ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК РСФСР
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены материалы из архива Научно-мемориального центра деятелей педагогики им. М.Н. Скаткина ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». Раскрывается история создания Академии педагогических наук РСФСР. Впервые приводятся отрывки из воспоминаний Э.И. Моносзона. Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017–2019 гг. (№ 27.8089.2017/БЧ) «Реализация потенциала историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании».

Ключевые слова:
постановления и указы по созданию АПН РСФСР, личность первых руководителей Академии.
Текст

 

В архивном фонде Научно-мемориального центра деятелей педагогики им. М.Н. Скаткина ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» хранятся ценнейшие документы научно-педагогической деятельности выдающихся отечественных ученых-педагогов. Ядром фонда являются архивы М.Н. Скаткина, а также три тома воспоминаний Э.И. Моносзона. В 1980 г. Э.И. Моносзон писал о Михаиле Николаевиче Скаткине следующее:

«Велика роль члена-корреспондента АПН СССР, доктора, профессора М.Н. Скаткина в развитии педагогической науки. Вот уже 60 лет он энергично и плодотворно работает в области дидактики (ему исполнилось 80 лет, а М.Н. продолжает свою творческую деятельность). За свою долгую жизнь в педагогической науке М.Н. Скаткин написал свыше 200 научных работ (в том числе десятки книг и брошюр). Его работоспособность поражает всех, его знающих. Даже на различных заседаниях он просматривает рукописи, отвечает на письма своих многочисленных корреспондентов и т.д. Поражает его способность аккумулировать и обобщать материалы различных заседаний, конференций и творчески использовать их в своих работах. Большие заслуги в науке не кружат ему голову, он всегда скромен, прост. Я помню М.Н. Скаткина еще во время его работы в 1-й опытной станции Наркомпроса РСФСР (под руководством С.Т. Шацкого). За эти годы он, конечно, внешне изменился, но и в 80 лет его нельзя назвать стариком. Он энергичен, подвижен, весь в работе»[13, т.1, с.139].

Неопубликованную авторскую машинописную книгу в 3-х томах действительного члена АПН СССР, д-ра пед. наук, профессора Э.И. Моносзона «Страницы жизни. (Краткий очерк воспоминаний и раздумий о прожитом)» можно назвать своеобразной энциклопедией советской педагогической науки и практики. Воспоминания Э.И. Моносзона – это ценнейшие свидетельства о жизни и деятельности выдающихся отечественных ученых-педагогов. В 2018 г. исполняется 75 лет со дня основания Академии. В данной статье речь пойдет об истории создания Академии педагогических наук РСФСР и о первых президентах в воспоминаниях Э.И. Моносзона.

9 апреля 1941 г. нарком РСФСР В.П. Потемкин издал указ «Об улучшении преподавания педагогики и постановки педагогической практики в педвузах». В приказе отмечены недостатки в работе ученых, их слабая связь со школой, а также были намечены меры дальнейшего развития педагогической науки. Основной базой для разработок и обсуждений важнейших теоретических вопросов педагогики и психологии обязана стать педагогическая секция учебно-методического совета Наркомпроса РСФСР, которая должна взять на себя функцию координирования и руководства всей научно-исследовательской работы в области педагогических наук. Учебно-методический совет совместно с Управлением подготовки учителей Наркомпроса разрабатывает план научно-исследовательской работы, предусмотрев в нем особо важные вопросы воспитания и обучения детей в школе, взаимоотношения школы и семьи, методики воспитания, планирует «организовать коллектив авторов по созданию Педагогического словаря», а также «учредить при 10 педагогических институтах базовые школы» [10, с. 14].

Великая Отечественная война помешала осуществлению этих и других проектов по объединению научно-педагогических сил РСФСР.

Тысячи учащихся старших классов, студентов, учителей ушли на фронт. Советских людей объединял могучий патриотический порыв.

С 1 сентября 1941 и 1942 г. многие школьники и особенно старшеклассники ушли на работу, оставив школу. СНК СССР принял постановление от 23 января 1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». В 1943–1944 гг. появились школы рабочей и школы сельской молодежи, а в 1944–1945 гг. было повсеместно введено обязательное обучение детей с семилетнего возраста (ранее всеобщее обязательное обучение начиналось с 8 лет), что устранило годовой перерыв между детским садом и первым классом школы. Это позволило школьникам к четырнадцати годам закончить семилетнюю школу и продолжить образование в техникумах и учебных заведениях трудовых резервов, не теряя, как раньше, лишнего года.

