Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается генезис этической нагрузки концепта «совесть» на материале словарей церковнославянского языка, текстов русского языка древнерусского периода, XIX и XX вв. Исследуются особенности вербализаторов концепта и семантические сдвиги в его значении. В ходе анализа установлена исконная этическая смысловая доля концепта — «голос Божий, показывающий ведение воли Божией относительно того, что должно и чего не должно делать человеку как разумно-нравственному существу». На протяжении всего исследуемого периода главные вербализаторы концепта и их дериваты обладают высокой степенью этической значимости, но с течением времени наблюдается появление новых слов и новых этически «противоположных» значений: честить (называть какими-нибудь обидными словами), бесчестье (поругание чести, оскорбление), бесчестный (нарушающий требование чести, непорядочный). Установлено, что этическая смысловая доля концепта «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть» сохраняется во внутренней форме слов, вербализующих концепт, на протяжении всего существования русского языка, но его ценностные смыслы утрачиваются.

Ключевые слова:
этическая нагрузка, концепт, концептосфера, языковая картина мира, совесть, стыд, семантический сдвиг.
Текст

На современном этапе в лингвистике не угасает интерес к изучению ментальности и ее отражения в языке (А. Вежбицкая, В.В. Воробьев, В.Н. Денисенко, А.А. Зализняк, И.Б. Левонтина, В.В. Колесов, Ю.С. Степанов, В.М. Шаклеин, А.Д. Шмелев и др.). Понимание ментальных особенностей необходимо не только в научных, но и в практических целях, так как от этого зависит успех как коммуникации на одном языке, так и межкультурной коммуникации. Особую значимость в межличностной и групповой коммуникации имеют этические концепты как единицы центральной зоны (концептосферы) русской языковой картины мира. Одной из концептосфер является этическая, которую можно представить в виде рыболовной сети, закинутой в море, где поплавки — это этические макроконцепты, а узелки и нити — лексика русского языка, содержащая в той или иной степени этические смыслы. Таким макроконцептом, концентрирующим этические нормы русской ментальности и имеющим важное значение для процесса коммуникации, является концепт «совесть». Совесть включена в этический словарь и определяется как способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство. Семантическое поле «совести» включает понятия «стыд», «страх», «честь», «честность» и др. В отличие от страха (перед авторитетом, наказанием) и стыда (в котором также отражается осознание человеком своего несоответствия некоторым принятым нормам), совесть воспринимается не ориентированной ни на самосохранение и благополучие индивида, ни на принятые групповые нормы, ни на ожидания окружающих или мнение авторитета. Совесть выражает ответственность человека перед самим собой как субъектом высших и общезначимых ценностей и требований [22]. Совесть исторически коренится в стыде и родственна ему, но не равна, о чем будет сказано ниже. В христианстве совесть трактуется как показатель нравственной обязанности, в первую очередь, перед Богом. В христианскую эпоху совесть осмысляется как внутренний нравственный закон, «глас Божий», а муки совести — как выражение внутреннего разлада. В словаре церковнославянских слов совесть определяется как «мысль, помышление»; «голос Божий, показывающий ведение (отсюда и происходит само слово «со-весть») воли Божией относительно того, что должно и чего не должно делать человеку как разумно-нравственному существу» [11]. Ссылаясь на Н.А. Бердяева, В.В. Колесов подчеркивает, что такое единение и порождает ощущение соборности, на котором крепится и личная мораль, и мораль социальная русского человека, идеал которого, согласно русским философам (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин), — святость [14]. Таким образом, макроконцепт «совесть» обнаруживает связь со структурообразующими для этической концептосферы русской ментальности концептами «соборность» и «святость». Рассмотрим представленность концепта в словарях церковнославянского и древнерусского языков, во время существования которых происходило его национальное осмысление. Отметим, что, в отличие от других этических концептов [8–10], совесть в церковнославянском языке не обладает широким кругом дериватов. То же наблюдаем и в древнерусском языке. Более того, в словаре И.И. Срезневского лексема «совесть» отсутствует [19].

Список литературы

1. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов [Текст] / А. Вежбицкая. — М.: Яз. слав. культ., 2001. — 288 с.

2. Вендина Т.И. Средневековый человек в зеркале старославянского языка [Текст] / Т.И. Вендина. — М.: Индрик, 2002. — 336 с.

3. Верещагин Е.М. Церковнославянская книжность на Руси. Лингвотекстологические изыскания [Текст] / Е.М. Верещагин. — М.: Индрик, 2001. — 608 с.

4. Верещагин Е.М. Лингвострановедческая теория слова [Текст] / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. — М.: Русский язык, 1980. — 320 с.

5. Воробьев В.В. Лингвокультурология: теория и методы [Текст]: монография / В.В. Воробьев. — М.: Изд-во РУДН, 1997. — 331 с.

6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль; в 4 т. — Т. 4. — 6-е изд., стереотип. — М.: Дрофа; Рус. яз. Медиа, 2011. — 683 с.

7. Денисенко В.Н. Концепт «изменение» в русской языковой картине мира [Текст] / В.Н. Денисенко. — М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2004. — 306 с.

8. Дмитриева Н.М. Этическая наполнение концепта «счастье» в русской языковой картине мира [Текст] / Н.М. Дмитриева // Вестник РУДН. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». — 2013. — № 4. — С. 12–18.

9. Дмитриева Н.М. Особенности вербализации концепта «святость» в церковнославянском и древнерусском языках: этический аспект [Текст] / Н.М. Дмитриева, О.А. Пороль // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2016. — № 1. — С. 57–62.

10. Дмитриева Н.М. Этический смысл концепта «любовь» в русской языковой картине мира (на материале словарей XI–XIX веков) [Текст] / Н.М. Дмитриева, Е.М. Линтовская // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2016. — № 7. — С. 44–49.

11. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь [Текст] / Г. Дьяченко. — М.: Отчий дом, 2001. — 720 с.

12. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка [Текст] / Т.Ф. Ефремова. — М.: Рус. яз., 2001. — 1210 с.

13. Зализняк А.А. Ключевые идеи русской языковой картины мира. Сборник статей [Текст] / А.А. Зализняк, И.Б. Левонтина, А.Д. Шмелев. — М.: Языки славянской культуры, 2005. — 540 с.

14. Колесов В.В. Русская ментальность в языке и тексте [Текст] / В.В. Колесов. — СПб.: Петербургское востоковедение, 2006. — 624 с.

15. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. — М.: Мир и образование, Оникс, 2011. — 736 с.

16. Словарь русского языка XI–XVII вв. [Текст]. — Вып. 8. — М., 1981. — 351 с.

17. Словарь русского языка [Текст]: В 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. — М.: Рус. яз, 1988. — Т. 4. С-Я. — 800 с.

18. Словарь современного русского литературного языка [Текст]: В 17 т. / под ред. В.И. Чернышева. — М.: Изд-во АН СССР, 1950. — Т. 14. — 1390 с.

19. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам [Текст] / И.И. Срезневский: В 3 т. — Т. 3. — СПб., 1912. — 285 с.

20. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры [Текст] / Ю.С. Степанов. — М., 1997. — 824 с.

21. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка [Текст] / Д.Н. Ушаков. — М.: Вече, 2001. — 703 с.

22. Этика: Энциклопедический словарь [Текст]; Инст-т философии Рос. АН. — М.: Гардарики, 2001. — 671 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?