Тольятти, Самарская область, Россия
Рассмотрены сравнительные особенности методик подготовки, критериев оценки диссертационных работ и перспективы интеграции современных подходов к подготовке и защите кандидатских и докторских диссертаций в области экологии и охраны окружающей среды в России и европейских странах.
диссертация, экология, охраны окружающей среды, методика, критерии.
1. Введение
Присоединение России к Болонскому соглашению стало стимулом для реформы системы российского высшего образования. Как известно, в странах Болонского соглашения действует трехуровневая система высшего образования: бакалавриат — магистратура — докторантура (PhD-уровень). В России в течение многих лет развивалась несколько иная система: уровень специалитета была единственной ступенью высшего образования, аспирантура и докторантура относились к поствузовской системе образования. В 2000-е годы произошла серьезная реформа системы высшего образования России. Сначала в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ГОС-2) для ряда направлений подготовки появились уровни бакалавриата и магистратуры, при этом уровень специалитета также оставался. Кардинальный переход на массовое обучение по схеме бакалавриат–магистратура произошел с принятием новых федеральных государственных образовательных стандартов системы высшего профессионального образования в 2009–2010 гг. (ФГОС-3), когда уровень специалитета остался для ограниченного числа профессий [1]. Однако уровня аспирантуры эти преобразования попрежнему не касались. Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) 12 сентября 2013 г. издало приказ N 1061 г. (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 октября 2013 г., рег. № 30163), согласно которому были утверждены новые перечни направлений подготовки высшего образования — бакалавриата, магистратуры, специалитета, а также аспирантуры, которая впервые была отнесена к уровню высшего образования [2, 3].
Данный документ можно признать достаточно революционным, поскольку он существенно приближает структуру российского высшего образования к европейской. Соответственно должна измениться и методика аккредитации вузов: начиная с 2015 г., аспирантура будет аккредитовываться по отдельным направлениям с привлечением соответствующих экспертов, компетентных в данных направлениях подготовки (ранее экспертизу по всем направлениям аспирантуры проводил один эксперт).
1. Александров А.А., Девисилов В.А., Симакова Е.Н. Проекты Федеральных государственных образовательных стандартов по направлению «Техносферная безопасность» // Безопасность в техносфере. — 2013. — № 4 (43). — С. 49–70.
2. Девисилов В.А. О новом перечне специальностей и направлений высшего образования // Безопасность в техносфере. — 2013. — № 4 (43). — С. 79–80.
3. Александров А.А., Девисилов В.А., Галямина И.Г. Проект Федерального государственного образовательного стандарта подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению «Техносферная безопасность» // Безопасность в техносфере. — 2013. — № 5 (44). — С. 72–78.
4. Васильев А. «Зеленая политика»: проблемы и структура // Pro et Contra. — 2002. — Т. 7. — № 1. — С. 84–93.
5. Luzzi S., Vassiliev A.V. A comparison of noise mapping methods in Italian and Russian experiences // Forum Acusticum, Budapest 2005: 4th European Congress on Acustic, 2005. — P. 1051–1056.
6. Vasilyev A.V., Luzzi S. Recent approaches to road traffic noise monitoring // 8th European Conference on Noise Control 2009, EURONOISE 2009. Proceedings of the Institute of Acoustics, 2009.
7. Васильев А.В. Инженер-эколог: профессия будущего // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2005. — № S2. — С. 320–323.
8. Васильев А.В. Опыт обучения студентов вузов по проблемам защиты окружающей среды // Безопасность в техносфере. — 2010. — № 4. — С. 55–58.
9. Васильев A.B. Интеграция фундаментальной науки и образования как условие сохранения высококачественного обучения по проблемам инженерной защиты окружающей среды // Экология и промышленность России. — 2011. — № 1. — С. 34–35.
10. Васильев А.В., Байрамова А.М. Многоуровневый подход к повышению качества обучения инженеров-экологов в системе непрерывного экологического образования // ELPIT 2011. PROCEEDINGS: Тольяттинский государственный университет. — Тольятти, 2011. — С. 55–57.
11. Васильев А.В., Маффей Л. Международное сотрудничество в реализации образовательных программ в области защиты окружающей среды // Безопасность в техносфере. — 2011. — № 6. — С. 48–50.
12. Наумов В.С., Васильев А.В., Глебов А.Н., Русак О.Н. Проект ФГОС ВПО по направлению подготовки защита окружающей среды (бакалавриат) // Безопасность жизнедеятельности. — 2011. — № 9. — С. 47–56.