FROM THE HISTORY OF THE CREATION OF THE ACADEMY OF PEDAGOGICAL SCIENCES OF THE RSFSR
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents materials from the archive of the Scientific and Memorial Center of Figures of Pedagogy named after M.N. Skatkin, Institute of Strategy for the Development of Education of the Russian Academy of Education. The history of the creation of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR is disclosed. The work was carried out within the framework of the state assignment of the Institute for the Strategy for the Development of Education of the Russian Academy of Education for 2017-2019 (No. 27.8089.2017 / BC) "Realization of the Potential of Historical Pedagogical Studies in Modern Pedagogical Education".

Keywords:
decrees and decrees on the creation of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR, the personality of the first leaders of the Academy.
Text

 

В архивном фонде Научно-мемориального центра деятелей педагогики им. М.Н. Скаткина ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» хранятся ценнейшие документы научно-педагогической деятельности выдающихся отечественных ученых-педагогов. Ядром фонда являются архивы М.Н. Скаткина, а также три тома воспоминаний Э.И. Моносзона. В 1980 г. Э.И. Моносзон писал о Михаиле Николаевиче Скаткине следующее:

«Велика роль члена-корреспондента АПН СССР, доктора, профессора М.Н. Скаткина в развитии педагогической науки. Вот уже 60 лет он энергично и плодотворно работает в области дидактики (ему исполнилось 80 лет, а М.Н. продолжает свою творческую деятельность). За свою долгую жизнь в педагогической науке М.Н. Скаткин написал свыше 200 научных работ (в том числе десятки книг и брошюр). Его работоспособность поражает всех, его знающих. Даже на различных заседаниях он просматривает рукописи, отвечает на письма своих многочисленных корреспондентов и т.д. Поражает его способность аккумулировать и обобщать материалы различных заседаний, конференций и творчески использовать их в своих работах. Большие заслуги в науке не кружат ему голову, он всегда скромен, прост. Я помню М.Н. Скаткина еще во время его работы в 1-й опытной станции Наркомпроса РСФСР (под руководством С.Т. Шацкого). За эти годы он, конечно, внешне изменился, но и в 80 лет его нельзя назвать стариком. Он энергичен, подвижен, весь в работе»[13, т.1, с.139].

Неопубликованную авторскую машинописную книгу в 3-х томах действительного члена АПН СССР, д-ра пед. наук, профессора Э.И. Моносзона «Страницы жизни. (Краткий очерк воспоминаний и раздумий о прожитом)» можно назвать своеобразной энциклопедией советской педагогической науки и практики. Воспоминания Э.И. Моносзона – это ценнейшие свидетельства о жизни и деятельности выдающихся отечественных ученых-педагогов. В 2018 г. исполняется 75 лет со дня основания Академии. В данной статье речь пойдет об истории создания Академии педагогических наук РСФСР и о первых президентах в воспоминаниях Э.И. Моносзона.

9 апреля 1941 г. нарком РСФСР В.П. Потемкин издал указ «Об улучшении преподавания педагогики и постановки педагогической практики в педвузах». В приказе отмечены недостатки в работе ученых, их слабая связь со школой, а также были намечены меры дальнейшего развития педагогической науки. Основной базой для разработок и обсуждений важнейших теоретических вопросов педагогики и психологии обязана стать педагогическая секция учебно-методического совета Наркомпроса РСФСР, которая должна взять на себя функцию координирования и руководства всей научно-исследовательской работы в области педагогических наук. Учебно-методический совет совместно с Управлением подготовки учителей Наркомпроса разрабатывает план научно-исследовательской работы, предусмотрев в нем особо важные вопросы воспитания и обучения детей в школе, взаимоотношения школы и семьи, методики воспитания, планирует «организовать коллектив авторов по созданию Педагогического словаря», а также «учредить при 10 педагогических институтах базовые школы» [10, с. 14].

Великая Отечественная война помешала осуществлению этих и других проектов по объединению научно-педагогических сил РСФСР.

