THE USE OF ICT IN ASSESSING INTERCULTURAL COMPETENCE OF UNIVERSITY STUDENTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the role of information and communication technologies in assessing intercultural competence while teaching non-linguistic students English. Special attention is given to the features of intercultural competence assessment in relation to its components. The article presents the assessment tools chosen in accordance with the criteria and indicators of intercultural competence development.

Keywords:
information and communication technologies, intercultural competence, assessment tools, foreign language teaching.
Text

Введение


Изменения, вызванные глобализацией, обусловили необходимость взаимодействия с представителями иных культур, изучения межкультурных процессов, а следовательно, и формирования межкультурной компетенции в рамках обучения иностранному языку в вузе. Безусловно, «интенсивное развитие интеграционных процессов и стремление России интегрироваться в европейское и мировое социокультурное и образовательное пространство; сохранение культурного и языкового разнообразия многонационального государства; разработка новой модели образования, направленной на исследование мировой культуры через призму своей собственной» обусловливают важность формирования межкультурной компетенции студентов [8, с. 32]. В этой связи целесообразно повышать качество обучения за счет использования разнообразных методов и форм организации образовательного процесса. При этом, подчеркивает Г.К. Селевко, «необходимо отобрать тот объем знаний, который будет необходим, чтобы представить культуру страны и систему языка в концентрированном, модельном виде» [11, с. 184].
Обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) уже давно стало неотъемлемой частью учебного процесса в вузе. Интересно наблюдение О.Я. Гойхмана: «То есть информация — это главное средство достижения коммуникации, которая в данном случае является ее интерпретацией» [4, с. 6]. Особенности современной инфраструктуры высшего образования заключаются в ориентации на формирование компетенций, информационной, коммуникационной и технологической составляющих, а также в активном взаимодействии обучающихся друг с другом и с преподавателем. Отдельного внимания заслуживает применение средств ИКТ в оценочной деятельности преподавателя, так как планирование и проведение занятий, способствующих формированию межкультурной компетенции, невозможно без анализа проделанной работы и ее оценивания. Рассуждая об особенностях подготовки преподавательского корпуса, А.Ю. Белогуров подчеркивает, что содержанием программ должны стать «инструменты оценки, направленные на диагностику предметных (формального, предметного и
функционального) и метапредметных результатов разных уровней» [1, с. 62]. Актуальность использования ИКТ описывает А.А. Варакута: «Применение ИКТ предоставляет возможность отражать ход формирования компетенций и готовность к выполнению трудовых действий по итогам контрольных мероприятий дисциплины / модуля, реализации современных требований к оценочным процедурам, а также обеспечивает стандартизацию и прозрачность процедур, открытость и доступность сведений о формировании компетенций студентов и готовности к профессиональной деятельности всем заинтересованным сторонам» [2, с. 36]. Определение понятия «оценивание» Прежде всего, необходимо определиться с ключевыми терминами, которые в дальнейшем будут использоваться в работе. Так, в «Энциклопедии педагогических технологий» приводится развернутое определение понятия «оценивание деятельности учащихся», включающее проблемы и функции оценивания, принципы и подходы к оцениванию. Процесс оценивания понимается как «взаимодействие педагога (либо какой-то технической системы) с учащимися, в результате которого появляется отметка либо оценка, или и то и другое» [10]. Важно провести границу между рядом терминов.

References

1. Belogurov A.Yu. Strategiya i metodologiya professional’nogo razvitiya pedagogov v techenie vsey zhizni [Strategy and methodology of professional development of teachers throughout life]. Pedagogika [Pedagogy]. 2016, I. 7, pp. 58–64.

2. Varakuta A.A. Primenenie IKT kak uslovie effektivnosti otsenki rezul’tatov obucheniya studentov [Application of ICT as a condition for the effectiveness of evaluation of the results of students’ training]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia]. 2017, I. 8, pp. 33–37.

3. Voevoda E.V. Problemy i faktory effektivnoy professional’noy yazykovoy podgotovki studentov nelingvisticheskikh spetsial’nostey v period ikh adaptatsii v vuze [Problems and factors of effective professional language training of students of non-linguistic specialties in the period of their adaptation in the university]. Chelovecheskiy capital [Human capital]. 2017, I. 9 (105), pp. 39–42.

4. Goykhman O.Ya. Sovremennoe obshchestvo: informatsionnoe ili kommunikativnoe? [Modern society: informational or communicative?]. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sovremennaya kommunikativistika [Scientific Research and Development. Modern communicativistics]. 2014, V. 3, I. 6, pp. 4–9.

5. Esenina N.E. Lingvodidakticheskiy potentsial sredstv informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologiy [Linguodidactic potential of information and communication technologies facilities]. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sovremennaya kommunikativistika [Scientific Research and Development. Modern communicativistics]. 2016, I. 6 (25), pp. 41–28.

6. Ilyushina A.V. Diagnostika mezhkul’turnoy kompetentsii studentov vuza v khode diskussionnogo kruglogo stola [Diagnostics of Intercultural Competence of University Students in the Discussion Round Table]. Aktual’nye voprosy gumanitarnykh nauk glazami molodezhi: sbornik statey. — Ryazanskiy gosudarstvennyy universitet imeni S. A. Esenina [Actual questions of the humanities through the eyes of youth. Ryazan State University named after SA Esenin]. 2016, pp. 219–224.

7. Kostikova L.P. Otsenivanie rezul’tata formirovaniya mezhkul’turnoy kompetentsii kak tselostnosti [Estimation of the result of the formation of intercultural competence as integrity]. Psikhologopedagogicheskiy poisk [Psychological and pedagogical search]. 2016, I. 3 (39), pp. 135–142.

8. Kostikova L.P. Professional’naya podgotovka pedagoga v svete gumanizatsii obrazovaniya [Professional training of the teacher in the light of the humanization of education]. Ryazan’, BookJet Pibl., 2017. 136 p.

9. Leontovich O.A. Rossiya i SShA: Vvedenie v mezhkul’turnuyu kommunikatsiyu [Russia and the USA: Introduction to Intercultural Communication]. Volgograd, Peremena Publ., 2003. 399 p.

10. Kolechenko A.K. Entsiklopediya pedagogicheskikh tekhnologiy [Encyclopedia of Pedagogical Technologies]. St. Petersburg: KARO Publ., 2002. Available at: https://educational_technology.academic.ru/8/OTsENIVANIE_DEYaTEL’’NOSTI_UChAShchIKhSYa (accessed 24 January 2018).

11. Selevko G.K. Entsiklopediya obrazovatel’nykh tekhnologiy [Encyclopedia of educational technologies]. Moscow, Narodnoe obrazovanie Publ., 2005. 556 p.

12. Developing intercultural competence through education, series editor Josef Huber, edited by Josef Huber and Christopher Reynolds. Council of Europe Pestalozzi Series No. 3, Council of Europe publishing, January 2014, printed at the Council of Europe.

13. Larrea Espinar, Ángela Mª; Raigón Rodríguez, Antonio R.; Gómez Parra, Mª Elena. ICT for intercultural competence development. Pixel-Bit. Revista de Medios y Educación, núm. 2012. N 40. P. 115–124.

Login or Create
* Forgot password?