ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ВЕСЁЛЫЙ ДЕНЬ ДОШКОЛЬНИКА» («ВЕДЕДО») В ПРАКТИКЕ ПИЛОТНЫХ ДОО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Представлены предварительные результаты адаптации научных и методических основ инновационной Парциальной образовательной программы «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо») в условиях мультикультурной ситуации Республики Саха (Якутия). Обосновывается технология организации взаимодействия ДОО и семьи при освоении ребенком режима дня и навыков самообслуживания в разнообразных видах деятельности, опосредствованных песней «ВеДеДо».

Ключевые слова:
ФГОС ДО, Парциальная образовательная программа «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо»), мультикультурная ситуация Республики Саха (Якутия), субъекты воспитания, взаимодействие ДОО и семьи.
Текст

Статья подготовлена в рамках поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований проекта № 15-06-10127 «Психолого-педагогические условия развития предпосылок грамотности у дошкольников»

 

В Республике Саха (Якутия) широко ведется инновационная педагогическая деятельность. Имеется значительная сеть федеральных инновационных площадок. По приказу министра образования РС (Я) Ф.В. Габышевой в 2015 г. образована сетевая площадка пилотных ДОО в целях адаптации научных и методических основ инновационной Парциальной образовательной программы «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо») в условиях мультикультурной ситуации Республики Саха (Якутия).

В составе площадки 5 ДОУ МУУО мэрии г. Якутска и трех Улусов, которые изучают и знакомят детей с якутской, эвенской, эвенкийской, чукотской, русской и юкагирской культурой: МБДОУ ЦРР д/с «Остров сокровищ» г. Якутска (зав. Кириллина М.П.); МБДОУ ЦРР д/с «Северные звездочки» г. Якутска (зав. Горбунова Н.В.); МБДОУ д/с «Солнышко» п. Тикси Булунского района (зав. Скрыбыкина Т.Г.); МБДОУ д/с “Чуораанчык” с.  Ымыяхтах Намского района (зав. Черноградская Ю. Ю.); МБДОУ д/с № 11 «Чэчир» с. Кептени Усть-Алданского района (зав. Копырина Е.Е.).

Деятельность площадки осуществляется на основе взаимодействия Института повышения квалификации работников образования МО РС (Я) им. С.Н. Донского – II (Н.Н. Лебедева) и ФГНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» РАО (С.С. Коренблит), администраторов и педагогов ДОО (воспитатели – Пермякова Н.Е., Турантаева А.Н., Эверстова Н.В., Афанасьева Т.Н., Зырянова Н.А., Винокурова Л.Д. старший воспитатель Матвеева М.Д. и др.).

Парциальная программа «ВеДеДо» направлена на всестороннее развитие дошкольника с приоритетом речевого и художественно-эстетического развития в процессе освоения песен, отражающих все стороны жизни ребенка (режим дня, игры, занятия, досуг, разнообразные деятельности). Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО субъектами образовательной деятельности являются наряду с профессионалами (педагогами, психологами, тренерами и др.) родители (законные представители) и сами дети. Семейное воспитание приобретает на современном этапе особый статус, особую значимость.

В этом отношении у Республики Саха (Якутия) уникальный опыт. Созданы и успешно функционируют общественные советы, участвующие в управлении работой ДОО: попечительские советы, советы отцов, семейные советы, детско-взрослые сообщества, или тумсуу, советы бабушек, дедушек, семейные союзы. Это объединение семей по родственным связям, возрасту, интересам, по соседству. Семейные союзы объединяются в совместной деятельности воспитательного, культурно-досугового, социального, материального и иного характера. Экспертами Всемирного банка и ЮНЕСКО отмечается, что общественное участие в воспитании детей и управлении дошкольными учреждениями в РС (Я) – яркая региональная особенность ее системы. Отмечается также, что опыт Якутии может быть полезен не только другим регионам Российской Федерации, но и на международном уровне (Ф.В. Габышева).