В годы войны были созданы Нахимовское и Суворовское училища для детей, чьи отцы погибли на фронте.

Получили развитие интернаты при начальных, семилетних и средних школах, в которых жили эвакуированные из прифронтовых районов дети, а также дети из более дальних населенных пунктов. В начале 1942 г. СНК СССР утвердил план борьбы с детской безнадзорностью. Были созданы в краях и областях комиссии по борьбе с безнадзорностью, открывались детские приемники и детские дома. С начала 1943 г. по специальному решению правительства при школах и в детских домах стали открывать учебно-производственные мастерские, где школьники овладевали технологией производства, приобретали трудовые навыки. Школьники помогали взрослым и в сельскохозяйственной работе. В августе 1943 г. СНК РСФСР утвердил «Правила для учащихся», которые определяли обязанности школьника по отношению к школе, учителям, родителям, товарищам. В них устанавливались правила культурного поведения учащихся в школе и вне ее.

За годы войны число средних школ сократилось более чем на одну треть, число школьников 5-7 классов уменьшилось вдвое, а 8-10 классов почти втрое. СНК СССР принял постановление от 10 ноября 1944 г. «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений»; по решению СНК СССР от 21 августа 1945 г. было организовано 92 детских дома для детей, чьи родители погибли при обороне Ленинграда. В 1946 г. детских домов при промышленных предприятиях на бюджете различных ведомств доходило до 113-ти. «Следует подчеркнуть, что работа по восстановлению школьного фонда началась еще в ходе войны. Уже в 1944/45 учебном году в РСФСР возобновили работу свыше 16 тыс. школ, разоренных и разрушенных оккупантами. На освобожденных территориях было за это время построено 418 новых школ. Всего в военные годы построено и восстановлено только по плану государственного строительства 8412 школ на 1177 тыс. ученических мест… Усиленное школьное строительство за счет государственных капиталовложений, а также по инициативе и на средства колхозов велось и во время послевоенных пятилеток. За 1946-1955 гг. было построено и сдано в эксплуатацию 29 955 школ на 5006 тыс. ученических мест, причем четыре пятых от этого числа, а именно 24 084 школы на 2811 тыс. ученических мест, построены в сельской местности» [11, с. 97].

Для подготовки учительских кадров широкое развитие получила заочная система обучения. 18 декабря 1943 г. СНК СССР принял постановление «О мероприятиях по укреплению системы заочного педагогического образования», а 20 августа 1945 г. – постановление «Об улучшении дела подготовки учителей».

СНК СССР в июне 1944 г. принял постановление «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе». Обязательной стала сдача выпускных экзаменов учащимися, которые оканчивали начальную и семилетнюю школу, а также экзамен на аттестат зрелости, оканчивающими среднюю школу. Отличники, оканчивающие среднюю школу, награждались золотой и серебряной медалью. Это постановление повышало ответственность преподавателей и школьников за качество знаний.

В октябре 1943 г. СНК СССР принял решение открыть в Москве Академию педагогических наук РСФСР, которая должна была объединить большие научно-педагогические силы для решения задач изучения проблем общей педагогики, специальной педагогики, истории педагогики, психологии, школьной гигиены, методов преподавания основных дисциплин в начальной и средней школе.

Создание АПН РСФСР «как высшего научного учреждения, объединяющего наиболее выдающихся ученых в области педагогических наук, явилось закономерным завершением организации руководящего центра педагогической науки» было знаменательным событием. «Предварительная подготовка об организации академии была поручена наркому просвещения РСФСР В.П. Потемкину и председателю Комитета по делам высшей школы при Совете Народных Комиссаров СССР С.В. Кафтанову. В подготовке практических предложений участвовали деятели просвещения и ученые – профессора Московского педагогического института имени В.И. Ленина и Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Е.Н. Медынский и И.А. Каиров, профессора Московского городского педагогического института В.Н. Марков, Г.Е. Жураковский, Н.А. Желваков, директор Московского городского педагогического института П.С. Бенюк и директор Научно-исследовательского института психологии С.Л. Рубинштейн» [10, с. 15–16].

14 февраля 1944 г. было принято следующее постановление СНК РСФСР:

«1.Утвердить представленный Наркомпросом РСФСР Устав Академии педагогических наук (приложение не приводится).

