Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматривается толерантность с позиции гуманистической и гуманитарной психологии. Сопоставляются между собой понятие толерантность и терпимость, в связи с чем анализируются психофизиологический и диспозициональный аспекты. Характеризуется толерантность в системе нравственной ориентированности личности и ее специфические особенности с точки зрения православной психологии.

Ключевые слова:
Толерантность; терпимость; нравственность; любовь.
Текст

Социальные и политические изменения в обществе иногда приводят к тому, что какое-либо явление приобретает форму модной проблемы. На нее обращают внимание политики, ученые, практические работники. Вокруг нее образуется своеобразный «бум» разного рода исследований. Затем мода проходит, а проблема остается. Примером такой проблемы на сегодня выступает толерантность. 

Толерантность, являясь сложным и неоднозначно понимаемым феноменом, не имеет в современной отечественной философии мировоззренческих, а в науке – методологических оснований. Однако, понятие толерантности активно внедряется в русский язык, в понятийный аппарат различных гуманитарных наук и философии. Это понятие используется при построении обучающих программ, проектов, тренингов, в том числе и по психологии. Сегодня говорят о толерантности учителя, социального работника, психолога, формируют толерантность как личностное качество у учащихся общеобразовательной и профессиональной школы. Но в то же время возникают противоречия между пониманием толерантности как нравственно ориентированного личностного качества и принятием толерантности как моральной нормы поведения человека в обыденной жизни. Разрешение этого противоречия отчасти может быть достигнуто в результате разработки научной психологической концепции толерантности.

С определенной долей условности на сегодняшний день можно выделить два взаимоисключающих подходов к пониманию толерантности. С точки зрения первого подхода толерантность величайшее благо, абсолютная общечеловеческая ценность, реализуемая в нравственно ориентированном поведении. С позиций второго подхода толерантность носит относительный характер по своей направленности и имеет привязанность к национальным культурным традициям.

В первом подходе имеет место либерально-гуманистический взгляд на человека и его жизненные ориентиры. Толерантность здесь означает уважение, принятие богатого многообразия мировых культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Она мыслится неотъемлемо от личностной свободы человека. Такое понимание толерантности уходит своими корнями в гуманизм «эпохи Классицизма» (Ж.Ж. Руссо, Вольтер, Р. Декарт и др.), получило свое развитие в атеистической экзистенциальной философии ХХ в. (Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Хайдегер и др.) и гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Человек здесь возводится к «Абсолюту», заменяет собой Бога. Отсюда возникает необходимость уважать чужую свободу, принимать личность как таковую в целостности эгодоминантности и т.д. 

Во втором подходе понимание толерантности согласуют с пониманием нравственных норм поведения человека в обществе. Отсюда возникают ограничения, связанные с нарушением нравственных принципов. В этом случае толерантность рассматривается как проявление терпимости к самобытности личности, но лишь в той мере, в которой это не выходит за рамки национальной культуры, морали, традиций и обычаев. Для второго подхода также характерно выделение в качестве смыслообразующей жизненной ориентации стремление человека к Богу. В этой связи толерантность трактуется, в том числе, и как «терпимость ко греху», а это нарушает смыслообразующую систему человеческой жизни, и толерантность несет в себе глубокую безнравственность.

 

Список литературы

1. Деяния Апостолов, 9, 1—9.

2. Евангелие: от Матфея, 21, 13; от Марка, 11, 15; От Луки, 19, 45; от Иоанна, 2, 15.

3. Зеньковский В., прот. Основы христианской философии. – М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1992.

4. Hикодим Святогорец. Невидимая брань. – М., 1912.

5. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2011.

6. Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. – М.: Отчий дом, 2006.

7. Святитель Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. – М., 2003.

8. Шиллер Ф. Коварство и любовь. – М.: Эксмо, 2005.

Войти или Создать
* Забыли пароль?