Тысячи учащихся старших классов, студентов, учителей ушли на фронт. Советских людей объединял могучий патриотический порыв.

С 1 сентября 1941 и 1942 г. многие школьники и особенно старшеклассники ушли на работу, оставив школу. СНК СССР принял постановление от 23 января 1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». В 1943–1944 гг. появились школы рабочей и школы сельской молодежи, а в 1944–1945 гг. было повсеместно введено обязательное обучение детей с семилетнего возраста (ранее всеобщее обязательное обучение начиналось с 8 лет), что устранило годовой перерыв между детским садом и первым классом школы. Это позволило школьникам к четырнадцати годам закончить семилетнюю школу и продолжить образование в техникумах и учебных заведениях трудовых резервов, не теряя, как раньше, лишнего года.

В годы войны были созданы Нахимовское и Суворовское училища для детей, чьи отцы погибли на фронте.

Получили развитие интернаты при начальных, семилетних и средних школах, в которых жили эвакуированные из прифронтовых районов дети, а также дети из более дальних населенных пунктов. В начале 1942 г. СНК СССР утвердил план борьбы с детской безнадзорностью. Были созданы в краях и областях комиссии по борьбе с безнадзорностью, открывались детские приемники и детские дома. С начала 1943 г. по специальному решению правительства при школах и в детских домах стали открывать учебно-производственные мастерские, где школьники овладевали технологией производства, приобретали трудовые навыки. Школьники помогали взрослым и в сельскохозяйственной работе. В августе 1943 г. СНК РСФСР утвердил «Правила для учащихся», которые определяли обязанности школьника по отношению к школе, учителям, родителям, товарищам. В них устанавливались правила культурного поведения учащихся в школе и вне ее.

За годы войны число средних школ сократилось более чем на одну треть, число школьников 5-7 классов уменьшилось вдвое, а 8-10 классов почти втрое. СНК СССР принял постановление от 10 ноября 1944 г. «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений»; по решению СНК СССР от 21 августа 1945 г. было организовано 92 детских дома для детей, чьи родители погибли при обороне Ленинграда. В 1946 г. детских домов при промышленных предприятиях на бюджете различных ведомств доходило до 113-ти. «Следует подчеркнуть, что работа по восстановлению школьного фонда началась еще в ходе войны. Уже в 1944/45 учебном году в РСФСР возобновили работу свыше 16 тыс. школ, разоренных и разрушенных оккупантами. На освобожденных территориях было за это время построено 418 новых школ. Всего в военные годы построено и восстановлено только по плану государственного строительства 8412 школ на 1177 тыс. ученических мест… Усиленное школьное строительство за счет государственных капиталовложений, а также по инициативе и на средства колхозов велось и во время послевоенных пятилеток. За 1946-1955 гг. было построено и сдано в эксплуатацию 29 955 школ на 5006 тыс. ученических мест, причем четыре пятых от этого числа, а именно 24 084 школы на 2811 тыс. ученических мест, построены в сельской местности» [11, с. 97].

Для подготовки учительских кадров широкое развитие получила заочная система обучения. 18 декабря 1943 г. СНК СССР принял постановление «О мероприятиях по укреплению системы заочного педагогического образования», а 20 августа 1945 г. – постановление «Об улучшении дела подготовки учителей».

СНК СССР в июне 1944 г. принял постановление «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе». Обязательной стала сдача выпускных экзаменов учащимися, которые оканчивали начальную и семилетнюю школу, а также экзамен на аттестат зрелости, оканчивающими среднюю школу. Отличники, оканчивающие среднюю школу, награждались золотой и серебряной медалью. Это постановление повышало ответственность преподавателей и школьников за качество знаний.

В октябре 1943 г. СНК СССР принял решение открыть в Москве Академию педагогических наук РСФСР, которая должна была объединить большие научно-педагогические силы для решения задач изучения проблем общей педагогики, специальной педагогики, истории педагогики, психологии, школьной гигиены, методов преподавания основных дисциплин в начальной и средней школе.

