Рязань, Россия
Статья посвящена анализу композиционной формы в креолизованном медиатексте на материале современной надрегиональной прессы Германии. В работе рассматривается связь вербальной и невербальной частей креолизованного медиатекста на уровне композиции. Наряду с традиционной композиционно-языковой формой (КЯФ) впервые предлагается выделять композиционно-визуальную форму (КВФ), характерную именно для креолизованных текстов СМИ как информативно-тематическое единство вербального и визуального. В исследовании предлагается не только новое понятие композиционно-визуальной формы, но и разграничение понятий композиционно-языковой визуальной формы и композиционно-речевой визуальной формы, основанное на дихотомии язык — речь. Лингвистический феномен композиционно-языковой формы и понятие «композиционно-визуальная форма», характерные для медиалингвистики как междисциплинарной сферы знания следует рассматривать как единое целое, взаимообусловливающее друг друга и влияющее на восприятие содержания креолизованного медиатекста.
креолизованный медиатекст, композиционно-языковая форма, композиционно-визуальная форма, текстообразующие стратегии.
Предлагаемая работа находится на стыке интересов, по крайней мере, двух наук, а именно, филологии и журналистики, и имеет прикладную коммуникативную направленность. Важность прикладных знаний и прикладной коммуникативистики в частности не раз обсуждалась на страницах данного издания. Отмечалось, в частности, что, с одной стороны, имеется множество достаточно убедительных исследований в различных сферах речевой коммуникации, с другой, что «общие принципы и закономерности этого явления требуют детальной проработки» [1, с. 12]. Композиционная форма — неотъемлемый атрибут любого типа текста. Безусловно, для каждого жанра
характерны свои композиционно-языковые формы, находящие воплощение в речи [3, с. 47–50]. Классический образ композиционных форм видоизменяется вместе с тем жанром, в котором они используются. Современный письменный дискурс СМИ практически невозможно представить без иконического компонента. Наличие в журналистской статье изобразительной составляющей стало требованием времени. Как ни странно могло бы это показаться еще в прошлом столетии, но визуальное оказывает огромное влияние на вербальное. Фотография, вернее сказать, ее содержание способно повлиять на языковую наполняемость композиционно-языковой формы, например, фото-легенды (т.е. подписи под фотографией), заголовка — это и выбор в пользу употребления глаголов или существительных, и длина предложений и т.д. Фотоизображение способно не только повлиять на вербальный текст путем изменения композиционной формы, но и образовать самостоятельную композиционно-визуальную форму. Фото в газете или журнале имеет свой отпечаток, который не может не наложить публицистический стиль и своеобразие печатного издания в частности. За все время существования у фотографии выкристаллизовывались ее главные специфические черты — документальность, острая публицистичность. Закономерности, по которым строится фотографический снимок, объединяются общим понятием «композиция кадра». Термин «композиция» переводится с латинского как «сочинение, оставление, соединение, связь», т.е. имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей и компонентов, образующих в конечном итоге единое целое, заверенное и законченное по линейному, световому и тональному строю.
1. Гойхман О.Я. Профессиональное речевое взаимодействие: стратегии и роли [Текст] / О.Я. Гойхман // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2015. — № 6. — С. 12–15.
2. Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества [Текст] / В.М. Горохов. — М., 1975. — С. 148.
3. Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии [Текст] / Л.П. Дыко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1989. — 74 с.
4. Ленкова Т.А. Композиционная форма как единица языка и речи: когнитивный аспект [Текст] / Т.А. Ленкова. — INTERCULTUR@ L-NET. — Вып. 7. — Владимир, 2008 — С. 47–50.
5. Ленкова Т.А. Медиатекст в свете текстообразующих стратегий [Текст] / Т.А. Ленкова. — М.: ЛИБРОКОМ, 2011. — 136 с.
6. Провоторов В.И. Очерки по жанровой стилистике текста [Текст] / В.И. Провоторов. — М., 2003. — С. 4.
7. Autorenkollektiv unter der Leitung von Georg Michel. Sprachliche Kommunikation. Leipzig, 1986. S. 27–42.
8. Fleischer W., Michel G. Stilistik der deutschen Gegenwartssprache. Leipzig: Bibliographisches Institut, 1975. — 394 s.
9. Schendels E. Deutsche Grammatik. M., 1988. — S. 402.