2.Установить следующий состав учреждений Академии педагогических наук РСФСР:

а) Научно-исследовательский институт теории и истории  педагогики;

б) Научно-исследовательский институт методов обучения;

в) Научно-исследовательский институт психологии;

г) Научно-исследовательский институт дефектологии;

д) Музей по народному образованию;

е) Государственная библиотека по народному образованию.

3. Передать Академии педагогических наук РСФСР:

а) Государственный научно-исследовательский институт школ Наркомпроса РСФСР, преобразовав его в Научно-исследовательский институт методов обучения;

б) Научно-исследовательский институт психологии Московского ордена Ленина государственного университета им. М.В. Ломоносова;

в) Государственный научно-исследовательский институт дефектологии Наркомпроса РСФСР.

4. Разрешить произвести в 1944 г. прием в докторантуру Академии педагогических наук РСФСР 20 человек и в аспирантуру 30 человек» [3, с.490].

В состав 13-ти действительных членов и 13-ти членов-корреспондентов АПН СССР постановление СНК РСФСР от 11 марта 1944 г. вошли:

Действительные члены академии: В.П. Потемкин – президент АПН РСФСР; А.С. Барков, профессор Московского государственного университета, географ и методист; В.Н Верховский, профессор Ленинградского педагогического института имени А.И. Герцена, заслуженный деятель науки РСФСР, методист по химии; Н.С Державин, академик АН СССР, почетный член Болгарской Академии наук, филолог; И.А. Каиров, д-р пед. наук, профессор; К.Н. Корнилов, д-р пед. наук, профессор; Е.Н. Медынский, д-р пед. наук, профессор; С.П. Обнорский, академик АН СССР; А.Н. Панкратова, член-корреспондент АН СССР; А.Н. Толстой, писатель, академик АН СССР; А.Я. Хинчин, член-корреспондент АН СССР, профессор Московского государственного университета, лауреат Государственной премии, математик; Н.В. Чехов, педагог и методист; Л.В. Щерба, языковед, академик АН СССР.

Члены-корреспонденты академии: П.Н. Груздев, д-р пед. наук, профессор; Н.А. Константинов, д-р пед. наук, профессор; В.Н. Марков, профессор; И.В. Свадковский, д-р пед. наук, профессор; Б.И. Коваленко, д-р пед. наук, профессор, тифлопедагог; А.А. Смирнов, д-р пед. наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР; Д.Д. Галанин, д-р физико-математических наук, профессор; Н.М. Головин, заслуженный учитель школы РСФСР; В.В. Голубков, д-р пед. наук, профессор; заслуженный деятель науки РСФСР, филолог; В.Л. Гончаров, д-р физико-математических наук, профессор; Н.К. Дмитриев, д-р филол. наук, профессор; П.А. Знаменский, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР; Л.М. Кречетович, д-р биологич. наук, профессор, педагог-биолог.

В первоначальный состав Президиума, избранного общим собранием в количестве пяти человек, входили: президент – академик В.П. Потемкин; два вице-президента – профессора И.А. Каиров и К.Н. Корнилов; члены Президиума – академик АН СССР, действительный член АПН РСФСР С.П. Обнорский и член-корреспондент АН СССР, действительный член АПН РСФСР А.Я. Хинчин.

После смерти Наркома РСФСР, первого президента АПН РСФСР, академика, лауреата Сталинской премии, д-ра историч. наук В.П. Потемкина президентом академии был избран 11 мая 1946 г. И.А. Каиров.

В разные периоды вице-президентами избирались: К.Н. Корнилов, Н.К. Гончаров, А.И. Маркушевич, Б.П. Орлов, М.А. Мельников, А.А. Смирнов, В.Г. Зубов. В состав Президиума АПН РСФСР избирались действительные члены: А.М. Арсеньев, М.Г. Габдуллин, Г.Н. Джибладзе, А.В. Запорожец, К.Н. Иванов, А.Г. Калашников, Ф.Ф. Королев, А.Н. Леонтьев, Э.И. Моносзон, М.А. Прокофьев, В.В. Решетов, И.Ф. Свадковский, А.А. Смирнов, Н.Ф. Четверухин, Д.А. Эпштейн [10, с. 32–33].

В 1945 г. было образовано Министерство высшего образования. Высшие учебные учреждения в плане руководства были разделены на категории. Все университеты и высшие технические учебные заведения (кроме строительных и транспортных), сельскохозяйственные, лесотехнические, лесохозяйственные, зооветеринарные, экономические, юридические (почти все) и некоторые другие были отнесены к Министерству высшего образования. А такие учебные заведения, как транспортные, медицинские, педагогические, искусства, физкультуры и некоторые другие были отнесены к другим министерствам и ведомствам и в хозяйственном и финансовом отношении зависели от них, но в организационном и учебно-методическом отношении они подчинялись Министерству высшего образования [см.: 1, с. 329–367; 2, с. 36–60].

