EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF THE PROJECT "FUN DAY OF PRESCHOOLER (VEDADO") IN THE PRACTICE OF PILOT OED OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents preliminary results of the adaptation of scientific and methodological foundations of Partial innovative educational program "Fun day of preschooler (Vedado") in the conditions of multicultural situation of the Republic of Sakha (Yakutia). The author explains the technology of the organization of interaction of the OED and families in the development of the child's routine and self-help skills in a variety of activities-mediated song "Video".

Keywords:
FSES PE, Partial educational program "Fun day of preschooler (Wedeco"), the multicultural situation of the Republic of Sakha (Yakutia), the subjects of education, the interaction of the OED and family.
Text

Статья подготовлена в рамках поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований проекта № 15-06-10127 «Психолого-педагогические условия развития предпосылок грамотности у дошкольников»

 

В Республике Саха (Якутия) широко ведется инновационная педагогическая деятельность. Имеется значительная сеть федеральных инновационных площадок. По приказу министра образования РС (Я) Ф.В. Габышевой в 2015 г. образована сетевая площадка пилотных ДОО в целях адаптации научных и методических основ инновационной Парциальной образовательной программы «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо») в условиях мультикультурной ситуации Республики Саха (Якутия).

В составе площадки 5 ДОУ МУУО мэрии г. Якутска и трех Улусов, которые изучают и знакомят детей с якутской, эвенской, эвенкийской, чукотской, русской и юкагирской культурой: МБДОУ ЦРР д/с «Остров сокровищ» г. Якутска (зав. Кириллина М.П.); МБДОУ ЦРР д/с «Северные звездочки» г. Якутска (зав. Горбунова Н.В.); МБДОУ д/с «Солнышко» п. Тикси Булунского района (зав. Скрыбыкина Т.Г.); МБДОУ д/с “Чуораанчык” с.  Ымыяхтах Намского района (зав. Черноградская Ю. Ю.); МБДОУ д/с № 11 «Чэчир» с. Кептени Усть-Алданского района (зав. Копырина Е.Е.).

Деятельность площадки осуществляется на основе взаимодействия Института повышения квалификации работников образования МО РС (Я) им. С.Н. Донского – II (Н.Н. Лебедева) и ФГНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» РАО (С.С. Коренблит), администраторов и педагогов ДОО (воспитатели – Пермякова Н.Е., Турантаева А.Н., Эверстова Н.В., Афанасьева Т.Н., Зырянова Н.А., Винокурова Л.Д. старший воспитатель Матвеева М.Д. и др.).

Парциальная программа «ВеДеДо» направлена на всестороннее развитие дошкольника с приоритетом речевого и художественно-эстетического развития в процессе освоения песен, отражающих все стороны жизни ребенка (режим дня, игры, занятия, досуг, разнообразные деятельности). Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО субъектами образовательной деятельности являются наряду с профессионалами (педагогами, психологами, тренерами и др.) родители (законные представители) и сами дети. Семейное воспитание приобретает на современном этапе особый статус, особую значимость.

В этом отношении у Республики Саха (Якутия) уникальный опыт. Созданы и успешно функционируют общественные советы, участвующие в управлении работой ДОО: попечительские советы, советы отцов, семейные советы, детско-взрослые сообщества, или тумсуу, советы бабушек, дедушек, семейные союзы. Это объединение семей по родственным связям, возрасту, интересам, по соседству. Семейные союзы объединяются в совместной деятельности воспитательного, культурно-досугового, социального, материального и иного характера. Экспертами Всемирного банка и ЮНЕСКО отмечается, что общественное участие в воспитании детей и управлении дошкольными учреждениями в РС (Я) – яркая региональная особенность ее системы. Отмечается также, что опыт Якутии может быть полезен не только другим регионам Российской Федерации, но и на международном уровне (Ф.В. Габышева).

В своей работе по апробации Программы «ВеДеДо» специалисты широко используют этот опыт взаимодействия с семьей, родителями и другими членами семей воспитанников. Песни УМК «Режим дня и навыки самообслуживания», «Игры», «Времена года», а также отборочно «Хороводные», «Зарядка» «Кот и мыши» (Куоска уонна кутуйахтар), «Кукла» (Куукула), «Мой грузовичок», хороводы «Весна-красна» и «В осеннем лесу») – переведены на якутский язык. Перевод делала наряду с профессионалами  бабушка двоих воспитанников Бурнашева В.И.

