Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals public relations in the information-communication area. The author analyzes the PR-discourse as a type of institutional discourse, shows its backbone features: purpose, the recipient, the sender, the functions. The author pays special attention to the subject-object space PRdiscourse, gives a classification of the subject space, shows the different types of the destination. To determine the boundaries of public relations the author analyses different points of view on the ratio of public relations, advertising and propaganda. The author shows four models of PR and their priorities and goals.

Keywords:
information-communication area, PR-discourse, border PRdiscourse, advertising, propaganda, journalism.
Text

В последние десятилетия развитие информационных технологий, средств массовой информации и электронной коммуникации приводит к глобальным изменениям в формах и методах подачи информации, расширению информационного поля и появлению новых видов дискурса. Формирование сферы услуг public relations в XX в. способствовало образованию дискурса связей с общественностью, или PR-дискурса. Теоретико-методологический анализ PR-дискурса, осуществляемый в данной работе, базируется на достижениях общей теории дискурса и интеграции в некую целостную систему ряда социолингвистических и социологических концепций и подходов. 

PR-дискурс – новый объект комплексного научного изучения, поэтому до сих пор еще не сложился научный аппарат, принимаемый всеми исследователями этой области, отсутствует механизм анализа данного вида дискурса, а также, по наблюдениям А.Д. Кривоносова, еще нельзя говорить об институализации этой сферы в полном объеме [10]. Однако все активнее развивается не только PR-деятельность, но и сама наука о PR – пиарология, которая имеет комплексную междисциплинарную природу.

В современном информационно-коммуникативном пространстве связи с общественностью играют важную и заметную роль. Используя современные информационные технологии, информационные стратегии, PR создает свое коммуникативное событие как некое информационное поле, которое влияет на единое информационное пространство. В узком смысле под единым информационным пространством понимают пространство, территориально ограниченное, в котором информационная деятельность регулируется правовыми нормами. Однако большее распространение получили дефиниции, рассматривающие информационное пространство как сферу, не имеющую границ и территории.

В философской интерпретации информационным пространством называют среду распространения информации в социуме, находящуюся под влиянием экономических, политических, культурных и других факторов. Или, например, более детализированное определение: «Форма скоординированных и структурированных, территориально близких и удаленных информационных ресурсов, аккумулирующих результаты коммуникационной деятельности людей» [6, с. 8].

References

1. Blek S. PR: mezhdunarodnaya praktika [PR: international practice Moscow]. Dovgan’ Publ., 1997.

2. Bol’shoy entsiklopedicheskiy slovar’ [Encyclopedic Dictionary]. Moscow. St. Petersburg, 2000.

3. Buari F. Pablik rileyshnz, ili strategiya doveriya [PR, strategy or trust]. Moscow, Infra-M Publ., 2001.

4. Goykhman O.Ya. Kommunikativistika v sovremennom obshchestve [Communications studies in modern society]. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sovremennaya kommunikativistika [Research and development. Modern communications studies], 2012, no. 1, pp. 4–8.

5. Deyk van T.A. Yazyk. Poznanie. Kommunikatsiya [Language. Cognition. Communication]. Moscow, Progress Publ., 1989.

6. Katkova M.V. Transformatsiya kul’tury v informatsionnom prostranstve sovremennogo obshchestva. Kand. Diss. [Transforming culture in the information space of contemporary society. Cand. Diss.]. Saratov, 2012.

7. Katlip S., Senter A., Brum G. Pablik rileyshenz. Teoriya i praktika [Public relations. Theory and practice]. Moscow, Vil’yams Publ., 2008.

8. Kontseptsiya formirovaniya i razvitiya edinogo informatsionnogo prostranstva Rossii i sootvetstvuyushchikh gosudarstvennykh informatsionnykh resursov ot 23 noyabrya 1995 g. [The concept of formation and development of a common information space of Russia and the relevant government information resources on November 23, 1995] Available at: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/ejzakony/i2o.htm.

9. Krivonosov A.D. PR-tekst kak instrument publichnykh kommunikatsiy. Dokt. Diss. [PR text as a tool of public communications. Doct. Diss.]. St. Petersburg, 2002.

10. Krivonosov A.D. Rossiyskaya nauka o svyazyakh s obshchestvennost’yu: paradigmy razvitiya [Russian science on public relations: the paradigm of development]. Peterburgskaya shkola PR i reklamy: ot teorii k praktike [The Petersburg school of PR and advertising: from theory to practice], St. Petersburg, Roza mira Publ., 2006, vol. 4, pp. 113–124.

11. Lukieva E.B. Teoriya i praktika svyazey s obshchestvennost’yu. Ch. 1. Osnovy PR. [Theory and practice of public relations. Part 1. PR Basic ]. Tomsk, TPU Publ., 2006.

12. N’yusom D., VanSlayk T.Dzh. Krukeberg D., Vse o PR. Teoriya i praktika pablik rileyshnz [All about PR. Theory and practice of public relations]. Moscow, IMIDZh-Kontakt Publ., INFRA-M Publ., 2001.

13. Sinyaeva I.M. Pablik rileyshenz: Tolkovyy slovar’ [Public promotional: Explanatory dictionary]. Moscow, Dashkov i K Publ., 2010.

14. Pashentsev E.N. Pablik rileyshenz: ot biznesa do politiki [Public promotional from business to politics]. Moscow, Finpress Publ., 2002.

15. Pocheptsov G.G. Kommunikativnye tekhnologii dvadtsatogo veka [Communicative technologies of the twentieth century]. Moscow, Refl-buk Publ., Kiev, Vakler Publ., 2000.

16. Rozhdestvenskiy Yu.V. Teoriya ritoriki. [Theory of rhetoric]. Moscow, Flinta Publ., Nauka Publ., 2006.

17. Tulupov V.V. Svyazi s obshchestvennost’yu v sisteme kommunikatsiy (pablik rileyshenz – zhurnalistika – reklama) [Public relations in the system of communications (public promotional journalism, advertising)]. Svyazi s obshchestvennost’yu. Bazovye ponyatiya [Public relations. Basic concepts]. Voronezh, Kvarta Publ., 2003, pp. 5–40.

18. Tul’chinskiy G.L. PR firmy: tekhnologiya i effektivnost’ [PRfirm: the technology and efficiency]. St. Petersburg, Aleteyya Publ., 2001.

19. Filosofskiy slovar’ [Philosophical dictionary]. Moscow, Politicheskaya literatura Publ.,1986.

20. 20. Chumikov A.N., Bocharov M.P. Svyazi s obshchestvennost’yu: teoriya i praktika [Public relations:theory and practice]. Moscow, Delo Publ., 2006.

21. Shishkina M.A. Pablik rileyshnz v sisteme sotsial’nogo upravleniya [Public relations in the system of social management]. St. Petersburg, Pallada-Media Publ., 2002.

Login or Create
* Forgot password?