной помощи и поддержки выпускникам; технологию социальной помощи и поддержки выпускников.
выпускники детских домов, выпускники замещающих семей, региональная система сопровождения выпускников, специалист сопровождения, социальная помощь.
Необходимость сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет по окончании их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и замещающих семьях (далее – выпускники), не вызывает сомнения. Государственный заказ на сопровождение выпускников сформулирован в трех основных стратегических документах, определяющих государственную политику в сфере защиты детства и семьи.
В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы (утверждена в 2012 г.) задача создания системы постинтернатного сопровождения выпускников для их социализации в обществе видится как механизм обеспечения равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства.
В Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена в 2014 г.) речь уже идет о развитии системы постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников, включая расширение функций организаций для детей-сирот в части постинтернатного сопровождения их выпускников. Развитие таких систем видится как механизм обеспечения социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена в 2015 г.) поставлена задача повышения эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество.
Анализ практики показывает, что в данный момент времени задачи по созданию и развитию системы постинтернатного сопровождения преимущественно решаются стихийно, сопровождение выпускников пока не стало повсеместной и регулярной практикой.
Предлагаемая нами модель региональной системы сопровождения выпускников является функциональной, так как выстроена с точки зрения ее основного процесса – сопровождения.
Сопровождение – можно понимать как обеспечение или гарантию (фр. garantiе – ручательство, обеспечение):
• безопасности;
• защиты;
• предупреждения негативных последствий действия или бездействия;
• оказания своевременной помощи, как экстренной, так и в объеме, необходимом для полного восстановления жизнедеятельности;
• достижения планируемого результата (предполагается принятие определенной ответственности за результат).
Для осуществления вышеназванных функций сопровождение выпускников в одноименной региональной системе выступает как системообразующий процесс, включающий:
• комплекс мер, направленных на выявление и устранение общих причин и условий, способствующих социальной дезадаптации выпускников;
• содействие выпускникам в предоставлении разных видов помощи на основе межведомственного и межсекторного взаимодействия;
• мониторинг жизнедеятельности выпускников и эффективности предоставляемых им видов социальной помощи и поддержки;
• деятельность специалиста по оказанию социальной помощи и поддержки выпускникам;
• технологию социальной помощи и поддержки выпускников.
Рассмотрим каждую из выделенных сторон.
Сопровождение как комплекс мер предусматривает:
• меры социальной поддержки, предусмотренные в регионе на основе федеральных минимальных требований к обеспечению прав выпускников;
• профилактику возникновения новых форм социальной эксклюзии (места скученного проживания, «позитивная дискриминация» и др.).
• проведение мероприятий, направленных на формирование дружественной среды к детям-сиротам и лицам из их числа, преодоление негативных стереотипов.
Сопровождение как содействие выпускникам в предоставлении разных видов помощи предполагает наличие регламента межведомственного взаимодействия, определяющего содержание, порядок действий, виды деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и подведомственных им организаций.
На основе регламента межведомственного взаимодействия оказывается содействие выпускникам в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, специалистов разного профиля.
Перечень органов и организаций, включенных в регламент межведомственного взаимодействия:
• органы опеки и попечительства;
• органы управления образованием;
• органы управления здравоохранением;
• органы управления социальной защитой населения;
• органы управления жилищным фондом;
• органы управления занятостью населения;
• территориальные органы министерства внутренних дел;
• комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
• образовательные организации среднего профессионального и высшего образования;
• медицинские организации;
• центры занятости населения;
• организации, предоставляющие юридические услуги;
• организации, предоставляющие психологические услуги;
• организации, предоставляющие социальные услуги;
• другие организации.