Создание АПН РСФСР «как высшего научного учреждения, объединяющего наиболее выдающихся ученых в области педагогических наук, явилось закономерным завершением организации руководящего центра педагогической науки» было знаменательным событием. «Предварительная подготовка об организации академии была поручена наркому просвещения РСФСР В.П. Потемкину и председателю Комитета по делам высшей школы при Совете Народных Комиссаров СССР С.В. Кафтанову. В подготовке практических предложений участвовали деятели просвещения и ученые – профессора Московского педагогического института имени В.И. Ленина и Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Е.Н. Медынский и И.А. Каиров, профессора Московского городского педагогического института В.Н. Марков, Г.Е. Жураковский, Н.А. Желваков, директор Московского городского педагогического института П.С. Бенюк и директор Научно-исследовательского института психологии С.Л. Рубинштейн» [10, с. 15–16].

14 февраля 1944 г. было принято следующее постановление СНК РСФСР:

«1.Утвердить представленный Наркомпросом РСФСР Устав Академии педагогических наук (приложение не приводится).

2.Установить следующий состав учреждений Академии педагогических наук РСФСР:

а) Научно-исследовательский институт теории и истории  педагогики;

б) Научно-исследовательский институт методов обучения;

в) Научно-исследовательский институт психологии;

г) Научно-исследовательский институт дефектологии;

д) Музей по народному образованию;

е) Государственная библиотека по народному образованию.

3. Передать Академии педагогических наук РСФСР:

а) Государственный научно-исследовательский институт школ Наркомпроса РСФСР, преобразовав его в Научно-исследовательский институт методов обучения;

б) Научно-исследовательский институт психологии Московского ордена Ленина государственного университета им. М.В. Ломоносова;

в) Государственный научно-исследовательский институт дефектологии Наркомпроса РСФСР.

4. Разрешить произвести в 1944 г. прием в докторантуру Академии педагогических наук РСФСР 20 человек и в аспирантуру 30 человек» [3, с.490].

В состав 13-ти действительных членов и 13-ти членов-корреспондентов АПН СССР постановление СНК РСФСР от 11 марта 1944 г. вошли:

Действительные члены академии: В.П. Потемкин – президент АПН РСФСР; А.С. Барков, профессор Московского государственного университета, географ и методист; В.Н Верховский, профессор Ленинградского педагогического института имени А.И. Герцена, заслуженный деятель науки РСФСР, методист по химии; Н.С Державин, академик АН СССР, почетный член Болгарской Академии наук, филолог; И.А. Каиров, д-р пед. наук, профессор; К.Н. Корнилов, д-р пед. наук, профессор; Е.Н. Медынский, д-р пед. наук, профессор; С.П. Обнорский, академик АН СССР; А.Н. Панкратова, член-корреспондент АН СССР; А.Н. Толстой, писатель, академик АН СССР; А.Я. Хинчин, член-корреспондент АН СССР, профессор Московского государственного университета, лауреат Государственной премии, математик; Н.В. Чехов, педагог и методист; Л.В. Щерба, языковед, академик АН СССР.

Члены-корреспонденты академии: П.Н. Груздев, д-р пед. наук, профессор; Н.А. Константинов, д-р пед. наук, профессор; В.Н. Марков, профессор; И.В. Свадковский, д-р пед. наук, профессор; Б.И. Коваленко, д-р пед. наук, профессор, тифлопедагог; А.А. Смирнов, д-р пед. наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР; Д.Д. Галанин, д-р физико-математических наук, профессор; Н.М. Головин, заслуженный учитель школы РСФСР; В.В. Голубков, д-р пед. наук, профессор; заслуженный деятель науки РСФСР, филолог; В.Л. Гончаров, д-р физико-математических наук, профессор; Н.К. Дмитриев, д-р филол. наук, профессор; П.А. Знаменский, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР; Л.М. Кречетович, д-р биологич. наук, профессор, педагог-биолог.

