В статье рассматриваются связи с общественностью в информационно-коммуникативном пространстве. Автор анализирует PR-дискурс как разновидность институционального дискурса, показывает его системообразующие признаки: цель, адресат, адресант, функции. Автор уделяет особое внимание субъектно-объектному пространству PR-дискурса, дает классификацию субъектного пространства, показывает разные типы адресата. Для определения границ сферы связей с общественностью автор анализирует разные точки зрения на соотношение связей с общественностью, рекламы и пропаганды. Автор показывает четыре модели PR и их приоритеты и цели.
информационно-коммуникативное пространство, PR-дискурс, границы PR-дискурса, реклама, пропаганда, журналистика.
В последние десятилетия развитие информационных технологий, средств массовой информации и электронной коммуникации приводит к глобальным изменениям в формах и методах подачи информации, расширению информационного поля и появлению новых видов дискурса. Формирование сферы услуг public relations в XX в. способствовало образованию дискурса связей с общественностью, или PR-дискурса. Теоретико-методологический анализ PR-дискурса, осуществляемый в данной работе, базируется на достижениях общей теории дискурса и интеграции в некую целостную систему ряда социолингвистических и социологических концепций и подходов.
PR-дискурс – новый объект комплексного научного изучения, поэтому до сих пор еще не сложился научный аппарат, принимаемый всеми исследователями этой области, отсутствует механизм анализа данного вида дискурса, а также, по наблюдениям А.Д. Кривоносова, еще нельзя говорить об институализации этой сферы в полном объеме [10]. Однако все активнее развивается не только PR-деятельность, но и сама наука о PR – пиарология, которая имеет комплексную междисциплинарную природу.
В современном информационно-коммуникативном пространстве связи с общественностью играют важную и заметную роль. Используя современные информационные технологии, информационные стратегии, PR создает свое коммуникативное событие как некое информационное поле, которое влияет на единое информационное пространство. В узком смысле под единым информационным пространством понимают пространство, территориально ограниченное, в котором информационная деятельность регулируется правовыми нормами. Однако большее распространение получили дефиниции, рассматривающие информационное пространство как сферу, не имеющую границ и территории.
В философской интерпретации информационным пространством называют среду распространения информации в социуме, находящуюся под влиянием экономических, политических, культурных и других факторов. Или, например, более детализированное определение: «Форма скоординированных и структурированных, территориально близких и удаленных информационных ресурсов, аккумулирующих результаты коммуникационной деятельности людей» [6, с. 8].
1. Блэк С. PR: международная практика. М: Довгань, 1997.
2. Большой энциклопедический словарь. М.; СПб., 2000.
3. Буари Ф. Паблик рилейшнз, или стратегия доверия. М.: Инфра-М, 2001.
4. Гойхман О.Я. Коммуникативистика в современном обществе // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. № 1. 2012. С. 4–8.
5. Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989.
6. Каткова М.В. Трансформация культуры в информационном пространстве современного общества: Автореф. дис. … канд. филос. наук. Саратов, 2012.
7. Катлип С., Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшенз. Теория и практика. М.: Вильямс, 2008.
8. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов от 23 ноября 1995 г. URL: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/ejzakony/i2o.htm
9. Кривоносов А.Д. PR-текст как инструмент публичных коммуникаций: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. СПб., 2002.
10. Кривоносов А.Д. Российская наука о связях с общественностью: парадигмы развития // Петербургская школа PR и рекламы: от теории к практике. Вып. 4. СПб.: Роза мира, 2006. С. 113–124.
11. Лукиева Е.Б. Теория и практика связей с общественностью. Ч. 1. Основы PR: Учеб. пособие. Томск: Изд-во ТПУ, 2006.
12. Ньюсом Д., ВанСлайк Т.Дж., Крукеберг Д. Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз. М.: ИМИДЖ-Контакт: ИНФРА-М, 2001.
13. Паблик рилейшенз: Толковый словарь / Авт.-сост. И.М. Синяева. М.: Дашков и К, 2010.
14. Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшенз: от бизнеса до политики. М.: Финпресс, 2002.
15. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2000.
16. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М.: Флинта: Наука, 2006.
17. Тулупов В.В. Связи с общественностью в системе коммуникаций (паблик рилейшенз – журналистика – реклама) // Связи с общественностью. Базовые понятия. Воронеж: Кварта, 2003. С. 5–40.
18. Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность. СПб.: Алетейя, 2001.
19. Философский словарь. М.: Политическая литература, 1986.
20. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. М.: Дело, 2006.
21. Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб.: Паллада-Медиа, 2002.