Статья посвящена описанию коммуникативных составляющих корпоративной культуры. Охарактеризована специфика корпоративных сообщений, позволяющих руководству компании выстроить стройную систему бизнес-коммуникаций с различными группами общественности. Описано также значение для формирования организационноуправленческой культуры предприятия таких понятий, как «миссия», «видение», «корпоративная философия», приводятся конкретные примеры их использования в бизнес-коммуникации.
бизнес-коммуникация; организационно-управленческая культура; коммуникативные аспекты; корпоративная культура; миссия; видение; корпоративная философия.
Вопросы корпоративной культуры, организационных внутрикорпоративных коммуникаций сегодня рассматриваются в различных ракурсах: с позиции управленческой коммуникации «руководство — персонал», с точки зрения взаимодействия с внешними адресатами — «компания — клиенты и партнеры» и т.д. Все эти связи подразумевают не только производственно-экономические отношения, но и активное общение на разных уровнях — от непосредственной прямой коммуникации между людьми до опосредованного «виртуального» общения с помощью вербализованных компонентов корпоративной идентификации — миссии, слогана, рекламы и т.д. Такими способами во многих компаниях пытаются выстроить целостную систему коммуникаций, так как все вместе создает в сознании как внутрикорпоративной, так и внешней общественности целостное представление о деятельности компании, ее соответствии современным требованиям общения в сфере бизнеса.
В рамках данной статьи мы рассмотрим методологические подходы к формированию корпоративных сообщений, которые позволяют руководству компании выстроить стройную систему бизнескоммуникаций.
С точки зрения коммуникативистики можно выделить несколько вариантов концепций понимания современных коммуникаций, о которых И.Е. Бельских пишет в статье «Корпоративные коммуникации промышленного предприятия: в поисках эффективной национальной стратегии» [1]:
1. Технократический подход — когда наиболее важным представляются технические аспекты и каналы размещения корпоративных сообщений (коммуникационная структура. — И.Р.). Этот аспект неоднократно рассматривался различными авторами: Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, Г. Маклюэн, К. Шеннон (см.: [6, с. 91—96]). Однако этот подход не учитывает «человеческий фактор» — взаимосвязи и взаимодействия между участниками коммуникативного процесса, так как в расчет берутся только механические процессы и статистика: подсчитывается количество опубликованных материалов, их объем и затраченные ресурсы.
2. Интеракционный подход — рассматривает формирование коммуникации как взаимодействие, осмысленный и равноправный диалог потребителя
информации и его производителя (Г. Блумер, Д. Мид, Т. Ньюкомб, Э. Холл). В этом подходе учитывается уровень гражданского развития гражданина-потребителя. По мнению известного французского специалиста в области корпоративных коммуникаций Ж.П. Бодуана, компания должна создать «комплицитность» — процесс многократного приобщения потребителя к компании, принятие большинством общества организации положительно [2, цит. по: 1]. Актуальность подобного подхода подтверждается тем, что эффективность коммуникаций определяется не просто числом размещенных в СМИ материалов, но в первую очередь количеством откликов потребителей, т.е. уровнем обратной связи с интересующими социальными группами населения.
3. Лингвистический подход (Р. Барт, Э. Саппир, Ф. Соссюр, Н. Хомский, Р. Якобсон) [6, с. 107—115] — помогает формировать эффективные корпоративные коммуникации в масштабах мировой экономики, учитывает многообразие языков и символов.
1. Основы теории коммуникации: учеб. пособие / под ред. О.Я. Гойхмана — М.: ИНФРА-М, 2013.
2. Шамгунов Р.Н. Миссия и видение компании — можно ли придумать что-то новое? // Мастерская бизнес-планирования. — Осень, 2009. URL: http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/strategy/mission.htm (дата обращения: 12.02.2013).
3. Шнайдер Д. Технологический маркетинг. — М.: ЯнусК, 2003.
4. Бельских И.Е. Корпоративные коммуникации промышленного предприятия: в поисках эффективной национальной стратегии // Маркетинг в России и за рубежом. — 2006. — № 5.
5. Бодуан Ж.П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство. — М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»: ИНФРА-М, 2001.
6. Гойхман О.Я. Коммуникативистика в современном обществе // Современная коммуникативистика. — 2012. — № 1. — С. 4—9.
7. Гончарова Л.М. Коммуникативные возможности речевых тактик в рекламных текстах // Вестник МГОУ. — (Сер. «Русская филология»). — 2010. — № 2. — С. 21—26.
8. Основы теории коммуникации. — М.: Гардарики, 2005.
9. Соломанидина Т.О. Организационная культура в таблицах, текстах, кейсах и схемах: учебно-метод. матлы. — М.: ИНФРА-М, 2009.
10. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Актуальные связи с общественностью: сфера, генезис, технологии, области применения, структуры: учебник. — М.: Высшее образование, 2009.