В первоначальный состав Президиума, избранного общим собранием в количестве пяти человек, входили: президент – академик В.П. Потемкин; два вице-президента – профессора И.А. Каиров и К.Н. Корнилов; члены Президиума – академик АН СССР, действительный член АПН РСФСР С.П. Обнорский и член-корреспондент АН СССР, действительный член АПН РСФСР А.Я. Хинчин.

После смерти Наркома РСФСР, первого президента АПН РСФСР, академика, лауреата Сталинской премии, д-ра историч. наук В.П. Потемкина президентом академии был избран 11 мая 1946 г. И.А. Каиров.

В разные периоды вице-президентами избирались: К.Н. Корнилов, Н.К. Гончаров, А.И. Маркушевич, Б.П. Орлов, М.А. Мельников, А.А. Смирнов, В.Г. Зубов. В состав Президиума АПН РСФСР избирались действительные члены: А.М. Арсеньев, М.Г. Габдуллин, Г.Н. Джибладзе, А.В. Запорожец, К.Н. Иванов, А.Г. Калашников, Ф.Ф. Королев, А.Н. Леонтьев, Э.И. Моносзон, М.А. Прокофьев, В.В. Решетов, И.Ф. Свадковский, А.А. Смирнов, Н.Ф. Четверухин, Д.А. Эпштейн [10, с. 32–33].

В 1945 г. было образовано Министерство высшего образования. Высшие учебные учреждения в плане руководства были разделены на категории. Все университеты и высшие технические учебные заведения (кроме строительных и транспортных), сельскохозяйственные, лесотехнические, лесохозяйственные, зооветеринарные, экономические, юридические (почти все) и некоторые другие были отнесены к Министерству высшего образования. А такие учебные заведения, как транспортные, медицинские, педагогические, искусства, физкультуры и некоторые другие были отнесены к другим министерствам и ведомствам и в хозяйственном и финансовом отношении зависели от них, но в организационном и учебно-методическом отношении они подчинялись Министерству высшего образования [см.: 1, с. 329–367; 2, с. 36–60].

Итак, с 1943/44 учебного года Академия педагогических наук РСФСР начинает свою деятельность. В своих воспоминаниях Э.И. Моносзон высказывает мысль о том, что о работе научных учреждений в области педагогических наук будущие исследователи могут получить разнообразные материалы в архивах, в педагогических публикациях, но живые впечатления о людях науки можно почерпнуть главным образом из воспоминаний их сверстников. «Более 50 лет, – пишет Э.И. Мопосзон, – проработал я в области педагогической науки и народного образования и, естественно, накопилось много впечатлений и воспоминаний о людях – деятелях народного просвещения и педагогики. О них мне и хотелось сказать. Хотя бы кратко»[12].

В заключение приведем страницы из неопубликованной авторской машинописи Э.И. Моносзона «Страницы жизни», в которых даны характеристики первым президентам АПН РСФСР – В.П. Потемкину и А.И. Каирову:

«Осенью 1943 года в разгар Великой Отечественной войны было принято решение о создании Академии педагогических наук РСФСР. <…>

Начну с моих воспоминаний о руководителях Академии. Как известно, в начале создания Академии педагогических наук ее первым президентом стал нарком просвещения, видный деятель <…>  Владимир Петрович Потемкин (1978-1946). В 1917-19 гг. он был на руководящей работе в НКП РСФСР. В первые послевоенные годы В.П. Потемкин заведовал Одесским ГубОНО. После многих лет дипломатической     работы в 1940 г. был назначен народным комиссариатом просвещения в РСФСР. Это был очень образованный и даровитый человек. С ним мне приходилось много раз встречаться и до Великой Отечественной войны <…>  и в 1945-46 годах. Я выполнял его личные поручения (по подготовке различных материалов, связанных с работой школы и развитием педагогических исследований), приглашался на различные совещания в Наркомпросе и Академии педагогических наук. В.П. Потемкин был весьма интересным, остроумным собеседником, с развитым чувством юмора.

