Ryazan', Russian Federation
The article is devoted to the analysis of the compositional form in the creolized media text on the material of the modern supra-regional press of Germany. The paper deals with the connection between the verbal and nonverbal parts of the creolized media text at the composition level. Along with the traditional composition-linguistic form (CLF), it is proposed to allocate for the first time a composition-visual form (CVF), which is characteristic for creolized media texts as an informational-thematic unity of verbal and visual. In the proposed study, not only the new concept of composition-visual form is proposed, but also the distinction between the concepts of composition-linguistic visual form and composition-speech visual form based on the language-speech dichotomy.The linguistic phenomenon of the “composition-linguistic form” and the notion of “composition-visual form”, which is characteristic of medialinguistics as an interdisciplinary sphere of knowledge, should be viewed as a single whole, mutually encouraging each other, and influencing the perception of the contents of the creolized media text.
creolized media text, composition-linguistic form, compositionvisual form, text-forming strategies.
Предлагаемая работа находится на стыке интересов, по крайней мере, двух наук, а именно, филологии и журналистики, и имеет прикладную коммуникативную направленность. Важность прикладных знаний и прикладной коммуникативистики в частности не раз обсуждалась на страницах данного издания. Отмечалось, в частности, что, с одной стороны, имеется множество достаточно убедительных исследований в различных сферах речевой коммуникации, с другой, что «общие принципы и закономерности этого явления требуют детальной проработки» [1, с. 12]. Композиционная форма — неотъемлемый атрибут любого типа текста. Безусловно, для каждого жанра
характерны свои композиционно-языковые формы, находящие воплощение в речи [3, с. 47–50]. Классический образ композиционных форм видоизменяется вместе с тем жанром, в котором они используются. Современный письменный дискурс СМИ практически невозможно представить без иконического компонента. Наличие в журналистской статье изобразительной составляющей стало требованием времени. Как ни странно могло бы это показаться еще в прошлом столетии, но визуальное оказывает огромное влияние на вербальное. Фотография, вернее сказать, ее содержание способно повлиять на языковую наполняемость композиционно-языковой формы, например, фото-легенды (т.е. подписи под фотографией), заголовка — это и выбор в пользу употребления глаголов или существительных, и длина предложений и т.д. Фотоизображение способно не только повлиять на вербальный текст путем изменения композиционной формы, но и образовать самостоятельную композиционно-визуальную форму. Фото в газете или журнале имеет свой отпечаток, который не может не наложить публицистический стиль и своеобразие печатного издания в частности. За все время существования у фотографии выкристаллизовывались ее главные специфические черты — документальность, острая публицистичность. Закономерности, по которым строится фотографический снимок, объединяются общим понятием «композиция кадра». Термин «композиция» переводится с латинского как «сочинение, оставление, соединение, связь», т.е. имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей и компонентов, образующих в конечном итоге единое целое, заверенное и законченное по линейному, световому и тональному строю.
1. Goykhman O.Ya. Professional’noe rechevoe vzaimodeystvie: strategii i roli [Professional speech interaction: strategies and roles]. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sovremennaya kommunikaivistika [Scientific research and development. Modern communication and science]. Moscow, I. 6, 2015, pp.12–15.
2. Gorokhov V.M. Zakonomernosti publitsisticheskogo tvorchestva [Regularities of journalistic creativity]. Moscow, 1975, p. 148.
3. Dyko L. P. Osnovy kompozitsii v fotografii [The fundamentals of composition in photography]. Moscow, 1989. 74 p.
4. Lenkova T.A. Kompozitsionnaya forma kak edinitsa yazyka i rechi: kognitivnyy aspect [Compositional form as a unit of language and speech: the cognitive aspect]. Vladimir, 2008, pp. 47–50.
5. Lenkova T.A. Mediatekst v svete tekstoobrazuyushchikh strategiy [Mediatekst in the light of text-forming strategies]. Moscow, Knizhnyy dom «LIBROKOM» Publ., 2011. 136 p.
6. Provotorov V.I. Ocherki po zhanrovoy stilistike teksta [Essays on the genre stylistics of the text]. Moscow, 2003, p. 4.
7. Autorenkollektiv unter der Leitung von Georg Michel. Sprachliche Kommunikation. Leipzig, 1986. Pp. 27–42.
8. Fleischer W., Michel G. Stilistik der deutschen Gegenwartssprache. Leipzig: Bibliographisches Institut, 1975. 394 s.
9. Schendels E. Deutsche Grammatik. M., 1988. P. 402.