сотрудник
Оренбург, Оренбургская область, Россия
Оренбург, Оренбургская область, Россия
сотрудник с 01.09.2008 по настоящее время
Оренбург, Оренбургская область, Россия
Оренбург, Оренбургская область, Россия
ГРНТИ 16.01 Общие вопросы языкознания
ОКСО 45.03.02 Лингвистика
ББК 81 Языкознание
ТБК 8410 Общие вопросы. Лингвистика
В статье рассматривается генезис этической нагрузки концепта «совесть» на материале словарей церковнославянского языка, текстов русского языка древнерусского периода, XIX и XX вв. Исследуются особенности вербализаторов концепта и семантические сдвиги в его значении. В ходе анализа установлена исконная этическая смысловая доля концепта — «голос Божий, показывающий ведение воли Божией относительно того, что должно и чего не должно делать человеку как разумно-нравственному существу». На протяжении всего исследуемого периода главные вербализаторы концепта и их дериваты обладают высокой степенью этической значимости, но с течением времени наблюдается появление новых слов и новых этически «противоположных» значений: честить (называть какими-нибудь обидными словами), бесчестье (поругание чести, оскорбление), бесчестный (нарушающий требование чести, непорядочный). Установлено, что этическая смысловая доля концепта «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть» сохраняется во внутренней форме слов, вербализующих концепт, на протяжении всего существования русского языка, но его ценностные смыслы утрачиваются.
этическая нагрузка, концепт, концептосфера, языковая картина мира, совесть, стыд, семантический сдвиг.
На современном этапе в лингвистике не угасает интерес к изучению ментальности и ее отражения в языке (А. Вежбицкая, В.В. Воробьев, В.Н. Денисенко, А.А. Зализняк, И.Б. Левонтина, В.В. Колесов, Ю.С. Степанов, В.М. Шаклеин, А.Д. Шмелев и др.). Понимание ментальных особенностей необходимо не только в научных, но и в практических целях, так как от этого зависит успех как коммуникации на одном языке, так и межкультурной коммуникации. Особую значимость в межличностной и групповой коммуникации имеют этические концепты как единицы центральной зоны (концептосферы) русской языковой картины мира. Одной из концептосфер является этическая, которую можно представить в виде рыболовной сети, закинутой в море, где поплавки — это этические макроконцепты, а узелки и нити — лексика русского языка, содержащая в той или иной степени этические смыслы. Таким макроконцептом, концентрирующим этические нормы русской ментальности и имеющим важное значение для процесса коммуникации, является концепт «совесть». Совесть включена в этический словарь и определяется как способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство. Семантическое поле «совести» включает понятия «стыд», «страх», «честь», «честность» и др. В отличие от страха (перед авторитетом, наказанием) и стыда (в котором также отражается осознание человеком своего несоответствия некоторым принятым нормам), совесть воспринимается не ориентированной ни на самосохранение и благополучие индивида, ни на принятые групповые нормы, ни на ожидания окружающих или мнение авторитета. Совесть выражает ответственность человека перед самим собой как субъектом высших и общезначимых ценностей и требований [22]. Совесть исторически коренится в стыде и родственна ему, но не равна, о чем будет сказано ниже. В христианстве совесть трактуется как показатель нравственной обязанности, в первую очередь, перед Богом. В христианскую эпоху совесть осмысляется как внутренний нравственный закон, «глас Божий», а муки совести — как выражение внутреннего разлада. В словаре церковнославянских слов совесть определяется как «мысль, помышление»; «голос Божий, показывающий ведение (отсюда и происходит само слово «со-весть») воли Божией относительно того, что должно и чего не должно делать человеку как разумно-нравственному существу» [11]. Ссылаясь на Н.А. Бердяева, В.В. Колесов подчеркивает, что такое единение и порождает ощущение соборности, на котором крепится и личная мораль, и мораль социальная русского человека, идеал которого, согласно русским философам (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин), — святость [14]. Таким образом, макроконцепт «совесть» обнаруживает связь со структурообразующими для этической концептосферы русской ментальности концептами «соборность» и «святость». Рассмотрим представленность концепта в словарях церковнославянского и древнерусского языков, во время существования которых происходило его национальное осмысление. Отметим, что, в отличие от других этических концептов [8–10], совесть в церковнославянском языке не обладает широким кругом дериватов. То же наблюдаем и в древнерусском языке. Более того, в словаре И.И. Срезневского лексема «совесть» отсутствует [19].
1. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов [Текст] / А. Вежбицкая. — М.: Яз. слав. культ., 2001. — 288 с.
2. Вендина Т.И. Средневековый человек в зеркале старославянского языка [Текст] / Т.И. Вендина. — М.: Индрик, 2002. — 336 с.
3. Верещагин Е.М. Церковнославянская книжность на Руси. Лингвотекстологические изыскания [Текст] / Е.М. Верещагин. — М.: Индрик, 2001. — 608 с.
4. Верещагин Е.М. Лингвострановедческая теория слова [Текст] / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. — М.: Русский язык, 1980. — 320 с.
5. Воробьев В.В. Лингвокультурология: теория и методы [Текст]: монография / В.В. Воробьев. — М.: Изд-во РУДН, 1997. — 331 с.
6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль; в 4 т. — Т. 4. — 6-е изд., стереотип. — М.: Дрофа; Рус. яз. Медиа, 2011. — 683 с.
7. Денисенко В.Н. Концепт «изменение» в русской языковой картине мира [Текст] / В.Н. Денисенко. — М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2004. — 306 с.
8. Дмитриева Н.М. Этическая наполнение концепта «счастье» в русской языковой картине мира [Текст] / Н.М. Дмитриева // Вестник РУДН. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». — 2013. — № 4. — С. 12–18.
9. Дмитриева Н.М. Особенности вербализации концепта «святость» в церковнославянском и древнерусском языках: этический аспект [Текст] / Н.М. Дмитриева, О.А. Пороль // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2016. — № 1. — С. 57–62.
10. Дмитриева Н.М. Этический смысл концепта «любовь» в русской языковой картине мира (на материале словарей XI–XIX веков) [Текст] / Н.М. Дмитриева, Е.М. Линтовская // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2016. — № 7. — С. 44–49.
11. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь [Текст] / Г. Дьяченко. — М.: Отчий дом, 2001. — 720 с.
12. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка [Текст] / Т.Ф. Ефремова. — М.: Рус. яз., 2001. — 1210 с.
13. Зализняк А.А. Ключевые идеи русской языковой картины мира. Сборник статей [Текст] / А.А. Зализняк, И.Б. Левонтина, А.Д. Шмелев. — М.: Языки славянской культуры, 2005. — 540 с.
14. Колесов В.В. Русская ментальность в языке и тексте [Текст] / В.В. Колесов. — СПб.: Петербургское востоковедение, 2006. — 624 с.
15. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. — М.: Мир и образование, Оникс, 2011. — 736 с.
16. Словарь русского языка XI–XVII вв. [Текст]. — Вып. 8. — М., 1981. — 351 с.
17. Словарь русского языка [Текст]: В 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. — М.: Рус. яз, 1988. — Т. 4. С-Я. — 800 с.
18. Словарь современного русского литературного языка [Текст]: В 17 т. / под ред. В.И. Чернышева. — М.: Изд-во АН СССР, 1950. — Т. 14. — 1390 с.
19. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам [Текст] / И.И. Срезневский: В 3 т. — Т. 3. — СПб., 1912. — 285 с.
20. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры [Текст] / Ю.С. Степанов. — М., 1997. — 824 с.
21. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка [Текст] / Д.Н. Ушаков. — М.: Вече, 2001. — 703 с.
22. Этика: Энциклопедический словарь [Текст]; Инст-т философии Рос. АН. — М.: Гардарики, 2001. — 671 с.