ТРУДНОСТИ РАЗРАБОТКИ СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Представлены позиции системного видения стандартизации дошколь-ного образования в контексте социально-экономического, демографического, психолого-педагогического, юридического поля. Определено, что дисфункции семьи, отсутствие долгосрочного прогнозирования, игнорирование накопленного опыта в становлении дошкольного образования определяют современную ситуацию развития детства. Обозначены ключевые направления разработки и риски внедрения стан-дарта в логике развития дошкольного образования. Дошкольное образование проанализировано по основным существенным признакам: цель, содержание, технологии, результат, что определило исходные позиции в проектировании стандарта дошкольного образования. Показано, что игнорирование сущностных процессов в дошкольном образовании представляет реальную угрозу для качества стандартизации. Выделены актуальные противоречия в области стандартизации, учет которых позволит определить оптимальные направления реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в практику работы дошкольных образовательных организаций.

Ключевые слова:
ребенок, непрерывность, развитие, дошкольное образование, стандарт.
Текст

С 17 октября 2013 г. был подписан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [9]. Это, безусловно, знаковое событие вызывает у сотрудников дошкольных образовательных организаций определенные опасения: не придется ли в соответствии с новыми требованиями строить систему работы заново, могут ли в ближайшее время на самых разных уровнях быть созданы условия, необходимые для успешной реализации ФГОС?

Анализ современного состояния системы дошкольного образования позволяет предположить, что успешное внедрение ФГОС возможно при определенных условиях. В данной статье предлагаем рассмотреть наиболее значимые из них. Осуществление масштабного исследования детства, особенностей детской популяции. Сегодня, к сожалению, не существует ни системного исследования детства, ни прогноза развития дошкольного образования. Фактически дошкольное образование не включено в систему национального проекта «Образование», национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.

Вместе с этим преобразования, происходящие в обществе, обусловливают появление новых особенностей в процессах социализации детей, содержании субкультуры детства. В связи с этим актуализируется проблема изучения происходящих в обществе изменений, выявления существующих тенденций и понимания культурной составляющей развития детства, возможностей ее учета при организации обучения и воспитания дошкольников.

Детство в современном обществе имеет переходный и неопределенный статус. С одной стороны, четко очерченные в международных и федеральных документах границы (возраст, гарантии), с другой — размытые статусные позиции в области поддержки детства и защиты прав детей, скользящие рамки психологических возрастов. Данные противоречия обусловливают неоднозначность осмысления понятия детства и в то же время требуют определения основ сопровождения, поддержки и фасилитации развития детей, поскольку они составляют основу человеческого капитала, а инвестиции в детство во многом определяют качество жизни конкретного общества в ближайшем будущем [1].

Список литературы

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы». URL: http://минобрнауки.рф/ документы/2882

2. Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 ноября 2011 г. «О положении детей в Российской Федерации» (2008–2009 годы). URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55087983

3. Государственный доклад Министерства здравоохранения и социального развития РФ «О положении детей в Российской Федерации» (2010). URL: https://www.rosminzdrav.ru/docs/mzsr/otchety/6

4. Деркунская В.А. Воспитание культуры здоровья детей дошкольного возраста // Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ. Вып. 4 / Под ред. Л.Л. Тимофеевой. М.: Педагогическое общество России, 2013. С. 66—103.

5. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ «О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации» (2006). URL: http://bazazakonov.ru/doc/?ID=1023639

6. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании». URL: http://www.consultant.ru/popular/edu/

7. Майер А.А. Слагаемые кризиса дошкольного образования / А.А. Майер, Л.Л. Тимофеева // Управление ДОУ. 2013. № 7. С. 48—61.

8. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999.

9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2010. 5 марта. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/

10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544-н «Об утверждении профессионального стандарта педагога».

11. Русаков А. Зачем нужен стандарт дошкольного образования? // Детский вопрос. 2013. № 10. С. 11–15.

12. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

Войти или Создать
* Забыли пароль?