FSBEIHE “Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev” (Department of Informatics and Computer Engineering, docent)
employee from 27.02.1987 to 30.06.2018
Russian Federation
UDK 31 Статистика. Демография. Социология
GRNTI 14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики
The problems that arose in connection with the transition of society to the digital (electronic) stage of development are considered. The new pedagogy and its area of didactics should be aimed at the formation of a new subject of society, which requires new approaches and methods of teaching. The history of the emergence and formation of didactics-from the pre – scientific stage to the digital one in the form of e-didactics-is discussed. The analysis of the main distinctive features of didactics at different stages of development is given. The main attention is paid to the tools of new information technologies – web technologies, given the characteristics of generations of web technologies. The basic concepts of the new pedagogy are presented: web technology, cloud services, cloud technologies, online technologies. Examples of using cloud technologies for the implementation of various learning objectives are given.
training, teaching, e-teaching, information technology training, cloud computing.
Актуальность. Новая педагогика традиционно должна включать вопросы теории обучения и воспитания. В настоящей статье будут рассматриваться только проблемы и вопросы обучения, поэтому далее будем говорить о дидактике и ее новом имидже. Перспективные направления информационных технологий — виртуализация, распознавание речи, нейрокомпьютерный интерфейс, персонифицированные интеллектуальные агенты, психолингвистическое моделирование, биометрическая удаленная идентификация пользователей — принципиально изменяют образовательные технологии, соответственно диктуя различные подходы к определению дидактики в цифровую эпоху. Этапы развития дидактики. В широком смысле электронная дидактика представляет собой интегрированную в информационно-коммуникационные технологии дидактику [1]. Для того чтобы выявить ее ключевые характеристики, подведем итоги эволюционного развития дидактики. Дидактика имела несколько краеугольных камней в своем развитии. В литературе рассматриваются следующие основные этапы концептуальной эволюции дидактики:
1) предварительная дидактика (донаучный этап);
2) дидактика-диалектика;
3) классическая дидактика;
4) цифровая эра дидактики.
Первый этап дидактики (IV в. до н.э. — VII в. н.э.) начался с сократовских диалогов, написанных Платоном (IV в. до н.э.), которые впоследствии трансформировались в известный сократовский метод обучения. На этом этапе была создана классическая учебная программа по изобразительному искусству, которая включала два основных блока учебных дисциплин (тривиума и квадривиума), описанных позже Исидором Севильским в «Этимологиях» (VII в. н.э.) [2]. Этап дидактика-диалектика (ХІІ–XVI вв. н.э.) начался с выдающейся работы Гуго Сен-Викторского «Дидаскаликон, или Семь книг назидательного обучения» (1120 г.) [3] и далее продолжился «диалектически» Пьером де ла Рами (Dialectique, перепечатана и изменена в 1550 г. и в 1556 г.), где диалектика рассматривалась как искусство преподавания. На следующем этапе — классической (или традиционная) дидактики (XVII в. — середина XX в.) — мы наблюдаем важный переход от искусства к науке преподавания и обучения. На этапе классической дидактики все началось с инициативы, предложенной В. Ратке: «…называть дидактикой новое искусство преподавания» (1613 г.). Далее это было развито в труде «Великая Дидактика» (1657 г.) Я.А. Коменского, который обозначил дидактическую теорию как «область изучения преподавания и обучения». Эта классическая традиция продолжалась до XX в. Этап цифровой эры дидактики (конец XX в. — современность) начался с реконцептуализации классической дидактики в эпоху информационно-коммуникационных технологий. Сравнивая этапы дидактики и дидактики-диалектики, можно увидеть появление первого метода обучения (например, сократовского диалога) и учебного плана (например, классического изобразительного искусства), а также признание диалектики как искусства преподавания. Сравнивая этапы дидактики-диалектики и классической дидактики, можно наблюдать появление дидактики как теории и области преподавания и обучения. Ключевое различие дидактики цифровой эпохи от классической дидактики возникло в конце XX в. за счет развития ее инженерно-конструкторских характеристик. Технократический подход к современной дидактике был предпринят для дидактики математики в Европе (Douady, Artigue &Perrin-Glorian, 1991; Artigue, 1992) [4]. В 1991 г. французский математик и педагог Мишель Артиг предложила дидактический инжиниринг как инструмент исследования и разработки в области проектирования эффективного обучения. В эпоху информационных и коммуникационных технологий как в России, так и за рубежом начался процесс переосмысления классической дидактики, так как дидактика обучения определяется парадигмой образования.
1. Andreev A.A. Pedagogika v informatsionnom obshchestve, ili elektronnaya pedagogika // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2011. № 11. S. 113–117.
2. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya. Ot zarozhdeniya vospitaniya v pervobytnom obshchestve do kontsa XX v.: uchebnoe posobie dlya pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy / Pod red. A. I. Piskunova. M., 2001.
3. Chanyshev A.N. Kurs lektsiy po drevney i srednevekovoy filosofii / A.N. Chanyshev. M.: Prosveshchenie, 1991. 512 s.
4. Artigue M. & Perrin-Dorian. M. Didactic engineering, research and development tool: Some theoretical problems linked to this duality. For the Learning of Mathematics II, 1991. Pp. 13–17.
5. Logvinov I. I. Didaktika: istoriya i sovremennye problemy. M.: BINOM.-LZ, 2015. 208 s.
6. D’Angelo G. From Didactics to e-Didactics: e-Learning Paradigms, Models and Techniques. Napoli, 2007.
7. Ibragimov G.I. Metodologicheskie osnovy i faktory razvitiya didakticheskikh ponyatiy // Pedagogika. 2011. № 10. S. 12–20.
8. Choshanov M.A. Evolyutsiya vzglyada na didaktiku: nastalo li vremya dlya novoy didaktiki? //Didaktika professional'noy shkoly: sbornik nauchnykh statey. Kazan', 2013. S. 16–30.
9. 9. Jonatan Bergman, Aaron Sams. Flipped learning: Gateway to student engagement international society for Technology in Education, 2014.