В своей работе по апробации Программы «ВеДеДо» специалисты широко используют этот опыт взаимодействия с семьей, родителями и другими членами семей воспитанников. Песни УМК «Режим дня и навыки самообслуживания», «Игры», «Времена года», а также отборочно «Хороводные», «Зарядка» «Кот и мыши» (Куоска уонна кутуйахтар), «Кукла» (Куукула), «Мой грузовичок», хороводы «Весна-красна» и «В осеннем лесу») – переведены на якутский язык. Перевод делала наряду с профессионалами  бабушка двоих воспитанников Бурнашева В.И.

 Как отмечает в отчете за год Матвеева М.Д., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 11 «Чэчир» с. Кептени» Усть-Алданского улуса, РС (Я), ДОО познакомила родителей с проектом в осеннем общем родительском собрании, а в практику вводили в семьях только после нового года, индивидуально. Где родители поют и более близки к музыке. Песню «Колыбельная» (Утуйуу) поют в семье Ушницких, песню «Мы молодцы» (Маладьыас дьоммут) поет Илона Пухова с мамой, бабушкой.

Опыт родителей по использованию режимных моментов дома по технологии «ВеДеДо» нашел отражение в выступлении родителя МБДОУ ЦРР-Д/с № 7 «Остров сокровищ» – Ивановой А.И. на Республиканском семинаре сетевого сообщества ДОО по апробации парциальной программы «ВеДеДо» – Веселый День Дошкольника (Дата проведения – 7 апреля 2016 г., Место проведения – г. Якутск, МБДОУ- ЦРР- д/с № 7 «Северные звездочки»).

 Имеются письменные положительные отзывы родителей об освоении детьми Программы «ВеДеДо» и своем участии в этом процессе (Тищенко Валентина Иннокентьевна; родители Ани и Вали Бурнашевых, Степанида, Иван Бурнашевы; мама Уруйдааны (возраст 5 лет) и Эрчимэна (2,6 лет) – Сергеева Любовь Владимировна; родитель: Жиркова Марфа Егоровна).

Выдержки из отзывов:

– Этот эксперимент понравился нам, родителям, своей направленностью на развитие воображения и творческих способностей каждого ребенка. Через многообразную музыкальную культуру прививается множество обучающих умений и навыков: мотивация учиться, разговорная речь, ориентированное действие, слушать и понять музыку.

– Наши дети стали быстрее осваивать и песни, и танцевальные композиции, и игры. И постоянно используют их в повседневной жизни. С появлением Ве-Де-До у нашей младшей дочери Валюши адаптационный период прошел гораздо легче. Благодаря веселому музыкальному материалу наши дети обогатились знаниями и представлениями о режиме дня в детском саду и очень быстро к нему привыкли. Наши малыши стали общительнее, употребляют много новых слов, развивается речь. Также благотворно влияет и на умственное, и на эстетическое развитие детей. И главное, каждое утро наши дети отправляются в детский сад с хорошим настроением. 

Проект «ВеДеДо» – это новый режим дня, где все, что делают дети, сопряжено с чудесным миром музыки. Благодаря каждодневному сопровождению музыкой, наши дети стали с удовольствием готовиться к каждому приему пищи (завтраку, обеду), а не всеми любимый тихий час, стал совсем новым и приятным делом. Благодаря своей музыкальной основе проект сразу вжился в жизнь детского сада и успешно прошел адаптацию у дошкольников.

Уроки физкультуры были дополнены новыми упражнениями в сопровождении музыки проекта «ВЕДЕДО». Зарядка по утрам в каждом доме стала не должностью, а приятным утренним пробуждением тела и духа.

Из отзыва учителя-логопеда Н.А. Зыряновой:

Анализируя обследования речи детей, посещающих детей МБДОУ ЦРР детского сада «Чуораанчык», в октябре месяце 2015 г. было выявлено – 21 детей с задержкой речевого развития. По результатам обследования на начало года видно, что необходимо проводить профилактику отклонений в речевом развитии уже с младшей группы детей, посещающих логогруппу нашего детского сада. Одним из средств профилактики могут служить лого-ритмические занятия с сопровождением музыки и песни композитора С.С. Коренблита.

