Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматриваются проблемы, возникшие в связи с переходом общества на цифровую (электронную) ступень развития. Новая педагогика и ее область дидактика должны быть нацелены на формирование нового субъекта общества, что требует новых подходов и методов обучения. Обсуждается история возникновения и становления дидактики – от донаучного этапа до цифрового в виде е-дидактики. Приведен анализ основных отличительных особенностей дидактики на различных этапах развития. Основное внимание уделяется инструментарию новых информационных технологий – веб-технологиям, приведены характеристики поколений веб-технологий. Представлены основные понятия новой педагогики: веб-технология, облачные сервисы, облачные технологии, онлайн-технологии. Приведены примеры использования облачных технологий для реализации различных целей обучения.

Ключевые слова:
обучение, дидактика, электронная дидактика, е-дидактика, информационные технологии обучения, облачные технологии.
Текст

Актуальность. Новая педагогика традиционно должна включать вопросы теории обучения и воспитания. В настоящей статье будут рассматриваться только проблемы и вопросы обучения, поэтому далее будем говорить о дидактике и ее новом имидже. Перспективные направления информационных технологий — виртуализация, распознавание речи, нейрокомпьютерный интерфейс, персонифицированные интеллектуальные агенты, психолингвистическое моделирование, биометрическая удаленная идентификация пользователей — принципиально изменяют образовательные технологии, соответственно диктуя различные подходы к определению дидактики в цифровую эпоху. Этапы развития дидактики. В широком смысле электронная дидактика представляет собой интегрированную в информационно-коммуникационные технологии дидактику [1]. Для того чтобы выявить ее ключевые характеристики, подведем итоги эволюционного развития дидактики. Дидактика имела несколько краеугольных камней в своем развитии. В литературе рассматриваются следующие основные этапы концептуальной эволюции дидактики:
1) предварительная дидактика (донаучный этап);
2) дидактика-диалектика;
3) классическая дидактика;
4) цифровая эра дидактики.
Первый этап дидактики (IV в. до н.э. — VII в. н.э.) начался с сократовских диалогов, написанных Платоном (IV в. до н.э.), которые впоследствии трансформировались в известный сократовский метод обучения. На этом этапе была создана классическая учебная программа по изобразительному искусству, которая включала два основных блока учебных дисциплин (тривиума и квадривиума), описанных позже Исидором Севильским в «Этимологиях» (VII в. н.э.) [2]. Этап дидактика-диалектика (ХІІ–XVI вв. н.э.) начался с выдающейся работы Гуго Сен-Викторского «Дидаскаликон, или Семь книг назидательного обучения» (1120 г.) [3] и далее продолжился «диалектически» Пьером де ла Рами (Dialectique, перепечатана и изменена в 1550 г. и в 1556 г.), где диалектика рассматривалась как искусство преподавания. На следующем этапе — классической (или традиционная) дидактики (XVII в. — середина XX в.) — мы наблюдаем важный переход от искусства к науке преподавания и обучения. На этапе классической дидактики все началось с инициативы, предложенной В. Ратке: «…называть дидактикой новое искусство преподавания» (1613 г.). Далее это было развито в труде «Великая Дидактика» (1657 г.) Я.А. Коменского, который обозначил дидактическую теорию как «область изучения преподавания и обучения». Эта классическая традиция продолжалась до XX в. Этап цифровой эры дидактики (конец XX в. — современность) начался с реконцептуализации классической дидактики в эпоху информационно-коммуникационных технологий. Сравнивая этапы дидактики и дидактики-диалектики, можно увидеть появление первого метода обучения (например, сократовского диалога) и учебного плана (например, классического изобразительного искусства), а также признание диалектики как искусства преподавания. Сравнивая этапы дидактики-диалектики и классической дидактики, можно наблюдать появление дидактики как теории и области преподавания и обучения. Ключевое различие дидактики цифровой эпохи от классической дидактики возникло в конце XX в. за счет развития ее инженерно-конструкторских характеристик. Технократический подход к современной дидактике был предпринят для дидактики математики в Европе (Douady, Artigue &Perrin-Glorian, 1991; Artigue, 1992) [4]. В 1991 г. французский математик и педагог Мишель Артиг предложила дидактический инжиниринг как инструмент исследования и разработки в области проектирования эффективного обучения. В эпоху информационных и коммуникационных технологий как в России, так и за рубежом начался процесс переосмысления классической дидактики, так как дидактика обучения определяется парадигмой образования.

Список литературы

1. Андреев А.А. Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика // Высшее образование в России. — 2011. — № 11. — С. 113–117.

2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учеб. пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А. И. Пискунова. — М., 2001.

3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / А.Н. Чанышев. — М.: Просвещение, 1991. — 512 с.

4. Artigue M. & Perrin-Dorian M. Didactic engineering, research and development tool: Some theoretical problems linked to this duality. For the Learning of Mathematics II, 1991. Pp. 13–17.

5. Логвинов И.И. Дидактика: история и современные проблемы. — М.: БИНОМ.-ЛЗ, 2015. — 208 с.

6. D’Angelo G. From Didactics to e- Didactics: e-Learning Paradigms, Models and Techniques. Napoli, 2007.

7. Ибрагимов Г.И. Методологические основы и факторы развития дидактических понятий // Педагогика. — 2011. — № 10. — С. 12–20.

8. Чошанов М.А. Эволюция взгляда на дидактику: настало ли время для новой дидактики? // Дидактика профессиональной школы: сборник научных статей. — Казань, 2013. — С. 16–30.

9. Jonatan Bergman, Aaron Sams. Flipped learning: Gateway to student engagement international society for Technology in Education, 2014.

Войти или Создать
* Забыли пароль?