Содействие выпускникам осуществляется в:
• получении медицинских услуг (анализ медицинской ситуации, информирование о возможностях получения медицинских услуг, запись на прием, совместное посещение медицинских учреждений, посещение в стационаре, психологическая поддержка, приобретение лекарств и медицинских приборов);
• оформлении социальных выплат (пенсия по потере кормильца, пособие по безработице, пособие при рождении ребенка, пособие по уходу за ребенком, пособие по искусственному вскармливанию, пособие малообеспеченным семьям);
• оформлении или переоформлении документов (новый паспорт, подтверждение гражданства, справка из ЖЭУ, восстановление потерянных документов, подтверждающих статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
• решении вопросов, связанных с реализацией прав и обязанностей (получение алиментов, установление отцовства, оформление наследства, перевод на неполный рабочий день при нахождении в отпуске по уходу за ребенком (с сохранением всех выплат);
• поиске работы и трудоустройстве (информирование о ситуации на рынке труда, помощь в поиске работы, в поступлении на курсы дополнительной профессиональной подготовки, семинары в центре занятости);
• получении постоянного жилья;
• организации ремонта постоянного жилья;
• списании задолженности по коммунальным платежам;
• предоставлении временного жилья;
• получении материальной помощи;
• поступлении в учебное заведение (информирование об учебных заведениях, помощь в выборе учебного заведения, помощь в сборе документов, необходимых для поступления, содействие в повышении уровня знаний, в подготовке к сдаче ЕГЭ, в том числе в поступлении на соответствующие подготовительные курсы, содействие в решении проблем, возникших при поступлении);
• преодолении возникающих трудностей в обучении (мониторинг успеваемости и посещаемости, помощь при переходе на индивидуальный график обучения и выполнении требований учебной программы, содействие в организации производственной практики, содействие в переводе в новое учебное заведение, оформлении академического отпуска);
• получении психологической помощи (коррекция психологического состояния, информирование об учреждениях, оказывающих психологические услуги (месте их нахождения и графике работы); углубленная психологическая диагностика; проведение индивидуальной (групповой) терапии; психологическое консультирование; работа с социальным окружением; психологическая помощь в изменении намерения женщины отказаться от новорожденного и иное).
Сопровождение как мониторинг социальной адаптации выпускников и эффективности предоставляемых им видов социальной помощи и поддержки
Самым общим образом мониторинг можно определить как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления соответствия желаемому результату или исходному положению. Поэтому для проведения мониторинга необходима разработка индикаторов, с помощью которых можно судить о начальном состоянии, насколько правильна реализуемая стратегия на промежуточных этапах и насколько достигнута поставленная цель.
Сопровождение включает три вида мониторинга: информационный – позволяет накапливать информацию, базовый – выявляет новые проблемы, сравнительный – позволяет сравнивать полученные результаты с самыми высокими, существующими в данной системе.
Возможны две стратегии организации мониторинга:
- сбор индивидуальных данных (информация собирается о каждом выпускнике и регулярно обновляется);
- сбор обобщенных данных (информация собирается по запросам в организации относительно выпускников, с которыми они взаимодействовали).
Структура индивидуальных данных:
• информация о текущей ситуации выпускника: социально-демографические сведения, включая данные об образовании, трудоустройстве, обеспеченности жильем, уровне развития социальных навыков;
• оценка жизненной ситуации выпускника на предмет наличия трудностей и рисков в восьми жизненных сферах: образование, источники доходов, правовой статус, жилье, семья и дети, трудоустройство, поведение, служба в рядах ВС РФ;
• сведения о работе, проводимой с выпускниками: проблематика и результаты взаимодействия с выпускником, уровень сопровождения, протоколы консилиумов.
Структура обобщенных данных представлена в федеральном мониторинге реализации в субъекте Российской Федерации мер по социальной адаптации и сопровождению выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [3].
Сопровождение как деятельность специалиста по социальной помощи и поддержке выпускника
Сопровождение – это совместная деятельность выпускника и специалиста (взрослого), в которой действия выпускника направлены на позитивные изменения в жизненной ситуации, а действия специалиста – на создание условий для роста самостоятельности выпускника.
В этой деятельности специалист занимает особую профессиональную позицию, отличительные черты которой:
• ориентация на создание с выпускником устойчивых, открытых, поддерживающих отношений, которые основываются на признании за выпускником приоритета в принятии решений, касающихся его жизни;
• полная концентрация на конкретном выпускнике – все действия специалиста сопровождения учитывают социальную ситуацию и особенности этого выпускника;
• вера в возможности и силы выпускника и создание условий для их раскрытия в процессе регулярного взаимодействия;
• направленность на долгосрочный эффект, предполагающий реализацию активного обучения выпускника в реальном мире. Специалист сопровождения не создает специально учебных ситуаций, он действует в повседневной жизни, обучает в конкретных жизненных ситуациях и проводит регулярный мониторинг эффективности обучения.
Наличие специалиста сопровождения означает, что у выпускника появляется заинтересованный взрослый, который сознательно берет на себя ответственность за оказание ему поддержки и помощи.
Цель деятельности специалиста сопровождения – содействие социальной адаптации и интеграции выпускника.