Он был очень приветливым и обходительным человеком. Несмотря на сравнительно пожилой возраст, В.П. всегда был подтянут, с хорошей осанкой, не терял душевного «равновесия» даже при явном недовольстве тем или другим обстоятельством, связанным с деятельностью Наркомпроса или Академии. Он сам, будучи большим ученым-гуманистом, ясно понимал роль представителей научного знания в развитии народного образования и привлек к работе в АПН группу крупных ученых – академиков Обнорского, Державина, Панкратову, Нечкину, Хинчина, писателя А.Н. Толстого и многих других.

В.П. Потемкин на собраниях Академии и других торжественных актах выступал с яркими докладами и речами, к которым тщательно готовился. Он всегда произносил свои речи устно, очень содержательно, эмоционально, с большой убежденностью. Никогда не забуду его блестящего (по содержанию и форме) доклада о К.Д. Ушинском на торжественном заседании (январь 1946 г.), посвященном 75-летию со дня смерти великого педагога. <…>

Неожиданная кончина В.П. Потемкина в конце 1946 г. была тяжелой утратой для народного образования и педагогики.

На ответственный пост президента Академии вступил один из организаторов этого центра педагогической науки вице-президент И.А. Каиров, который в течение 20 лет был руководителем Академии педагогических наук РСФСР. Я знал И.А. и сотрудничал с ним около 40 лет. Вспоминаю, как мы с ним готовили доклад для пленума учебно-методического совета Наркомпроса РСФСР в 1940 г. на тему: «Детский коллектив как фактор коммунистического воспитания». В нашем распоряжении был значительный материал из опыта школ в общей организации детского коллектив, который  широко был использован в докладе, с которым выступил на пленуме УМСа проф. Каиров.

<…>И.А. Каиров был одним из первых пропагандистов педагогических взглядов А.С. Макаренко. Помню его выступления с лекциями и докладами о Макаренко в московском доме учителя, в Политехническом музее. Его доклад перемежался с чтением отрывков из «Педагогической поэмы» и других произведений Антона Семеновича (в исполнении мастера художественного чтения Е.Н. Гурской-Каировой). Эти лекции и вступления проходили с неизменным успехом.

После демобилизации из армии в 1945 г. (октябрь) и с началом моей работы в Академии, я повсеместно общался с И.А. Каировым и часто сотрудничал с ним в разработке вопросов образования и воспитания.

И.А. Каиров до конца дней своих (он скончался в 1978 г. на 85 году жизни) сохранил свой облик преданного борца и активного деятеля партии коммунистов, в которую он вступил в апреле 1917 г. И.А. был высокогуманным и нравственно чистым человеком, лишенным чванства и «ячества».

Заслуга его перед народным образованием и педагогической наукой велики. В свое время созданные им и руководимым авторским коллективом учебники педагогики (для педвузов) изд. 1939, 1948 и 1956 гг. сыграли большую роль в становлении советской педагогической науки и в деле подготовки учительских кадров. В учебнике 1956 г. принял участие и я. Как автор главы VII «Содержание общего и политехнического образования». Немало потрудился И.А. Каиров и над разработкой проблем нравственного воспитания (воспитание дружбы и товарищества, коллективизма, сознательной дисциплины, советского патриотизма и др.) Много творческих сил и энергии отдал Иван Андреевич Каиров созданию и развитию Академии педагогических наук РСФСР. Академия нередко подвергалась справедливой критике за отставание от требований бурно развивающегося народного образовании. Он быстро и энергично реагировал на критические замечания и мобилизовал ученых Академии, ее институты на преодоление серьезных недостатков в работе.

И.А., вместе с тем, тяжело переживал незаслуженные упреки в адрес Академии и в руководящих органах отстаивал авторитет Академии и отводил зубоскальские выпады против деятелей педагогики со стороны отдельных работников народного образования. Будучи одно время министром просвещения РСФСР и президентом Академии, он многое сделал для приближения научно-исследовательских учреждений к школе, организовывал коллективы институтов на разработку научных основ совершенствования работы детских садов, школ, внешкольных учреждений, педвузов и педучилищ.

