employee from 01.01.1995 until now
Orel, Orel, Russian Federation
The positions of system approach in the development of preschool educational standard are represented due to the contest of social, economic, demographic, psychological, pedagogical and law changes. It is considered that family dysfunctions, the long-time strategy absence and neglect of the preschool progressive practice are determining the actual situation of the childhood development. The key directions and risks of preschool educational standard introduction are analyzed. The preschool education had been analyzed due to basic features – object, content, technology and result. It determined the data in the projection of the standard in preschool education. It was shown that underestimation of the basic process in preschool education represented a real threat to the quality of standard. The actual problems in standardization are detected. It can help to determine the optimal directions in the realization of federal educational standard of preschool education according to the practice of educational organizations.
child, continuity, development, pre-school education, standard.
С 17 октября 2013 г. был подписан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [9]. Это, безусловно, знаковое событие вызывает у сотрудников дошкольных образовательных организаций определенные опасения: не придется ли в соответствии с новыми требованиями строить систему работы заново, могут ли в ближайшее время на самых разных уровнях быть созданы условия, необходимые для успешной реализации ФГОС?
Анализ современного состояния системы дошкольного образования позволяет предположить, что успешное внедрение ФГОС возможно при определенных условиях. В данной статье предлагаем рассмотреть наиболее значимые из них. Осуществление масштабного исследования детства, особенностей детской популяции. Сегодня, к сожалению, не существует ни системного исследования детства, ни прогноза развития дошкольного образования. Фактически дошкольное образование не включено в систему национального проекта «Образование», национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.
Вместе с этим преобразования, происходящие в обществе, обусловливают появление новых особенностей в процессах социализации детей, содержании субкультуры детства. В связи с этим актуализируется проблема изучения происходящих в обществе изменений, выявления существующих тенденций и понимания культурной составляющей развития детства, возможностей ее учета при организации обучения и воспитания дошкольников.
Детство в современном обществе имеет переходный и неопределенный статус. С одной стороны, четко очерченные в международных и федеральных документах границы (возраст, гарантии), с другой — размытые статусные позиции в области поддержки детства и защиты прав детей, скользящие рамки психологических возрастов. Данные противоречия обусловливают неоднозначность осмысления понятия детства и в то же время требуют определения основ сопровождения, поддержки и фасилитации развития детей, поскольку они составляют основу человеческого капитала, а инвестиции в детство во многом определяют качество жизни конкретного общества в ближайшем будущем [1].
1. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii «Razvitie obrazovaniya na 2013–2020 gody» [State Program of the Russian Federation «Development of Education for 2013-2020»]. Available at: http://minobrnauki.rf/ dokumenty/2882
2. Gosudarstvennyy doklad Ministerstva zdravookhraneniya i sotsial´nogo razvitiya RF ot 17 noyabrya 2011 g. «O polozhenii detey v Rossiyskoy Federatsii» (2008–2009 gody). [State report by the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of 17 November 2011 «On the situation of children in the Russian Federation» (2008-2009)]. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55087983
3. Gosudarstvennyy doklad Ministerstva zdravookhraneniya i sotsial´nogo razvitiya RF «O polozhenii detey v Rossiyskoy Federatsii» (2010) [State Report Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation «On the situation of children in the Russian Federation» (2010)]. Available at: https://www.rosminzdrav.ru/docs/mzsr/otchety/6
4. Derkunskaya V.A. Vospitanie kul´tury zdorov´ya detey doshkol´nogo vozrasta [Developing a culture of preschool children´s health]. Povyshenie professional´noy kompetentnosti pedagoga DOU. Vyp. 4 [Improving professional competence of teachers preschool. Issue 4]. Moscow, Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii Publ., 2013. p. 66—103.
5. Doklad Upolnomochennogo po pravam cheloveka v RF «O soblyudenii prav detey-invalidov v Rossiyskoy Federatsii» (2006) [Report of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation «On the observance of the rights of children with disabilities in the Russian Federation» (2006)]. Available at: http://bazazakonov.ru/doc/?ID=1023639
6. Zakon Rossiyskoy Federatsii ot 10 iyulya 1992 g. № 3266-1 «Ob obrazovanii» [Law of the Russian Federation of July 10, 1992 № 3266-1 “On education»]. Available at: http://www.consultant.ru/popular/edu/
7. Mayer A.A. Slagaemye krizisa doshkol´nogo obrazovaniya [The terms preschool education crisis]. Upravlenie DOU [Management of preschool educational institution]. 2013, no. 7, pp. 48—61.
8. Maslou A. Motivatsiya i lichnost´ [Motivation and Personality]. St. Petersburg, Evraziya Publ., 1999.
9. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155 «Ob utverzhdenii Federal´nogo gosudarstvennogo obrazovatel´nogo standarta doshkol´nogo obrazovaniya» [Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 17, 2013 № 1155 «On approval of the federal state educational standard of preschool education»]. Rossiyskaya gazeta, 2010. 5 March. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
10. Prikaz Ministerstva truda i sotsial´noy zashchity Rossiyskoy Federatsii ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544 n «Ob utverzhdenii professional´nogo standarta pedagoga» [Order of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation of October 18, 2013 № 544 n «On approval of the professional standard of the teacher»].
11. Rusakov A. Zachem nuzhen standart doshkol´nogo obrazovaniya? [Why is a standard pre-school education important?]. Detskiy vopros [Children´s question]. 2013, no. 10, pp. 11–15.
12. Federal´nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii » [Federal Law of 29 December 2012 № 273 -FZ «On Education in the Russian Federation»]. Available at: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html