Задачи:
• установление доверительных и уважительных отношений с выпускником;
• побуждение выпускника к проявлению собственной активности и самостоятельности; создание позитивного настроя в общении и деятельности;
• укрепление у выпускника веры в собственные силы;
• поддержка в преодолении затруднений;
• повышение адаптивных возможностей выпускника.
В основе взаимодействия специалиста сопровождения и выпускника лежит внеситуативно-личностное общение. Такая форма общения играет большую роль в освоении ребенком правил поведения в социальном мире, в постижении его законов и взаимосвязей.
Удовлетворение потребности выпускника во взаимопонимании и сопереживании взрослого – главная функция внеситуативно-личностного общения. Это общение побуждается личностными мотивами. Взрослый является для ребенка уже не абстрактным источником внимания и доброжелательности, а конкретной личностью с определенными качествами (семейным положением, возрастом, профессией и пр.). Кроме того, взрослый – это компетентный судья, знающий, «что такое хорошо и что такое плохо», и образец для подражания.
Внеситуативно-личностное общение имеет большое значение для развития личности ребенка. Во-первых, ребенок усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им в своих действиях и поступках. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением. В-третьих, в личностном общении дети учатся различать роли разных взрослых: воспитателя, врача, учителя и т.д., и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения с ними.
В опыте сирот внеситуативно-личностное общение со значимым взрослым представлено недостаточно [1]. И роль специалиста сопровождения заключается именно в восполнении данного опыта. Общение специалиста сопровождения и выпускника направлено на оказание последнему помощи в поиске и нахождении своего адекватного места в обществе. В процессе общения выпускник учится ориентироваться в социальной сфере, устанавливать многообразные отношения с окружающими людьми. Усилия специалиста сопровождения направлены на помощь выпускнику в усвоении правил общежития и социальных ценностей, без которых невозможно стать взрослым, самостоятельным членом общества. Специалист сопровождения выступает в роли заинтересованного участника этого процесса.
Специалист сопровождения всегда находится рядом, и отношения с ним носят поддерживающий, устойчивый, открытый характер. Позиция специалиста сопровождения предполагает субъектное отношение к выпускнику. Как субъект собственной жизни выпускник имеет мотивы и стимулы к развитию, его активность направлена на адаптацию и выживание, и он способен нести ответственность за свою жизнь. Границы этой ответственности варьируются от полной самостоятельности, когда выпускник является хозяином своей жизни, до высокого уровня зависимости от других.
Выпускник – субъект живого общения, в ходе которого специалист сопровождения оказывает воздействие на позицию выпускника в направлении активизации его самостоятельных действий. Даже из самого затруднительного положения, опираясь на поддержку специалиста сопровождения, выпускник может найти выход. Профессионально построенное общение специалиста сопровождения и выпускника – это залог успешной адаптации в постинтернатный период.
Специалист сопровождения – помощник, человек, к которому можно обратиться за советом и поддержкой, не навязывающий определенного решения. Его позиция – безоценочное принятие, которое дает возможность выпускнику осознать, что его понимают и поддерживают, что он имеет право на ошибки и заблуждения, так же, как и специалист сопровождения. Позитивный настрой, укрепление у выпускника веры в собственные возможности, «разрешение» на пробы и ошибки – основа деятельности специалиста сопровождения.
Успех специалиста сопровождения во многом определяется его способностью создать в процессе общения обстановку доверия и безопасности, когда у выпускника есть возможность для самостоятельного выбора в построении собственного будущего. Специалист сопровождения – не родитель и не учитель. Он не читает нравоучений, не запугивает выпускника, не заигрывает с ним.
Специалист сопровождения не решает проблем за выпускника. В общении и совместных делах специалист сопровождения нацеливает выпускника на то, что трудные ситуации нужно уметь преодолевать самому, что любые действия имеют последствия, и человек сам несет ответственность за результат. Специалист сопровождения дает возможность выпускнику принять собственное решение, демонстрируя весь «веер» возможностей и последствий его выбора.
Отношения специалиста сопровождения и выпускника построены на основе взаимного доверия и уважения и имеют целью обучить выпускника наиболее эффективному использованию доступных ему собственных и общественных ресурсов, сохранить достигнутые результаты и подвести выпускника к независимому проживанию.
Деятельность специалиста сопровождения состоит из следующих компонентов:
• взаимодействие с выпускником;
• совместная работа с другими специалистами, принимающими участие в социальной адаптации выпускника;
• взаимодействие с органами и учреждениями, принимающими участие в сопровождении.
