Moskva, Moscow, Russian Federation
At the present stage of development of communication system the question of image-presentation of the subject and as a source of information and as a means of influencing different audiences is of special relevance. We believe it is not enough to understand effective self-presentation just as someone’s perfect ideas. To implement a self-presentational strategy requires, in our opinion, the selection of the presented characteristics is unequivocal and undeniable competitive advantages, which can be demonstrated through the use of communicative methods and techniques. Different communicative situations require a differentiated approach to the choice of strategy samopomoc. Considering the self-presentation, as a communicative task, deem it necessary to identify her possible options of self-presentation: positive, negative, excessive, insufficient.
image, communication, self-presentation, symbol.
В современный период цифровые технологии вывели систему коммуникаций на качественно новый уровень, но и создали множество проблем, среди которых — виртуализация коммуникативных отношений, изменение типа распространения информации, доминирование визуальных символов в коммуникативной сфере. Глобализация в информационно-коммуникативном пространстве размывает самоидентификационные характеристики субъектов.
В политической, экономической, социально-культурной сферах сегодня речь идет не о передаче собственно сообщения с понятным и однозначным смыслом, а о подаче сигналов, создании контекстов, «надергивании» информации из многополярных источников. Создаются условия для многозначной трактовки сообщения, доминирования многополярных образов над реальными характеристиками субъектов. В условиях развития данных трендов способы декодирования информации напрямую зависят от ее происхождения. Существуют эксперименты, подтверждающие, что от восприятия реципиентом коммуникатора зависит восприятие объекта коммуникации. Например, Н.Н. Богомолова показала, что отношение телевизионной аудитории к телеведущему складывается из двух составляющих: отношения «коммуникатор — телевизионное сообщение» и отношения «коммуникатор — аудитория» [2]. Имидж источника информации становится ключевой проблемой как в массовом коммуникативном пространстве, так и на уровне межличностного общения. В связи с этим вопрос имиджевой самопрезентации субъекта и как источника информации, и как средства воздействия на различные аудитории имеет особую актуальность. Самопрезентация определяется как акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы
создать благоприятное впечатление, соответствующее чьим-то идеалам. Ее можно назвать деятельностью по созданию имиджа. «Наши действия часто являются стратегическими. В надежде произвести хорошее впечатление мы тратим миллионы на косметику и разного рода диеты. Мы отслеживаем у других поведение и ожидания по нашему поводу и ведем себя соответствующим образом. Отношение к собственному имиджу во многом управляет нашим поведением» [7, с. 66.] В основе самопрезентации лежит мотивация повышения самооценки посредством реализации того типа имиджа, который соответствует ожиданиям и идеалам партнера по общению. Проявления
ее многообразны, источником могут служить позиция силы, позиция слабости, авторитет, логичная аргументация, манипулирование и др.
1. Goykhman O.Ya., Goncharova L.M., Koshlyakova M.O., Nadeina T.M. Biznes-kommunikatsii v servise: dokumentatsionnye, rechevye, imidzhevye i reklamnye tekhnologii [Business communications in the service: documentary, speech, image and advertising technologies]. Moscow, INFRA-M Publ., 2017. 229 p.
2. Bogomolova N.N. Massovaya kommunikatsiya i obshchenie [Mass communication and communication]. Moscow, Znanie Publ., 1988.
3. Golovashenko I.O. Gendernaya kommunikatsiya: problema vzaimoponimaniya [Gender Communication: the Problem of Mutual Understanding]. Sovremennaya kommunikativistika [Modern Communication Studies]. 2014, I. 5, pp. 47–51.
4. Koshlyakova M.O. O simvolakh v imidzhe [About symbols in the image]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill]. 2008, I. 2, pp. 208–212.
5. Koshlyakova M.O. Sotsial'no-stilevye kharakteristiki imidzha [Socio-style characteristics of the image]. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya [Social-humanitarian knowledge]. 2012, I. 1, pp. 127–137.
6. Koshlyakova M.O. Sotsial'noe prostranstvo imidzha [Social space of image]. Moscow, Infra-M Publ., 2013. 152 p.
7. Perelygina E.B. Psikhologiya imidzha [Psychology of image]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2002.