The author proposes original methodology of defining the meaning of occupational safety and the model designed to adapt learners to occupational safety issues at the consequent stages of professional-oriented secondary school — technical higher school. The proposed model is theoretically and methodologically backed.
occupational safety, readiness for safe professional activities.
Актуальность проблемы формирования готовности к профессиональной безопасности у специалистов технического профиля обусловлена с одной стороны стремительным развитием и усложнением наукоемких технологий в современных условиях информационно-индустриального общества, с другой стороны изменением требований к профессиям типа «человек-техника». Использование информационных технологий, нанотехнологий соединили существующую узкоспециализированную науку и отраслевую экономику в единую картину естествознания, но уже на новом уровне развития цивилизации, новом укладе промышленного производства. Возросшая роль «человеческого фактора» в масштабных авариях требует пересмотра подходов к подготовке специалистов технического профиля не только на информационно-знаниевом, но и на личностном уровне.
Основными причинами ошибок человека являются: слабая профессиональная подготовка, недостаток опыта, отношение к выполняемой работе, эмоциональное и физическое состояния, социальные факторы и пр. [1, с. 338]. Проблема безопасности человека в профессии многогранна и многоаспектна, в ее основе лежат как общие принципы, основанные на нравственно-ценностных аспектах, так и специфически профессиональные.
Цель нашего теоретико-методологического и экспериментального исследования направлена на разработку модели формирования готовности к профессиональной безопасности специалистов технического профиля.
1. Salvendy G. (Ed.) Handbook of Human Factors & Ergonomics, second edition, Wiley, 1997 (Russ. ed. Kristensen Zh., Meyster D., Fouli P. Chelovecheskiy faktor. V 6-ti tt. T. 1. Ergonomika — kompleksnaya nauchno-tekhnicheskaya distsiplina. Moscow, Mir Publ., 1991. 599 p.)
2. Efimova N.S. Osnovy psikhologicheskoy bezopasnosti [Fundamentals of psychological security]. Moscow, Publishing House «FORUM»: INFRA-M, 2010. 192 p.
3. Efimova N.S. Professional’naya bezopasnost’ kak psikhologo-pedagogicheskaya problema podgotovki spetsialistov [Occupational safety as psycho-pedagogical training problem]. Zhurnal «Nauchnotekhnicheskie vedomosti SPbPGU: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki» [Journal «Scientific and technical statements St. Petersburg Pedagogical State University: Humanities and Social Sciences»]. 2011, no 4 (136), pp. 145–150.
4. Efimova N.S. Professional’naya bezopasnost’ kak pedagogicheskaya problema [Occupational safety as a pedagogical problem]. Vestnik MGPU [Herald of Moscow State Pedagogical University]. 2013, no. 3 (25), pp. 21-31.
5. Bolikova L.Yu., Shurygina Yu.A. Sushchnost’ ponyatiya «professional’noe stanovlenie lichnosti» v sovremennom znanii [The essence of the concept of « professional growth « in the modern knowledge]. Izvestiya PGPU im. V.G. Belinskogo [News of Penza State Pedagogical University named after V.C. Belinskiy]. 2011, no. 24, pp. 573–575.
6. Kryukova T.B. Psikhologicheskaya gotovnost’ studentov inzhenernykh spetsial’nostey elektroenergeticheskoy otrasli k deyatel’nosti. Cand. Diss. [Psychological readiness of engineering students to the activities of the electricity industry. Cand. Diss.]. Moscow, 2011.