employee
Orenburg, Orenburg, Russian Federation
Orenburg, Orenburg, Russian Federation
employee from 01.09.2008 until now
Orenburg, Orenburg, Russian Federation
Orenburg, Orenburg, Russian Federation
GRNTI 16.01 Общие вопросы языкознания
OKSO 45.03.02 Лингвистика
BBK 81 Языкознание
TBK 8410 Общие вопросы. Лингвистика
In the article deals with the ethical burden of the concept “conscience” on the material of dictionaries of the Church Slavonic language and the Russian language of the old Russian period, XIX and XX centuries. Semantic features of concept verbalizers are investigated. The analysis established the primordial ethical semantic share of the concept: “the voice of God, showing the conduct of the will of God regarding what should and should not do to man as a reasonable and moral being.” Throughout the study period, the main concept verbalizers and their derivatives have a high degree of ethical significance. Over time there is the appearance of new words and new ethically “opposite” values: chastity (to name some insulting words), dishonor (shame honor, insult), dishonest (violating the requirement of honor, dishonorable). It is established that the ethical semantic share of the concept “internal moral dignity of man, valor, honesty, nobility of soul and pure conscience” is preserved in the internal form of words that verbalize the concept throughout the existence of the Russian language.
concept, verbalization concept, ethical loading and ethical meaning of the share mentality, holiness.
На современном этапе в лингвистике не угасает интерес к изучению ментальности и ее отражения в языке (А. Вежбицкая, В.В. Воробьев, В.Н. Денисенко, А.А. Зализняк, И.Б. Левонтина, В.В. Колесов, Ю.С. Степанов, В.М. Шаклеин, А.Д. Шмелев и др.). Понимание ментальных особенностей необходимо не только в научных, но и в практических целях, так как от этого зависит успех как коммуникации на одном языке, так и межкультурной коммуникации. Особую значимость в межличностной и групповой коммуникации имеют этические концепты как единицы центральной зоны (концептосферы) русской языковой картины мира. Одной из концептосфер является этическая, которую можно представить в виде рыболовной сети, закинутой в море, где поплавки — это этические макроконцепты, а узелки и нити — лексика русского языка, содержащая в той или иной степени этические смыслы. Таким макроконцептом, концентрирующим этические нормы русской ментальности и имеющим важное значение для процесса коммуникации, является концепт «совесть». Совесть включена в этический словарь и определяется как способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство. Семантическое поле «совести» включает понятия «стыд», «страх», «честь», «честность» и др. В отличие от страха (перед авторитетом, наказанием) и стыда (в котором также отражается осознание человеком своего несоответствия некоторым принятым нормам), совесть воспринимается не ориентированной ни на самосохранение и благополучие индивида, ни на принятые групповые нормы, ни на ожидания окружающих или мнение авторитета. Совесть выражает ответственность человека перед самим собой как субъектом высших и общезначимых ценностей и требований [22]. Совесть исторически коренится в стыде и родственна ему, но не равна, о чем будет сказано ниже. В христианстве совесть трактуется как показатель нравственной обязанности, в первую очередь, перед Богом. В христианскую эпоху совесть осмысляется как внутренний нравственный закон, «глас Божий», а муки совести — как выражение внутреннего разлада. В словаре церковнославянских слов совесть определяется как «мысль, помышление»; «голос Божий, показывающий ведение (отсюда и происходит само слово «со-весть») воли Божией относительно того, что должно и чего не должно делать человеку как разумно-нравственному существу» [11]. Ссылаясь на Н.А. Бердяева, В.В. Колесов подчеркивает, что такое единение и порождает ощущение соборности, на котором крепится и личная мораль, и мораль социальная русского человека, идеал которого, согласно русским философам (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин), — святость [14]. Таким образом, макроконцепт «совесть» обнаруживает связь со структурообразующими для этической концептосферы русской ментальности концептами «соборность» и «святость». Рассмотрим представленность концепта в словарях церковнославянского и древнерусского языков, во время существования которых происходило его национальное осмысление. Отметим, что, в отличие от других этических концептов [8–10], совесть в церковнославянском языке не обладает широким кругом дериватов. То же наблюдаем и в древнерусском языке. Более того, в словаре И.И. Срезневского лексема «совесть» отсутствует [19].
1. Vezhbickaya A. Ponimanie kultur cherez posredstvo klyuchevyh slov [Understanding cultures through key words]. Moscow, YAz. slav. kult. Publ., 2001. 288 p. Moscow, Lang. lories. cult. Publ., 2001. 288 p.
