Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
На современном этапе развития системы коммуникаций вопрос имиджевой самопрезентации субъекта и как источника информации, и как средства воздействия на различные аудитории имеет особую актуальность. Сегодня недостаточно понимать эффективную самопрезентацию только как соответствие чьим-то идеальным представлениям. Для реализации самопрезентационной стратегии необходимо выделение из презентуемых характеристик однозначного и неоспоримого конкурентного преимущества, которое может быть продемонстрировано путем использования коммуникативных приемов и техник. Различные коммуникативные ситуации требуют дифференцированного подхода к выбору стратегии самоподачи. Рассматривая самопрезентацию как коммуникативную задачу, выделяются ее возможные варианты самопрезентации: позитивная, негативная, избыточная, недостаточная.

Ключевые слова:
имидж, коммуникация, самопрезентация, символ.
Текст

В современный период цифровые технологии вывели систему коммуникаций на качественно новый уровень, но и создали множество проблем, среди которых — виртуализация коммуникативных отношений, изменение типа распространения информации, доминирование визуальных символов в коммуникативной сфере. Глобализация в информационно-коммуникативном пространстве размывает самоидентификационные характеристики субъектов.
В политической, экономической, социально-культурной сферах сегодня речь идет не о передаче собственно сообщения с понятным и однозначным смыслом, а о подаче сигналов, создании контекстов, «надергивании» информации из многополярных источников. Создаются условия для многозначной трактовки сообщения, доминирования многополярных образов над реальными характеристиками субъектов. В условиях развития данных трендов способы декодирования информации напрямую зависят от ее происхождения. Существуют эксперименты, подтверждающие, что от восприятия реципиентом коммуникатора зависит восприятие объекта коммуникации. Например, Н.Н. Богомолова показала, что отношение телевизионной аудитории к телеведущему складывается из двух составляющих: отношения «коммуникатор — телевизионное сообщение» и отношения «коммуникатор — аудитория» [2]. Имидж источника информации становится ключевой проблемой как в массовом коммуникативном пространстве, так и на уровне межличностного общения. В связи с этим вопрос имиджевой самопрезентации субъекта и как источника информации, и как средства воздействия на различные аудитории имеет особую актуальность. Самопрезентация определяется как акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы
создать благоприятное впечатление, соответствующее чьим-то идеалам. Ее можно назвать деятельностью по созданию имиджа. «Наши действия часто являются стратегическими. В надежде произвести хорошее впечатление мы тратим миллионы на косметику и разного рода диеты. Мы отслеживаем у других поведение и ожидания по нашему поводу и ведем себя соответствующим образом. Отношение к собственному имиджу во многом управляет нашим поведением» [7, с. 66.] В основе самопрезентации лежит мотивация повышения самооценки посредством реализации того типа имиджа, который соответствует ожиданиям и идеалам партнера по общению. Проявления
ее многообразны, источником могут служить позиция силы, позиция слабости, авторитет, логичная аргументация, манипулирование и др.

Список литературы

1. Бизнес-коммуникации в сервисе: документационные, речевые, имиджевые и рекламные технологии [Текст]: учеб. пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, М.О. Кошлякова, Т.М. Надеина; под ред. О.Я. Гойхмана, Л.М Гончаровой. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 229 с.

2. Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение [Текст] / Н.Н. Богомолова. — М.: Знание, 1988.

3. Головашенко И.О. Гендерная коммуникация: проблема взаимопонимания [Текст] / И.О. Головашенко // Современная коммуникативистика. — 2014. — № 5. — С. 47–51.

4. Кошлякова М.О. О символах в имидже [Текст] / М.О. Кошлякова // Знание. Понимание. Умение. — 2008. — № 2. — С. 208–212.

5. Кошлякова М.О. Социально-стилевые характеристики имиджа [Текст] / М.О. Кошлякова // Социально-гуманитарные знания. — 2012. — № 1. — С. 127–137.

6. Кошлякова М.О. Социальное пространство имиджа [Текст]: монография / М.О. Кошлякова. — М.: Инфра-М, 2013. — 152 с.

7. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа [Текст] / Е.Б. Перелыгина. — М.: Аспект Пресс, 2002.

Войти или Создать
* Забыли пароль?