Рязань, Рязанская область, Россия
В статье обсуждается роль информационно-коммуникационных технологий в процессе оценивания уровня сформированности межкультурной компетенции студентов технического вуза. Выявляются особенности оценивания межкультурной компетенции с точки зрения ее компонентного состава. Демонстрируются методы оценивания с использованием средств информационных и коммуникационных технологий в соответствии с разработанными критериями и показателями уровня сформированности межкультурной компетенции.
средства информационных и коммуникационных технологий, межкультурная компетенция, методы оценивания, обучение иностранному языку.
Введение
Изменения, вызванные глобализацией, обусловили необходимость взаимодействия с представителями иных культур, изучения межкультурных процессов, а следовательно, и формирования межкультурной компетенции в рамках обучения иностранному языку в вузе. Безусловно, «интенсивное развитие интеграционных процессов и стремление России интегрироваться в европейское и мировое социокультурное и образовательное пространство; сохранение культурного и языкового разнообразия многонационального государства; разработка новой модели образования, направленной на исследование мировой культуры через призму своей собственной» обусловливают важность формирования межкультурной компетенции студентов [8, с. 32]. В этой связи целесообразно повышать качество обучения за счет использования разнообразных методов и форм организации образовательного процесса. При этом, подчеркивает Г.К. Селевко, «необходимо отобрать тот объем знаний, который будет необходим, чтобы представить культуру страны и систему языка в концентрированном, модельном виде» [11, с. 184].
Обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) уже давно стало неотъемлемой частью учебного процесса в вузе. Интересно наблюдение О.Я. Гойхмана: «То есть информация — это главное средство достижения коммуникации, которая в данном случае является ее интерпретацией» [4, с. 6]. Особенности современной инфраструктуры высшего образования заключаются в ориентации на формирование компетенций, информационной, коммуникационной и технологической составляющих, а также в активном взаимодействии обучающихся друг с другом и с преподавателем. Отдельного внимания заслуживает применение средств ИКТ в оценочной деятельности преподавателя, так как планирование и проведение занятий, способствующих формированию межкультурной компетенции, невозможно без анализа проделанной работы и ее оценивания. Рассуждая об особенностях подготовки преподавательского корпуса, А.Ю. Белогуров подчеркивает, что содержанием программ должны стать «инструменты оценки, направленные на диагностику предметных (формального, предметного и
функционального) и метапредметных результатов разных уровней» [1, с. 62]. Актуальность использования ИКТ описывает А.А. Варакута: «Применение ИКТ предоставляет возможность отражать ход формирования компетенций и готовность к выполнению трудовых действий по итогам контрольных мероприятий дисциплины / модуля, реализации современных требований к оценочным процедурам, а также обеспечивает стандартизацию и прозрачность процедур, открытость и доступность сведений о формировании компетенций студентов и готовности к профессиональной деятельности всем заинтересованным сторонам» [2, с. 36]. Определение понятия «оценивание» Прежде всего, необходимо определиться с ключевыми терминами, которые в дальнейшем будут использоваться в работе. Так, в «Энциклопедии педагогических технологий» приводится развернутое определение понятия «оценивание деятельности учащихся», включающее проблемы и функции оценивания, принципы и подходы к оцениванию. Процесс оценивания понимается как «взаимодействие педагога (либо какой-то технической системы) с учащимися, в результате которого появляется отметка либо оценка, или и то и другое» [10]. Важно провести границу между рядом терминов.
1. Белогуров А.Ю. Стратегия и методология профессионального развития педагогов в течение всей жизни [Текст] / А.Ю. Белогуров // Педагогика. — 2016. — № 7. — С. 58–64.
2. Варакута А.А. Применение ИКТ как условие эффективности оценки результатов обучения студентов [Текст] / А.А. Варакута // Педагогическое образование в России. — 2017. — № 8. — С. 33–37.
3. Воевода Е.В. Проблемы и факторы эффективной профессиональной языковой подготовки студентов нелингвистических специальностей в период их адаптации в вузе [Текст] / Е.В. Воевода // Человеческий капитал. — 2017. — № 9. — С. 39–42.
4. Гойхман О.Я. Современное общество: информационное или коммуникативное? [Текст] / О.Я. Гойхман // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2014. — Т. 3. — № 6. — С. 4–9.
5. Есенина Н.Е. Лингводидактический потенциал средств информационных и коммуникационных технологий [Текст] / Н.Е. Есенина // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2016. — № 6. — С. 41–28.
6. Илюшина А.В. Диагностика межкультурной компетенции студентов вуза в ходе дискуссионного круглого стола [Текст] / А.В. Илюшина // Актуальные вопросы гуманитарных наук глазами молодежи: сборник статей. Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. — 2016. — С. 219–224.
7. Костикова Л.П. Оценивание результата формирования межкультурной компетенции как целостности [Текст] / Л.П. Костикова // Психолого-педагогический поиск. — 2016. — № 3. — С. 135–142.
8. Костикова Л.П. Профессиональная подготовка педагога в свете гуманизации образования [Текст]: монография / Л.П. Костикова. — Рязань: BookJet, 2017. — 136 с.
9. Леонтович О.А. Россия и США: Введение в межкультурную коммуникацию [Текст]: учеб. пособие / О.А. Леонтович. — Волгоград: Перемена, 2003. — 399 с.
10. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей [Электронный ресурс] / А.К. Колеченко. — СПб.: КАРО, 2002 — URL: https://educational_technology.academic.ru/8/ОЦЕНИВАНИЕ_ДЕЯТЕЛЬНОСТИ_УЧАЩИХСЯ (дата обращения: 24.01.2018).
11. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Т. 1. В 2 т. [Текст] / Г.К. Селевко. — М.: Народное образование, 2005. — 556 с.
12. Developing intercultural competence through education, series editor Josef Huber, edited by Josef Huber and Christopher Reynolds. Council of Europe Pestalozzi Series No. 3, Council of Europe publishing, January 2014, printed at the Council of Europe.
13. Larrea Espinar, Ángela Mª; Raigón Rodríguez, Antonio R.; Gómez Parra, Mª Elena. ICT for intercultural competence development. Pixel-Bit. Revista de Medios y Educación, núm. 2012. No. 40. P. 115–124.