COMMUNICATION COMPONENTS OF MANAGEMENT AND ORGANIZATIONAL CULTURE OF THE COMPANY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article describes the communication components of the corporate culture. Characterized by specific corporate messages, allowing the management of the company to build a coherent system of business communications with various community groups. Described as important for the formation of organizational and management culture of enterprise concepts such as «mission», «vision», «corporate philosophy,» provides specific examples of their use in business communications.

Keywords:
business communication; organizational and management culture; communicative aspects; corporate culture; mission; vision; corporate philosophy.
Text

Вопросы корпоративной культуры, организационных внутрикорпоративных коммуникаций сегодня рассматриваются в различных ракурсах: с позиции управленческой коммуникации «руководство — персонал», с точки зрения взаимодействия с внешними адресатами — «компания — клиенты и партнеры» и т.д. Все эти связи подразумевают не только производственно-экономические отношения, но и активное общение на разных уровнях — от непосредственной прямой коммуникации между людьми до опосредованного «виртуального» общения с помощью вербализованных компонентов корпоративной идентификации — миссии, слогана, рекламы и т.д. Такими способами во многих компаниях пытаются выстроить целостную систему коммуникаций, так как все вместе создает в сознании как внутрикорпоративной, так и внешней общественности целостное представление о деятельности компании, ее соответствии современным требованиям общения в сфере бизнеса.

В рамках данной статьи мы рассмотрим методологические подходы к формированию корпоративных сообщений, которые позволяют руководству компании выстроить стройную систему бизнескоммуникаций.

С точки зрения коммуникативистики можно выделить несколько вариантов концепций понимания современных коммуникаций, о которых И.Е. Бельских пишет в статье «Корпоративные коммуникации промышленного предприятия: в поисках эффективной национальной стратегии» [1]:

1. Технократический подход — когда наиболее важным представляются технические аспекты и каналы размещения корпоративных сообщений (коммуникационная структура. — И.Р.). Этот аспект неоднократно рассматривался различными авторами: Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, Г. Маклюэн, К. Шеннон (см.: [6, с. 91—96]). Однако этот подход не учитывает «человеческий фактор» — взаимосвязи и взаимодействия между участниками коммуникативного процесса, так как в расчет берутся только механические процессы и статистика: подсчитывается количество опубликованных материалов, их объем и затраченные ресурсы.

2. Интеракционный подход — рассматривает формирование коммуникации как взаимодействие, осмысленный и равноправный диалог потребителя

информации и его производителя (Г. Блумер, Д. Мид, Т. Ньюкомб, Э. Холл). В этом подходе учитывается уровень гражданского развития гражданина-потребителя. По мнению известного французского специалиста в области корпоративных коммуникаций Ж.П. Бодуана, компания должна создать «комплицитность» — процесс многократного приобщения потребителя к компании, принятие большинством общества организации положительно [2, цит. по: 1]. Актуальность подобного подхода подтверждается тем, что эффективность коммуникаций определяется не просто числом размещенных в СМИ материалов, но в первую очередь количеством откликов потребителей, т.е. уровнем обратной связи с интересующими социальными группами населения.

3. Лингвистический подход (Р. Барт, Э. Саппир, Ф. Соссюр, Н. Хомский, Р. Якобсон) [6, с. 107—115] — помогает формировать эффективные корпоративные коммуникации в масштабах мировой экономики, учитывает многообразие языков и символов.

References

1. Osnovy teorii kommunikatsii: ucheb. posobie / pod red. O.Ya. Goykhmana — M.: INFRA-M, 2013.

2. Shamgunov R.N. Missiya i videnie kompanii — mozhno li pridumat' chto-to novoe? // Masterskaya biznes-planirovaniya. — Osen', 2009. URL: http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/strategy/mission.htm (data obrashcheniya: 12.02.2013).

3. Shnayder D. Tekhnologicheskiy marketing. — M.: YanusK, 2003.

4. Bel'skikh I.E. Korporativnye kommunikatsii promyshlennogo predpriyatiya: v poiskakh effektivnoy natsional'noy strategii // Marketing v Rossii i za rubezhom. — 2006. — № 5.

5. Boduan Zh.P. Upravlenie imidzhem kompanii. Pablik rileyshnz: predmet i masterstvo. — M.: Konsaltingovaya gruppa «IMIDZh-Kontakt»: INFRA-M, 2001.

6. Goykhman O.Ya. Kommunikativistika v sovremennom obshchestve // Sovremennaya kommunikativistika. — 2012. — № 1. — S. 4—9.

7. Goncharova L.M. Kommunikativnye vozmozhnosti rechevykh taktik v reklamnykh tekstakh // Vestnik MGOU. — (Ser. «Russkaya filologiya»). — 2010. — № 2. — S. 21—26.

8. Osnovy teorii kommunikatsii. — M.: Gardariki, 2005.

9. Solomanidina T.O. Organizatsionnaya kul'tura v tablitsakh, tekstakh, keysakh i skhemakh: uchebno-metod. matly. — M.: INFRA-M, 2009.

10. Chumikov A.N., Bocharov M.P. Aktual'nye svyazi s obshchestvennost'yu: sfera, genezis, tekhnologii, oblasti primeneniya, struktury: uchebnik. — M.: Vysshee obrazovanie, 2009.

Login or Create
* Forgot password?