Abstract and keywords
Abstract (English):
The tolerance is considered from a position of humanist and humanitarian psychology. The tolerance is compared with tolerability, in connection with it psychological and dispositional aspects are being analyzed.

Keywords:
tolerance; tolerability; morality; love.
Text

Социальные и политические изменения в обществе иногда приводят к тому, что какое-либо явление приобретает форму модной проблемы. На нее обращают внимание политики, ученые, практические работники. Вокруг нее образуется своеобразный «бум» разного рода исследований. Затем мода проходит, а проблема остается. Примером такой проблемы на сегодня выступает толерантность. 

Толерантность, являясь сложным и неоднозначно понимаемым феноменом, не имеет в современной отечественной философии мировоззренческих, а в науке – методологических оснований. Однако, понятие толерантности активно внедряется в русский язык, в понятийный аппарат различных гуманитарных наук и философии. Это понятие используется при построении обучающих программ, проектов, тренингов, в том числе и по психологии. Сегодня говорят о толерантности учителя, социального работника, психолога, формируют толерантность как личностное качество у учащихся общеобразовательной и профессиональной школы. Но в то же время возникают противоречия между пониманием толерантности как нравственно ориентированного личностного качества и принятием толерантности как моральной нормы поведения человека в обыденной жизни. Разрешение этого противоречия отчасти может быть достигнуто в результате разработки научной психологической концепции толерантности.

С определенной долей условности на сегодняшний день можно выделить два взаимоисключающих подходов к пониманию толерантности. С точки зрения первого подхода толерантность величайшее благо, абсолютная общечеловеческая ценность, реализуемая в нравственно ориентированном поведении. С позиций второго подхода толерантность носит относительный характер по своей направленности и имеет привязанность к национальным культурным традициям.

В первом подходе имеет место либерально-гуманистический взгляд на человека и его жизненные ориентиры. Толерантность здесь означает уважение, принятие богатого многообразия мировых культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Она мыслится неотъемлемо от личностной свободы человека. Такое понимание толерантности уходит своими корнями в гуманизм «эпохи Классицизма» (Ж.Ж. Руссо, Вольтер, Р. Декарт и др.), получило свое развитие в атеистической экзистенциальной философии ХХ в. (Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Хайдегер и др.) и гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Человек здесь возводится к «Абсолюту», заменяет собой Бога. Отсюда возникает необходимость уважать чужую свободу, принимать личность как таковую в целостности эгодоминантности и т.д. 

Во втором подходе понимание толерантности согласуют с пониманием нравственных норм поведения человека в обществе. Отсюда возникают ограничения, связанные с нарушением нравственных принципов. В этом случае толерантность рассматривается как проявление терпимости к самобытности личности, но лишь в той мере, в которой это не выходит за рамки национальной культуры, морали, традиций и обычаев. Для второго подхода также характерно выделение в качестве смыслообразующей жизненной ориентации стремление человека к Богу. В этой связи толерантность трактуется, в том числе, и как «терпимость ко греху», а это нарушает смыслообразующую систему человеческой жизни, и толерантность несет в себе глубокую безнравственность.

 

References

1. Deyaniya Apostolov, 9, 1—9.

2. Evangelie: ot Matfeya, 21, 13; ot Marka, 11, 15; Ot Luki, 19, 45; ot Ioanna, 2, 15.

3. Zen'kovskiy V., prot. Osnovy khristianskoy filosofii. – M.: Izd-vo Svyato-Vladimirskogo Bratstva, 1992.

4. Hikodim Svyatogorets. Nevidimaya bran'. – M., 1912.

5. Rean A.A., Kolomenskiy Ya.L. Sotsial'naya pedagogicheskaya psikhologiya. – SPb.: Piter, 2011.

6. Svyatitel' Feofan Zatvornik. Chto est' dukhovnaya zhizn' i kak na nee nastroit'sya. – M.: Otchiy dom, 2006.

7. Svyatitel' Feofan Zatvornik. Nachertanie khristianskogo nravoucheniya. – M., 2003.

8. Shiller F. Kovarstvo i lyubov'. – M.: Eksmo, 2005.

Login or Create
* Forgot password?