Итак, с 1943/44 учебного года Академия педагогических наук РСФСР начинает свою деятельность. В своих воспоминаниях Э.И. Моносзон высказывает мысль о том, что о работе научных учреждений в области педагогических наук будущие исследователи могут получить разнообразные материалы в архивах, в педагогических публикациях, но живые впечатления о людях науки можно почерпнуть главным образом из воспоминаний их сверстников. «Более 50 лет, – пишет Э.И. Мопосзон, – проработал я в области педагогической науки и народного образования и, естественно, накопилось много впечатлений и воспоминаний о людях – деятелях народного просвещения и педагогики. О них мне и хотелось сказать. Хотя бы кратко»[12].

В заключение приведем страницы из неопубликованной авторской машинописи Э.И. Моносзона «Страницы жизни», в которых даны характеристики первым президентам АПН РСФСР – В.П. Потемкину и А.И. Каирову:

«Осенью 1943 года в разгар Великой Отечественной войны было принято решение о создании Академии педагогических наук РСФСР. <…>

Начну с моих воспоминаний о руководителях Академии. Как известно, в начале создания Академии педагогических наук ее первым президентом стал нарком просвещения, видный деятель <…>  Владимир Петрович Потемкин (1978-1946). В 1917-19 гг. он был на руководящей работе в НКП РСФСР. В первые послевоенные годы В.П. Потемкин заведовал Одесским ГубОНО. После многих лет дипломатической     работы в 1940 г. был назначен народным комиссариатом просвещения в РСФСР. Это был очень образованный и даровитый человек. С ним мне приходилось много раз встречаться и до Великой Отечественной войны <…>  и в 1945-46 годах. Я выполнял его личные поручения (по подготовке различных материалов, связанных с работой школы и развитием педагогических исследований), приглашался на различные совещания в Наркомпросе и Академии педагогических наук. В.П. Потемкин был весьма интересным, остроумным собеседником, с развитым чувством юмора.

Он был очень приветливым и обходительным человеком. Несмотря на сравнительно пожилой возраст, В.П. всегда был подтянут, с хорошей осанкой, не терял душевного «равновесия» даже при явном недовольстве тем или другим обстоятельством, связанным с деятельностью Наркомпроса или Академии. Он сам, будучи большим ученым-гуманистом, ясно понимал роль представителей научного знания в развитии народного образования и привлек к работе в АПН группу крупных ученых – академиков Обнорского, Державина, Панкратову, Нечкину, Хинчина, писателя А.Н. Толстого и многих других.

В.П. Потемкин на собраниях Академии и других торжественных актах выступал с яркими докладами и речами, к которым тщательно готовился. Он всегда произносил свои речи устно, очень содержательно, эмоционально, с большой убежденностью. Никогда не забуду его блестящего (по содержанию и форме) доклада о К.Д. Ушинском на торжественном заседании (январь 1946 г.), посвященном 75-летию со дня смерти великого педагога. <…>

Неожиданная кончина В.П. Потемкина в конце 1946 г. была тяжелой утратой для народного образования и педагогики.

На ответственный пост президента Академии вступил один из организаторов этого центра педагогической науки вице-президент И.А. Каиров, который в течение 20 лет был руководителем Академии педагогических наук РСФСР. Я знал И.А. и сотрудничал с ним около 40 лет. Вспоминаю, как мы с ним готовили доклад для пленума учебно-методического совета Наркомпроса РСФСР в 1940 г. на тему: «Детский коллектив как фактор коммунистического воспитания». В нашем распоряжении был значительный материал из опыта школ в общей организации детского коллектив, который  широко был использован в докладе, с которым выступил на пленуме УМСа проф. Каиров.

<…>И.А. Каиров был одним из первых пропагандистов педагогических взглядов А.С. Макаренко. Помню его выступления с лекциями и докладами о Макаренко в московском доме учителя, в Политехническом музее. Его доклад перемежался с чтением отрывков из «Педагогической поэмы» и других произведений Антона Семеновича (в исполнении мастера художественного чтения Е.Н. Гурской-Каировой). Эти лекции и вступления проходили с неизменным успехом.