Именно в пении развивается способность различать звуки на слух, что немаловажно и в развитии фонематического восприятия.  Пение побуждает повторять слова и фразы, но в более интересной и приятной форме. Можно сказать, что пение – это развлечение, но именно так дети не осознают того, что через повторение они учат слова или какую-то информацию, повторяя её.

Кроме этого пение требует более чёткой артикуляции, как со стороны педагога, так и со стороны ребенка. Для «неречевых» детей важно чувствовать рифму, в этом опять же поможет музыкальное творчество.

Обобщая наш теоретический и практический опыт, отметим: большинство издательств публикует пособия для родителей на бумажных носителях, сообщая интересную и полезную информацию о детстве из самых разных областей знания – философии, юриспруденции, психологии, физиологии, педагогики. Однако полноценное выполнение семьей образовательной функции невозможно без организации совместной деятельности, взаимодействия, сотворчества взрослого, любого другого члена семьи и дошкольника.

Для плодотворного сотрудничества семья нуждается в пособиях, учебно-методических комплектах нового поколения, содержащих видео-, аудиоматериалы, предметы, игры и игрушки, снабженные краткими методическими разъяснениями, советами.

Пособия должны предъявлять минимум требований к педагогической компетентности обучающего. Действовать как «автодидактическое» средство через материал, создавая развивающую предметную, аудио среду. Такого типа комплекты и предлагает семье Парциальная образовательная программа «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо»), опыт работы по которой представлен в данном сообщении.

Идея и главный нерв проекта «ВеДеДо» в семейной педагогике – объединение детей и их родителей, других членов семьи в совместной продуктивной деятельности – игре, творчестве, двигательной активности и др. – через песню, стихи, музыку, театр, танец, видеоряд, ИКТ. Через песню, отражающую все стороны жизни дошкольника: режим дня и навыки самообслуживания, занятия, игры, сказку, правила дорожного движения, экспериментирование, математические представления и др.  Песня задает смысловой ряд, ассоциативные образные связи, создает настроение через мелодию, ритм, темп, автоматически действует как средство, инициирующее познавательную, речевую, художественно-эстетическую, театрализованную и др. деятельность, сотворчество ребенка и взрослого.

Неформальное содержательное общение и совместная творческая деятельность, опосредствованная художественным словом, музыкой, выступают как механизм реализации семьей образовательного потенциала в специфических для семейной педагогики формах.

Название проекта «Веселый день дошкольника» подчеркивает не учебный, радостный характер образовательной деятельности по технологии ВеДеДо, и приведенные выше выдержки из отзывов родителей подтверждают, что это «работает».

 

Список литературы

1. Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ : Монография URL: - М.: Интеллектуальная книга, Новый Хронограф, 2010. – 352 с. (Электронный ресурс) [http://window.edu.ru/resource/307/73307] (дата обращения 31.07.2016).

2. Волков Г.Н. Педагогика любви. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Магистр-пресс, 2002.

3. Габышева Ф.В. Дошкольное образование в Республике Саха (Якутия): Региональный опыт развития // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 11. – С. 18–24.

4. Данилов Д.А. Проблемы обновления образования в современных условиях // Пути обновления современного образования : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Якутск, 19 нояб. 2015 г.) / Под общей ред. А. И. Голикова, И. И. Портнягина, В. В. Находкина, С. В. Паниной, М. А. Местниковой. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 14–16.

5. Коренблит С.С. Веселый день дошкольника («ВеДеДо»): парциальная образовательная программа дошк. Образования / С.С. Коренблит; под ред. Т. В. Волосовец и Е. А. Ямбурга. – М.: Обруч 2015. – 80 с.

6. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.11.2013 № 1155.

Войти или Создать
* Забыли пароль?