INFORMATION TECHNOLOGY IN HUMANITIES RESEARCH: FROM THEORY TO PRACTICE OF COURSE DEVELOPMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
One of the trends of modern higher education is its integration with research activities. In the process of informatization of society this led to inclusion in educational programs of universities disciplines on information technology that can be used in scientific research. It is assumed that these disciplines should be aimed at teaching technologies that promote the level of scientific research and the increment of scientific knowledge. Unlike natural science where computers have long and effectively used for scientific research the question of application of information technology in the Humanities is still debatable. This is largely due to the specific nature of humanitarian knowledge, as well as the specifics of the object and purpose of humanitarian knowledge. The article presents the experience of theoretical understanding and practical development of the discipline "Information technologies in humanitarian researches", which is read in the Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov for students training areas "Philosophy", "Culturology", "Sociology" and "Journalism". It is shown that in the humanities information technologies can be used as an effective tool for the organization of cognitive activity and explication of knowledge. However, the number of courses on information technologies in humanities research is more individual than a mass phenomenon.

Keywords:
informatization, education, information technology, human sciences, humanities research.
Text

Актуальность
Согласно принятой в РФ Стратегии развития информационного общества, к 2030 г. информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) должны стать неотъемлемой частью всех сфер жизни человека [12]. Уже сегодня более 90% российских предприятий и организаций используют в своей деятельности электронно-вычислительные машины и глобальные информационные сети [15]. Анализ обеспеченности персональными компьютерами работников организаций по различным видам экономической деятельности показывает значительную динамику в сфере высшего образования в сравнении с другими видами деятельности [5, с. 146]. Информатизация высшего образования привела к включению в образовательные стандарты вузов учебных дисциплин по информационным технологиям, основная задача которых сводится к обучению студентов работе с имеющимися на сегодняшний день прикладными компьютерными программами. Безусловно, разбираться в устройстве компьютерной системы, владеть навыками программирования, уметь правильно оформлять по заранее заданным стандартам письменные работы важно на всех этапах образовательного процесса. Разработанные с этой целью курсы по информационным технологиям вполне оправданны, так как в результате студенты получают знания и практические навыки, необходимые им не только в вузе, но и в последующей профессиональной деятельности и социальной жизни. Однако возможности использования информационных технологий этим не исчерпываются. Согласно немецкому философу Мартину Хайдеггеру, греческое слово технэ, от которого образовано слово технология, тесно связано со словом эпистема, что означает «знание, умение ориентироваться, разбираться в чем-то» [16].

References

1. Biblioteki oblasti: tsifry i fakty [Elektronnyy resurs] // Biblioteki Arkhangel'skoy oblasti. URL: http://biblioteka29.ru/facts/ stats/ (data obrashcheniya: 05.03.2018).

2. Gruzdeva M.L., Tolsteneva A.A., Chervova A.A. Primenenie virtual'noy laboratorii pri obuchenii estestvennonauchnym distsiplinam // Fundamental'nye issledovaniya v oblasti gumanitarnykh nauk: Konkurs grantov izbr.rabot. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2005. S. 41–44.

3. DigitalHumanities: gumanitarnye nauki v tsifrovuyu epokhu / pod red. G.V.Mozhaevoy. Tomsk: Izd-voTom. un-ta, 2016. 120 s.

4. Doliner L.I. Metodologiya postroeniya adaptivnykh metodicheskikh sistem v usloviyakh informatizatsii obrazovaniya // Fundamental'nye issledovaniya v oblasti gumanitarnykh nauk: Konkurs grantov izbr.rabot. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2005. S. 47–51.

5. Indikatory informatsionnogo obshchestva: 2016: statisticheskiy sbornik / G.I. Abdrakhmanova, L.M. Gokhberg, M.A. Kevesh i dr. M.: NIU VShE, 2016. 304 s.

6. Indikatory tsifrovoy ekonomiki: 2017: statisticheskiy sbornik / G.I. Abdrakhmanova, L.M. Gokhberg, M.A. Kevesh i dr. M.: NIU VShE, 2017. 320 s.

7. Lyapin S.Kh. Kontsepty russkoy filosofii. Arkhangel'sk: Izd-vo NIITs «Tsentrokontsept», 1999. 182 s.

8. Mahony S. The Digital Classicist: building a Digital Humanities Community // Digital Humanities Quarterly, 2017. Vol. 11. № 3. URL: http://digitalhumanities.org/dhq/vol/11/3/000335/000335.html (data obrashcheniya: 07.03.2018).

9. Otchety o deyatel'nosti Intellektual'nogo tsentra – nauchnoy biblioteki im. E.I.Ovsyankina [Elektronnyy resurs] / Portal intellektual'nogo tsentra – nauchnoy biblioteki. URL: http:// library.narfu.ru/rus/Biblio/Reports/Pages/default.aspx (data obrashcheniya: 05.03.2018).

10. Parlamentskie slushaniya: dlya sozdaniya Natsional'noy elektronnoy biblioteki dostatochno sushchestvuyushchey normativnoy bazy [Elektronnyy resurs] // URL: http://d-russia.ru/parlamentskie-slushaniya-dlya-sozdaniya-natsionalnoj-elektronnoj- biblioteki-dostatochno-sushhestvuyushhej-normativnoj- bazy.html (data obrashcheniya: 15.03.2018).

11. Popova P.V. Informatsionnye tekhnologii v kul'turologicheskom obrazovanii. // Fundamental'nye issledovaniya v oblasti gumanitarnykh nauk: Konkurs grantov izbr.rabot. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2005. S.111-114.

12. O Strategii razvitiya informatsionnogo obshchestva na 2017 – 2030 gody: utverzhdena Ukazom Prezidenta Rossiyskoy Federatsii 09 maya 2017 goda. Dostup iz sprav.-pravovoy sistemy «Konsul'tantPlyus».

13. Svensson P. Envisioning the Digital Humanities // Digital Humanities Quarterly, 2012. Vol. 6. № 1. URL: http://digitalhumanities.org/dhq/vol/6/1/000112/000112.html (data obrashcheniya: 07.03.2018).

14. Svergunova N.M. Informatsionnye tekhnologii v gumanitarnoy srede // Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki. 2008. № 12. S. 19–24.

15. Udel'nyy ves organizatsiy, ispol'zovavshikh informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii, v obshchem chisle obsledovannykh organizatsiy [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'naya statistika Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/ it_technology/# (data obrashcheniya: 06.03.2018).

16. Khaydegger M. Vopros o tekhnike [Elektronnyy resurs] / Uchebnyy portal RUDN. URL: http://web-local.rudn.ru (data obrashcheniya: 25.05.2017).

17. Khrolenko A.T. Sovremennye informatsionnye tekhnologii dlya gumanitariya: prakticheskoe rukovodstvo [Elektronnyy resurs]. M.: FLINTA, 2012. URL: https://rucont.ru (data obrashcheniya: 25.05.2017).

18. Shcherbina E. Ot tsifry k smyslu: o tsifrovykh metodakh v gumanitarnykh naukakh. URL: https://chrdk.ru/sci/from_data_to_meaning#&hcq=BtOxmMq (data obrashcheniya: 10.03.2018).

Login or Create
* Forgot password?