 Как отмечает в отчете за год Матвеева М.Д., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 11 «Чэчир» с. Кептени» Усть-Алданского улуса, РС (Я), ДОО познакомила родителей с проектом в осеннем общем родительском собрании, а в практику вводили в семьях только после нового года, индивидуально. Где родители поют и более близки к музыке. Песню «Колыбельная» (Утуйуу) поют в семье Ушницких, песню «Мы молодцы» (Маладьыас дьоммут) поет Илона Пухова с мамой, бабушкой.

Опыт родителей по использованию режимных моментов дома по технологии «ВеДеДо» нашел отражение в выступлении родителя МБДОУ ЦРР-Д/с № 7 «Остров сокровищ» – Ивановой А.И. на Республиканском семинаре сетевого сообщества ДОО по апробации парциальной программы «ВеДеДо» – Веселый День Дошкольника (Дата проведения – 7 апреля 2016 г., Место проведения – г. Якутск, МБДОУ- ЦРР- д/с № 7 «Северные звездочки»).

 Имеются письменные положительные отзывы родителей об освоении детьми Программы «ВеДеДо» и своем участии в этом процессе (Тищенко Валентина Иннокентьевна; родители Ани и Вали Бурнашевых, Степанида, Иван Бурнашевы; мама Уруйдааны (возраст 5 лет) и Эрчимэна (2,6 лет) – Сергеева Любовь Владимировна; родитель: Жиркова Марфа Егоровна).

Выдержки из отзывов:

– Этот эксперимент понравился нам, родителям, своей направленностью на развитие воображения и творческих способностей каждого ребенка. Через многообразную музыкальную культуру прививается множество обучающих умений и навыков: мотивация учиться, разговорная речь, ориентированное действие, слушать и понять музыку.

– Наши дети стали быстрее осваивать и песни, и танцевальные композиции, и игры. И постоянно используют их в повседневной жизни. С появлением Ве-Де-До у нашей младшей дочери Валюши адаптационный период прошел гораздо легче. Благодаря веселому музыкальному материалу наши дети обогатились знаниями и представлениями о режиме дня в детском саду и очень быстро к нему привыкли. Наши малыши стали общительнее, употребляют много новых слов, развивается речь. Также благотворно влияет и на умственное, и на эстетическое развитие детей. И главное, каждое утро наши дети отправляются в детский сад с хорошим настроением. 

Проект «ВеДеДо» – это новый режим дня, где все, что делают дети, сопряжено с чудесным миром музыки. Благодаря каждодневному сопровождению музыкой, наши дети стали с удовольствием готовиться к каждому приему пищи (завтраку, обеду), а не всеми любимый тихий час, стал совсем новым и приятным делом. Благодаря своей музыкальной основе проект сразу вжился в жизнь детского сада и успешно прошел адаптацию у дошкольников.

Уроки физкультуры были дополнены новыми упражнениями в сопровождении музыки проекта «ВЕДЕДО». Зарядка по утрам в каждом доме стала не должностью, а приятным утренним пробуждением тела и духа.

Из отзыва учителя-логопеда Н.А. Зыряновой:

Анализируя обследования речи детей, посещающих детей МБДОУ ЦРР детского сада «Чуораанчык», в октябре месяце 2015 г. было выявлено – 21 детей с задержкой речевого развития. По результатам обследования на начало года видно, что необходимо проводить профилактику отклонений в речевом развитии уже с младшей группы детей, посещающих логогруппу нашего детского сада. Одним из средств профилактики могут служить лого-ритмические занятия с сопровождением музыки и песни композитора С.С. Коренблита.

Именно в пении развивается способность различать звуки на слух, что немаловажно и в развитии фонематического восприятия.  Пение побуждает повторять слова и фразы, но в более интересной и приятной форме. Можно сказать, что пение – это развлечение, но именно так дети не осознают того, что через повторение они учат слова или какую-то информацию, повторяя её.