Специалист сопровождения может находиться в различных ролевых позициях, т.е. являться:
• помощником, наставником, вдохновителем, консультантом;
• необходимым для выпускника источником знаний, умений, навыков и качеств;
• представителем, защитником интересов, адвокатом, экспертом;
• участником совместной деятельности команды специалистов, посредником во взаимодействии с органами и учреждениями, принимающими участие в сопровождении.
Условия эффективной деятельности специалиста сопровождения:
• ограниченное число сопровождаемых;
• включение специалиста сопровождения в социальную сеть выпускника;
• продолжительное взаимодействие (не менее года);
• взаимодействие, происходящее в реальной жизни; координация усилий всех субъектов сопровождения.
Число выпускников, сопровождаемых одним специалистом сопровождения, может варьироваться от одного до двадцати в зависимости от степени сложности проблем, которые приходится решать, доли новых выпускников, которые обычно требуют более пристального внимания, наличия и доступности общественных ресурсов и т.д. Практика показывает, что специалист сопровождения должен сопровождать не более 20 выпускников. Количество сопровождаемых зависит и от того, насколько часто специалисту сопровождения приходится иметь дело с острыми, безотлагательными проблемами и с поведением высокой степени риска.
Индивидуальный характер сопровождения позволяет: а) сосредоточиться на решении конкретных задач, четко выделяя проблему, над решением которой работает каждый субъект сопровождения, и в первую очередь сам выпускник; б) обеспечить поступательное развитие, т.е., разрешив одни проблемы, сосредоточиться на следующих; в) определить основные подходы для разрешения обозначенных проблем.
Сопровождение как технология социальной помощи и поддержки
Технологию сопровождения можно описать через последовательную реализацию определенных шагов (этапы сопровождения):
I этап – диагностический, здесь происходит осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения;
II этап – поисковый, целью данного этапа является определение цели и задач сопровождения в сложившейся ситуации, сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим ребенком (включая возможность адаптации информации);
III этап – консультативно-проективный (договорной), на данном этапе специалисты сопровождения обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, обсуждают позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы;
IV этап – реализации запланированных действий, данный этап обеспечивает достижение желаемого результата. Задача специалиста по сопровождению состоит в оказании помощи по реализации первых пунктов плана как взрослым, так и ребенку. Важно помочь участникам решения проблемы почувствовать «вкус успеха» в выполнении договоренности. Разрешение проблемы часто требует активного вмешательства внешних специалистов – психологов, медицинских работников, юристов и т.д. Функции координатора на этом этапе принимает на себя специалист сопровождения;
V этап – рефлексивный, это период анализа и осмысления результатов действий по решению той или иной проблемы, определение перспектив [2].
Этапы сопровождения рассматриваются не как необратимые периоды, возвращение к которым невозможно и ненужно, а как развитие по спирали, где повторение пройденного на последующем уровне способствует не только закреплению адекватных социальных паттернов поведения, но и их новому осмыслению.
Структура региональной системы сопровождения в соответствии с описанной выше моделью представлена на рисунке 1.
Рис. 1 – Структура региональной системы сопровождения выпускников.
Подводя итоги, отметим, что региональная система сопровождения выпускников по своей функции является адаптирующей системой и нацелена на повышение уровня социальной адаптации выпускников и формирование у них готовности и способности адаптироваться к изменениям жизненной среды.
Выполнение обозначенных функций возможно только, если в региональной системе сопровождения выпускников сопровождение будет представлено как системообразующий процесс, включающий все описанные выше стороны.
Статья выполнена в рамках государственного задания научно-исследовательских работ Министерства образования и науки Российской Федерации по проекту «Научные основы семейного и социального воспитания детей и молодежи» по теме НИР «Теория и практика социально-педагогического сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей».
1. Возрастные стандарты социализации детей-сирот [Текст] / Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина; под общ. руководством Е.М. Рыбинского. – М., 1999. – 52 с.
2. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации [Текст] / Л.В. Мардахаев // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 6. – С. 4–10.
3. Семья Г.В. Результаты Федерального мониторинга социальной адаптации выпускников образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] / Г.В. Семья // Региональные программы социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (30 июня – 1 июля 2011 г., г. Смоленск); сост. И.А. Бобылева. – М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!», 2011. – С. 34–63.