После демобилизации из армии в 1945 г. (октябрь) и с началом моей работы в Академии, я повсеместно общался с И.А. Каировым и часто сотрудничал с ним в разработке вопросов образования и воспитания.

И.А. Каиров до конца дней своих (он скончался в 1978 г. на 85 году жизни) сохранил свой облик преданного борца и активного деятеля партии коммунистов, в которую он вступил в апреле 1917 г. И.А. был высокогуманным и нравственно чистым человеком, лишенным чванства и «ячества».

Заслуга его перед народным образованием и педагогической наукой велики. В свое время созданные им и руководимым авторским коллективом учебники педагогики (для педвузов) изд. 1939, 1948 и 1956 гг. сыграли большую роль в становлении советской педагогической науки и в деле подготовки учительских кадров. В учебнике 1956 г. принял участие и я. Как автор главы VII «Содержание общего и политехнического образования». Немало потрудился И.А. Каиров и над разработкой проблем нравственного воспитания (воспитание дружбы и товарищества, коллективизма, сознательной дисциплины, советского патриотизма и др.) Много творческих сил и энергии отдал Иван Андреевич Каиров созданию и развитию Академии педагогических наук РСФСР. Академия нередко подвергалась справедливой критике за отставание от требований бурно развивающегося народного образовании. Он быстро и энергично реагировал на критические замечания и мобилизовал ученых Академии, ее институты на преодоление серьезных недостатков в работе.

И.А., вместе с тем, тяжело переживал незаслуженные упреки в адрес Академии и в руководящих органах отстаивал авторитет Академии и отводил зубоскальские выпады против деятелей педагогики со стороны отдельных работников народного образования. Будучи одно время министром просвещения РСФСР и президентом Академии, он многое сделал для приближения научно-исследовательских учреждений к школе, организовывал коллективы институтов на разработку научных основ совершенствования работы детских садов, школ, внешкольных учреждений, педвузов и педучилищ.

И.А. Каиров вел большую общественно-политическую работу <…>.

Несмотря на мягкость характера, он был требовательным к себе и своим подчиненным. Партия и правительство высоко оценили деятельность президента Каирова, присвоив ему за большие заслуга в области народного образования и педагогической науки и в связи с 70-летием со дня рождения звание Героя Социалистического труда.

Работая под руководством И.А. Каирова, я многому у него учился – прежде всего широкому партийному и государственному подходу к работе» [12, т.1, с. 96, 124–128].

 

Список литературы

1. Невская С.С. Система народного образования (1917-1946) // Воспитание гражданина в педагогике А.С. Макаренко: В 2 я. / Автор монографии, примечаний, редактор-составитель С.С. Невская. – М: Академический Проект, Альма-Матер, 2006. 976 с.

2. Невская С.С. Воспитательные функции обучения: исторический анализ и современный опыт. – М.: НИИ Семьи, 2007. 76 с.

3. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. / Составители: А.А. Абакумов, Н.П. Кузин, Ф.И. Пузырев, Л.Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. 559 с.

4. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. (1917-1941 гг.) / Отв. ред. Н.П. Кузин, М.Н. Колмакова, З.И. Равкин. – М.: Педагогика, 1980. 456 с.

5. Народное образование в РСФСР / Под ред. М.П. Кашина и Е.М. Чехарина. – М.: Просвещение, 1969. 352 с.

6. Хрестоматия по педагогике. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. д-ра пед. наук, проф. З.И. Равкина. Сост. кандидаты пед. наук, доценты М.Г. Бушканец и Б.Д. Леухин. – М.: Просвещение, 1976. 432 с.

7. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфер», 2001. 512 с.

8. Штамм С.И. Управление народным образованием в СССР (1917-1936 гг.) (Историко-правовое исследование) / Отв. редактор докт. юридических наук Г.А. Дорохова. – М.: Наука, 1985. 281 с.

9. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия. – 1993. – Т. 1. – 608 с.

10. Каиров И.А. Очерки деятельности Академии Педагогических наук РСФСР.1943/1966. – М.: Педагогика, 1973. 432 с.

11. Дейнеко М.М. 40 лет народного образования в СССР. / Под ред. М.Ф. Шабаевой.–М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1957. 276 с.

12. Архив Научно-мемориального центра деятелей педагогики им. М.Н. Скаткина ФГБНУ «ИСРО». Моносзон Э.И. «Страницы жизни. (Краткий очерк воспоминаний и раздумий о прожитом)». В 3-х тт. Авторская машинопись.

Войти или Создать
* Забыли пароль?