Tol'yatti, Samara, Russian Federation
Comparative features related to thesis works’ preparation techniques and assessment criteria, as well as prospect of integration of modern approaches to preparation and defense of Ph.D. and Doctor’s theses in area of ecology and environmental protection in Russia and European countries have been considered.
thesis, ecology, environmental protection, technique, criteria.
1. Введение
Присоединение России к Болонскому соглашению стало стимулом для реформы системы российского высшего образования. Как известно, в странах Болонского соглашения действует трехуровневая система высшего образования: бакалавриат — магистратура — докторантура (PhD-уровень). В России в течение многих лет развивалась несколько иная система: уровень специалитета была единственной ступенью высшего образования, аспирантура и докторантура относились к поствузовской системе образования. В 2000-е годы произошла серьезная реформа системы высшего образования России. Сначала в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ГОС-2) для ряда направлений подготовки появились уровни бакалавриата и магистратуры, при этом уровень специалитета также оставался. Кардинальный переход на массовое обучение по схеме бакалавриат–магистратура произошел с принятием новых федеральных государственных образовательных стандартов системы высшего профессионального образования в 2009–2010 гг. (ФГОС-3), когда уровень специалитета остался для ограниченного числа профессий [1]. Однако уровня аспирантуры эти преобразования попрежнему не касались. Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) 12 сентября 2013 г. издало приказ N 1061 г. (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 октября 2013 г., рег. № 30163), согласно которому были утверждены новые перечни направлений подготовки высшего образования — бакалавриата, магистратуры, специалитета, а также аспирантуры, которая впервые была отнесена к уровню высшего образования [2, 3].
Данный документ можно признать достаточно революционным, поскольку он существенно приближает структуру российского высшего образования к европейской. Соответственно должна измениться и методика аккредитации вузов: начиная с 2015 г., аспирантура будет аккредитовываться по отдельным направлениям с привлечением соответствующих экспертов, компетентных в данных направлениях подготовки (ранее экспертизу по всем направлениям аспирантуры проводил один эксперт).
1. Aleksandrov A.A., Devisilov V.A., Simakova E.N. Proekty Federal´nykh gosudarstvennykh obrazovatel´nykh standartov po napravleniyu «Tekhnosfernaya bezopasnost´». Bezopasnost´ v tekhnosfere. — 2013. — № 4 (43). — S. 49–70.
2. Devisilov V.A. O novom perechne spetsial´nostey i napravleniy vysshego obrazovaniya. Bezopasnost´ v tekhnosfere. — 2013. — № 4 (43). — S. 79–80.
3. Aleksandrov A.A., Devisilov V.A., Galyamina I.G. Proekt Federal´nogo gosudarstvennogo obrazovatel´nogo standarta podgotovki nauchno-pedagogicheskikh kadrov v aspiranture po napravleniyu «Tekhnosfernaya bezopasnost´». Bezopasnost´ v tekhnosfere. — 2013. — № 5 (44). — S. 72–78.
4. Vasil´ev A. «Zelenaya politika»: problemy i struktura. Pro et Contra. — 2002. — T. 7. — № 1. — S. 84–93.
5. Luzzi S., Vassiliev A.V. A comparison of noise mapping methods in Italian and Russian experiences. Forum Acusticum, Budapest 2005: 4th European Congress on Acustic, 2005. — P. 1051–1056.
6. Vasilyev A.V., Luzzi S. Recent approaches to road traffic noise monitoring. 8th European Conference on Noise Control 2009, EURONOISE 2009. Proceedings of the Institute of Acoustics, 2009.
7. Vasil´ev A.V. Inzhener-ekolog: professiya budushchego. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk. — 2005. — № S2. — S. 320–323.
8. Vasil´ev A.V. Opyt obucheniya studentov vuzov po problemam zashchity okruzhayushchey sredy. Bezopasnost´ v tekhnosfere. — 2010. — № 4. — S. 55–58.
9. Vasil´ev A.B. Integratsiya fundamental´noy nauki i obrazovaniya kak uslovie sokhraneniya vysokokachestvennogo obucheniya po problemam inzhenernoy zashchity okruzhayushchey sredy. Ekologiya i promyshlennost´ Rossii. — 2011. — № 1. — S. 34–35.
10. Vasil´ev A.V., Bayramova A.M. Mnogourovnevyy podkhod k povysheniyu kachestva obucheniya inzhenerov-ekologov v sisteme nepreryvnogo ekologicheskogo obrazovaniya. ELPIT 2011. PROCEEDINGS: Tol´yattinskiy gosudarstvennyy universitet. — Tol´yatti, 2011. — S. 55–57.
11. Vasil´ev A.V., Maffey L. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v realizatsii obrazovatel´nykh programm v oblasti zashchity okruzhayushchey sredy. Bezopasnost´ v tekhnosfere. — 2011. — № 6. — S. 48–50.
12. Naumov V.S., Vasil´ev A.V., Glebov A.N., Rusak O.N. Proekt FGOS VPO po napravleniyu podgotovki zashchita okruzhayushchey sredy (bakalavriat). Bezopasnost´ zhiznedeyatel´nosti. — 2011. — № 9. — S. 47–56.