2. Vendina T.I. Srednevekovyj chelovek v zerkale staroslavjanskogo jazyka [Medieval man in the mirror of old Church language]. Moscow, Indrik Publ., 2002. 336 p.
3. Vereshhagin E.M. Cerkovnoslavjanskaja knizhnost na Rusi. Lingvotekstologicheskie izyskanija [Literary Church Slavonic in Russia. Linguotextology surveys]. Moscow, Indrik Publ., 2001. 608 p.
4. Vereshhagin E.M., Kostomarov V.G. Lingvostranovedcheskaja teorija slova [Linguistic theory of the word]. Moscow, Russkij jazyk Publ., 1980. 320 p.
5. Vorobjev V.V. Lingvokulturologija (teorija i metody) [Lingvocultural (theory and methods)]. Moscow, RUDN Publ., 1997. 331 p.
6. Dal V.I. Tolkovyj slovar zhivogo velikorusskogo yazyka [Explanatory dictionary of the living great Russian language]. Moscow, Drofa Publ. Rus.yaz. Media Publ., 2011, V. 4, 683 p.
7. Denisenko V.N. Koncept «izmenenie» v russkoj yazykovoj kartine mira [The concept of “change” in the Russian language picture of the world]. Moscow, Rossijskii universitet druzhby narodov Publ., 2004. 306 p.
8. Dmitrieva N.M. Eticheskaya napolnenie koncepta «schastie» v russkoj yazykovoj kartine mira [Ethical content of the concept “happiness” in the Russian language picture of the world]. Vestnik RUDN. Seriya: Russkiy i inostrannye yazyki i metodika ikh prepodavaniya [Bulletin of the Peoples’ Friendship University of Russia. Series: Russian and foreign languages and methods of teaching them]. 2015, I. 11 (186), pp. 57–62.
9. Dmitrieva N.M. Osobennosti verbalizacii koncepta «svyatost» v cerkovnoslavyanskom i drevnerusskom yazykah: ehticheskij aspekt [Features of verbalization of the concept “Holiness” in the Church Slavonic and old Russian languages: the ethical dimension]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik Orenburg state university]. 2016, I. 1 (188), pp. 57–62.
10. Dmitrieva N.M. Eticheskij smysl koncepta «lyubov» v russkoj yazykovoj kartine mira (na materiale slovarej XI–XIX vekov) [Ethical meaning of the concept “love” in Russian language picture of the world (on the material of dictionaries of the XI–XIX centuries)]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik Orenburg state university]. 2016, I. 7 (195), pp. 44–49.
11. Dyachenko G. Polnyj cerkovno-slavjanskij slovar [Unabridged Church Slavonic dictionary]. Moscow, Otchij dom Publ., 2001. 720 p.
12. Efremova T.F. Novyj slovar russkogo yazyka [New dictionary of Russian language]. Moscow, Rus. yaz. Publ., 2001. 1210 p.
13. Zaliznjak A.A., Levontina I.B., Shmelev A.D. Kljuchevye idei russkoj jazykovoj kartiny mira [The key ideas of Russian language picture of the world]. Moscow, Jaz. slav. kultury Publ., 2005. 540 p.
14. Kolesov V.V. Russkaja mentalnost v jazyke i tekste [Russian mentality in language and text]. St. Petersburg, Peterburgskoe Vostokovedenie Publ., 2006. 624 p.
15. Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar russkogo yazyka [Explanatory dictionary of Russian language]. Moscow, the World and Formation, Onyx Publ., 2011. 736 p.
16. Slovar russkogo yazika XI — XVII vv. [Dictionary of the Russian language XI — XVII centuries.]. 1981, I. 8, 351 p.
17. Sreznevsky I. Slovar drevnerusskogo jazyka [Dictionary of Old Russian language]. Moscow, Book Publ., 1989, V. 3.
18. Slovar russkogo yazyka [Russian dictionary]. Moscow, Rus. yaz Publ., 1988, V. 4, 800 p.
19. Slovar sovremennogo russkogo literaturnogo yazyka [Dictionary of modern Russian literary language]. Moscow, AN SSSR Publ., 1950, V. 14, 1390 p.
20. Stepanov Yu.S. Konstanty: Slovar russkoj kultury [Constants: Dictionary of the Russian culture]. Moscow, 2001, p. 419.
21. Ushakov D.N. Tolkovyj slovar russkogo yazyka [Explanatory dictionary of Russian language]. Moscow, Veche Publ., 2001. 703 p.
22. Ethica: Encyclopedicheskiy slovar’ [Ethics: Encyclopedic dictionary]. Inst-t filosofii Ros. AN [Institute of philosophy by Russian Academy of Science]. Moscow, Gardariki Publ., 2001.