И.А. Каиров вел большую общественно-политическую работу <…>.

Несмотря на мягкость характера, он был требовательным к себе и своим подчиненным. Партия и правительство высоко оценили деятельность президента Каирова, присвоив ему за большие заслуга в области народного образования и педагогической науки и в связи с 70-летием со дня рождения звание Героя Социалистического труда.

Работая под руководством И.А. Каирова, я многому у него учился – прежде всего широкому партийному и государственному подходу к работе» [12, т.1, с. 96, 124–128].

 

References

1. Nevskaya S.S. Sistema narodnogo obrazovaniya (1917-1946) // Vospitanie grazhdanina v pedagogike A.S. Makarenko: V 2 ya. / Avtor monografii, primechaniy, redaktor-sostavitel' S.S. Nevskaya. – M: Akademicheskiy Proekt, Al'ma-Mater, 2006. 976 s.

2. Nevskaya S.S. Vospitatel'nye funkcii obucheniya: istoricheskiy analiz i sovremennyy opyt. – M.: NII Sem'i, 2007. 76 s.

3. Narodnoe obrazovanie v SSSR. Obscheobrazovatel'naya shkola. Sbornik dokumentov. 1917-1973 gg. / Sostaviteli: A.A. Abakumov, N.P. Kuzin, F.I. Puzyrev, L.F. Litvinov. – M.: Pedagogika, 1974. 559 s.

4. Ocherki istorii shkoly i pedagogicheskoy mysli narodov SSSR. (1917-1941 gg.) / Otv. red. N.P. Kuzin, M.N. Kolmakova, Z.I. Ravkin. – M.: Pedagogika, 1980. 456 s.

5. Narodnoe obrazovanie v RSFSR / Pod red. M.P. Kashina i E.M. Cheharina. – M.: Prosveschenie, 1969. 352 s.

6. Hrestomatiya po pedagogike. Uchebnoe posobie dlya studentov ped. in-tov / Pod red. d-ra ped. nauk, prof. Z.I. Ravkina. Sost. kandidaty ped. nauk, docenty M.G. Bushkanec i B.D. Leuhin. – M.: Prosveschenie, 1976. 432 s.

7. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya. Ot zarozhdeniya vospitaniya v pervobytnom obschestve do konca HH v.: Uchebnoe posobie dlya pedagogicheskih uchebnyh zavedeniy / Pod red. akademika RAO A.I. Piskunova. – 2-e izd., ispr. i dopoln. – M.: TC «Sfer», 2001. 512 s.

8. Shtamm S.I. Upravlenie narodnym obrazovaniem v SSSR (1917-1936 gg.) (Istoriko-pravovoe issledovanie) / Otv. redaktor dokt. yuridicheskih nauk G.A. Dorohova. – M.: Nauka, 1985. 281 s.

9. Rossiyskaya pedagogicheskaya enciklopediya: V 2 tt. / Gl. red. V.V. Davydov. – M.: Bol'shaya Rossiyskaya enciklopediya. – 1993. – T. 1. – 608 s.

10. Kairov I.A. Ocherki deyatel'nosti Akademii Pedagogicheskih nauk RSFSR.1943/1966. – M.: Pedagogika, 1973. 432 s.

11. Deyneko M.M. 40 let narodnogo obrazovaniya v SSSR. / Pod red. M.F. Shabaevoy.–M.: Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatel'stvo Ministerstva prosvescheniya RSFSR, 1957. 276 s.

12. Arhiv Nauchno-memorial'nogo centra deyateley pedagogiki im. M.N. Skatkina FGBNU «ISRO». Monoszon E.I. «Stranicy zhizni. (Kratkiy ocherk vospominaniy i razdumiy o prozhitom)». V 3-h tt. Avtorskaya mashinopis'.

Login or Create
* Forgot password?