сотрудник
Архангельск, Архангельская область, Россия
Архангельск, Архангельская область, Россия
Архангельск, Россия
Одной из тенденций современного высшего образования является его интеграция с научно-исследовательской деятельностью. В условиях активной информатизации общества это привело к включению в образовательные программы вузов дисциплин по информационным технологиям в научных исследованиях. Предполагается, что данные дисциплины должны быть направлены на обучение технологиям, способствующим повышению уровня научных исследований и приращению научного знания. В отличие от естествознания, где компьютеры уже давно и эффективно используются для проведения научных исследований, вопрос о применении информационных технологий в гуманитарных науках до сих пор остается дискуссионным. Во многом это связано с особой природой гуманитарного знания, а также спецификой предмета и целей гуманитарного познания. В статье представлен опыт теоретического осмысления и практической разработки дисциплины «Информационные технологии в гуманитарных исследованиях», которая читается в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова для студентов направлений подготовки «Философия», «Культурология», «Социология» и «Журналистика». Показано, что в гуманитарных исследованиях информационные технологии могут использоваться как эффективный инструмент для организации познавательной деятельности и экспликации знания. Вместе с тем количество дисциплин по ИКТ в гуманитарных исследованиях является, скорее, единичным, чем массовым явлением.
информатизация, образование, информационные технологии, гуманитарная наука, гуманитарные исследования.
Актуальность
Согласно принятой в РФ Стратегии развития информационного общества, к 2030 г. информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) должны стать неотъемлемой частью всех сфер жизни человека [12]. Уже сегодня более 90% российских предприятий и организаций используют в своей деятельности электронно-вычислительные машины и глобальные информационные сети [15]. Анализ обеспеченности персональными компьютерами работников организаций по различным видам экономической деятельности показывает значительную динамику в сфере высшего образования в сравнении с другими видами деятельности [5, с. 146]. Информатизация высшего образования привела к включению в образовательные стандарты вузов учебных дисциплин по информационным технологиям, основная задача которых сводится к обучению студентов работе с имеющимися на сегодняшний день прикладными компьютерными программами. Безусловно, разбираться в устройстве компьютерной системы, владеть навыками программирования, уметь правильно оформлять по заранее заданным стандартам письменные работы важно на всех этапах образовательного процесса. Разработанные с этой целью курсы по информационным технологиям вполне оправданны, так как в результате студенты получают знания и практические навыки, необходимые им не только в вузе, но и в последующей профессиональной деятельности и социальной жизни. Однако возможности использования информационных технологий этим не исчерпываются. Согласно немецкому философу Мартину Хайдеггеру, греческое слово технэ, от которого образовано слово технология, тесно связано со словом эпистема, что означает «знание, умение ориентироваться, разбираться в чем-то» [16].
1. Библиотеки области: цифры и факты [Электронный ресурс] // Библиотеки Архангельской области. — URL: http://biblioteka29.ru/facts/stats/ (дата обращения: 05.03.2018).
2. Груздева М.Л. Применение виртуальной лаборатории при обучении естественнонаучным дисциплинам [Текст] / М.Л. Груздева, А.А. Толстенева, А.А. Червова // Фундаментальные исследования в области гуманитарных наук: Конкурс грантов избр.работ. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2005. С.41–44.
3. Digital Humanities: гуманитарные науки в цифровую эпоху [Текст]; под ред. Г.В. Можаевой. — Томск: Изд-во Том. ун- та, 2016. 120 с.
4. Долинер Л.И. Методология построения адаптивных методических систем в условиях информатизации образования [Текст] / Л.И. Долинер // Фундаментальные исследования в области гуманитарных наук: Конкурс грантов избр. работ. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2005. — С. 47–51.
5. Индикаторы информационного общества [Текст]: 2016: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова [и др.]. — М.: НИУ ВШЭ, 2016. — 304 с.
6. Индикаторы цифровой экономики [Текст]: 2017: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова [и др.]. — М.: НИУ ВШЭ, 2017. — 320 с.
7. Ляпин С.Х. Концепты русской философии [Текст] / С.Х. Ляпин. — Архангельск: Центроконцепт, 1999. — 182 с.
8. Mahony S. The Digital Classicist: building a Digital Humanities Community // Digital Humanities Quarterly, 2017. Vol. 11. № 3. — URL: http://digitalhumanities.org/dhq/vol/11/3/000335/ 000335.html (дата обращения: 07.03.2018).
9. Отчеты о деятельности Интеллектуального центра — научной библиотеки им. Е.И. Овсянкина [Электронный ресурс] / Портал интеллектуального центра — научной библиотеки. — URL: http://library.narfu.ru/rus/Biblio/Reports/Pages/default.aspx (дата обращения: 05.03.2018).
10. Парламентские слушания: для создания Национальной электронной библиотеки достаточно существующей нормативной базы [Электронный ресурс]. — URL: http://d-russia.ru/parlamentskie-slushaniya-dlya-sozdaniya-natsionalnoj-elektronnoj-biblioteki-dostatochno-sushhestvuyushhej-normativnoj-bazy.html (дата обращения: 15.03.2018).
11. Попова П.В. Информационные технологии в культурологическом образовании [Текст] / П.В. Попова // Фундаментальные исследования в области гуманитарных наук: Конкурс грантов избр. работ. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2005. — С. 111–114.
12. О Стратегии развития информационного общества на 2017–2030 годы [Текст]: утверждена Указом Президента Российской Федерации 09 мая 2017 года. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13. Svensson P. Envisioning the Digital Humanities // Digital Humanities Quarterly. 2012. Vol. 6. № 1. URL: http://digitalhumanities.org/dhq/vol/6/1/000112/000112.html (дата обращения: 07.03.2018).
14. Свергунова Н.М. Информационные технологии в гуманитарной среде [Текст] / Н.М. Свергунова // Научные и технические библиотеки. — 2008. — № 12. — С. 19–24.
15. Удельный вес организаций, использовавших информационные и коммуникационные технологии, в общем числе обследованных организаций [Электронный ресурс] // Официальная статистика Федеральной службы государственной статистики. — URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/it_technology/# (дата обращения: 06.03.2018).
16. Хайдеггер М. Вопрос о технике [Электронный ресурс] / Учебный портал РУДН. — URL: http://web-local.rudn.ru (дата обращения: 25.05.2017).
17. Хроленко А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария: практическое руководство [Электронный ресурс]. — М.: ФЛИНТА, 2012. — URL: https://rucont.ru (дата обращения: 25.05.2017).
18. Щербина Е. От цифры к смыслу: о цифровых методах в гуманитарных науках [Электронный ресурс]. — URL: https://chrdk.ru/sci/from_data_to_meaning#&hcq=BtOxmMq (дата обращения: 10.03.2018).