Кроме этого пение требует более чёткой артикуляции, как со стороны педагога, так и со стороны ребенка. Для «неречевых» детей важно чувствовать рифму, в этом опять же поможет музыкальное творчество.

Обобщая наш теоретический и практический опыт, отметим: большинство издательств публикует пособия для родителей на бумажных носителях, сообщая интересную и полезную информацию о детстве из самых разных областей знания – философии, юриспруденции, психологии, физиологии, педагогики. Однако полноценное выполнение семьей образовательной функции невозможно без организации совместной деятельности, взаимодействия, сотворчества взрослого, любого другого члена семьи и дошкольника.

Для плодотворного сотрудничества семья нуждается в пособиях, учебно-методических комплектах нового поколения, содержащих видео-, аудиоматериалы, предметы, игры и игрушки, снабженные краткими методическими разъяснениями, советами.

Пособия должны предъявлять минимум требований к педагогической компетентности обучающего. Действовать как «автодидактическое» средство через материал, создавая развивающую предметную, аудио среду. Такого типа комплекты и предлагает семье Парциальная образовательная программа «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо»), опыт работы по которой представлен в данном сообщении.

Идея и главный нерв проекта «ВеДеДо» в семейной педагогике – объединение детей и их родителей, других членов семьи в совместной продуктивной деятельности – игре, творчестве, двигательной активности и др. – через песню, стихи, музыку, театр, танец, видеоряд, ИКТ. Через песню, отражающую все стороны жизни дошкольника: режим дня и навыки самообслуживания, занятия, игры, сказку, правила дорожного движения, экспериментирование, математические представления и др.  Песня задает смысловой ряд, ассоциативные образные связи, создает настроение через мелодию, ритм, темп, автоматически действует как средство, инициирующее познавательную, речевую, художественно-эстетическую, театрализованную и др. деятельность, сотворчество ребенка и взрослого.

Неформальное содержательное общение и совместная творческая деятельность, опосредствованная художественным словом, музыкой, выступают как механизм реализации семьей образовательного потенциала в специфических для семейной педагогики формах.

Название проекта «Веселый день дошкольника» подчеркивает не учебный, радостный характер образовательной деятельности по технологии ВеДеДо, и приведенные выше выдержки из отзывов родителей подтверждают, что это «работает».

 

References

1. Bim-Bad B.M., Gavrov S.N. Modernizaciya instituta sem'i: makrosociologicheskiy, ekonomicheskiy i antropologo-pedagogicheskiy analiz : Monografiya URL: - M.: Intellektual'naya kniga, Novyy Hronograf, 2010. – 352 s. (Elektronnyy resurs) [http://window.edu.ru/resource/307/73307] (data obrascheniya 31.07.2016).

2. Volkov G.N. Pedagogika lyubvi. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: v 2 t. M.: Magistr-press, 2002.

3. Gabysheva F.V. Doshkol'noe obrazovanie v Respublike Saha (Yakutiya): Regional'nyy opyt razvitiya // Doshkol'noe vospitanie. – 2010. – № 11. – S. 18–24.

4. Danilov D.A. Problemy obnovleniya obrazovaniya v sovremennyh usloviyah // Puti obnovleniya sovremennogo obrazovaniya : materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. (Yakutsk, 19 noyab. 2015 g.) / Pod obschey red. A. I. Golikova, I. I. Portnyagina, V. V. Nahodkina, S. V. Paninoy, M. A. Mestnikovoy. – Cheboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2015. – S. 14–16.

5. Korenblit S.S. Veselyy den' doshkol'nika («VeDeDo»): parcial'naya obrazovatel'naya programma doshk. Obrazovaniya / S.S. Korenblit; pod red. T. V. Volosovec i E. A. Yamburga. – M.: Obruch 2015. – 80 s.

6. Kulikova T.A. Semeynaya pedagogika i domashnee vospitanie: Uchebnik dlya stud. sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. - M.: Izdatel'skiy centr «Akademiya», 1999. – 232 s.

7. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya, utverzhdennyy prikazom Minobrnauki Rossii ot 17.11.2013 № 1155.

Login or Create
* Forgot password?