CLASSIFICATION OF ABILITIES OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE GEOMETRY STUDY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The classifi cation of skills, which are the basis of mathematical abilities of students for basic and advanced levels are given: possession of basic techniques common training activities; possession of creative techniques and research training activities; image and the construction of geometrical figures; possession of the basic methods associated with the defi nition of the mutual position, properties and characteristics of geometric shapes and their components; handling trigonometric functions of an acute angle; based on real or mentally (vectors, geometric shapes and geometric quantities).

Keywords:
classifications, skills, high school, development mathematical abilities, learning activities, creative and research activities, the image and the construction, operation, geometric fi gures and measuring, trigonometric functions of an acute angle.
Text

В современных условиях одной из актуальных проблем является выявление и развитие математических способностей школьников для динамичной адаптации человека к этому обществу и полноценного его функционирования в этом обществе. Связано это с необходимостью нацеливания учащихся, преимущественно старшей школы, на профессиональную ориентацию (различные виды профессиональной деятельности), науку и т.д. И развернувшийся в последние годы процесс обновления содержания общего образования находит выражение в разработке и реализации новых подходов в преподавании базовых дисциплин, прочно утвердившихся в учебном плане. Среди школьных предметов это относится и к предмету геометрия. В силу этого на основе ретроспективы исследований, психолого-педагогической, методической, математической литературы, связанной с проблемой исследования, государственных образовательных стандартов, практики обучения, разработана классификация умений (при изучении курса геометрии на базовом уровне и при углубленном его изучении), являющаяся, на наш взгляд, основой развития математических способностей при изучении геометрии учащимися рассматриваемой возрастной группы.
Для решения сформулированных задач были использованы следующие методы исследования:
■ изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, государственных образовательных стандартов, учебных программ, учебников геометрии для 10–11-х классов; 

■ обобщение педагогического опыта преподавателей математики; наблюдение за процессом обучения, анкетирование, тестирование, беседы с учащимися и учителями, педагогический эксперимент для проверки основных положений работы, статистические методы обработки его результатов. Психологи (А.Г. Ковалев, С.Л. Рубинштейн, Ю.А. Самарин и др.) отмечают, зависимость способностей с одной стороны от знаний, умений и навыков (в процессе их приобретения и развиваются способности); а с другой стороны, знания, умения и навыки зависят от способностей (процесс приобретения первых и формирования последующих зависит наряду с другими условиями от индивидуальных психологических особенностей обучающихся).
Знание будем рассматривать не в его традиционном смысле, как факт, информацию, а вслед за Г.И. Саранцевым [13], как «результат деятельности». Деятельность состоит из конкретных действий, по выражению американского психолога Ги Лефрансуа «действие — фактическое поведение» живого существа [7, с. 92]. Для выполнения действия нужна идея, «идея — это мысль, переходящая в действие» [16, с. 55], а «умение — знание в действии. Оно проявляется в овладении совокупностью определенных операций — способов осуществления действия …» [8, с. 130], при этом умения (практические и умственные) создают возможность выполнять действия, как в стандартных, так и нестандартных ситуациях. Другими словами, для выполнения той или иной деятельности нужна идея, трансформирующаяся в реальное действие субъекта в стандартных и нестандартных ситуациях.

References

1. Visitaeva M.B. Ob izuchenii propedevticheskogo kursa geometrii v shkolakh Chechenskoy Respubliki [On the study of the propaedeutic course of geometry in the schools of the Chechen Republic]. Matematika v shkole [Mathematics at school]. 2007, I. 5, pp. 26–30.

2. Visitaeva M.B. Klassifikatsiya umeniy, sposobstvuyushchikh formirovaniyu matematicheskikh sposobnostey uchashchikhsya 5-6 klassov pri izuchenii geometricheskogo materiala [Classification of skills that contribute to the formation of mathematical abilities of students of grades 5-6 in the study of geometric material]. Profil’naya shkola [Profile school]. 2013, I. 5, pp. 54–60.

3. Visitaeva M.B. Klassifikatsiya umeniy pri izuchenii geometrii v osnovnoy shkole [Classification of skills in the study of geometry in the main school]. Nauchnoe obozrenie: gumanitarnye issledovaniya [Scientific review: humanitarian research]. 2015, I. 9, pp. 46–54.

4. Visitaeva M.B. Formirovanie matematicheskikh sposobnostey uchashchikhsya srednego zvena (na geometricheskom materiale) LAP LAMBERT Academic Publishing (Deutschland) [Formation of mathematical abilities of middle-level students (on geometric material) LAP LAMBERT Academic Publishing (Deutschland)]. 2017. 152 p.

5. Galkina T.V., Zhuravlev A.L. Razvitie nauchnogo tvorchestva Ya.A. Ponomareva [Development of scientific creativity Ya.A. Ponomarev]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological journal]. 2016, V. 37, I. 1, pp. 16–25.

6. Atanasyan L.S., Butuzov V.F., Kadomtsev S.B. Geometriya: 10-11 klassy [Geometry: 10-11 grades]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2011. 255 p.

7. Lefransua Gi. Prikladnaya pedagogicheskaya psikhologiya [Applied pedagogical psychology]. St. Petersburg, PRAYM — EVRO-ZNAK Publ., 2005. 416 p.

8. Podlasyy I.P. Pedagogika nachal’noy shkoly [Pedagogy of elementary school]. Moscow, Vlados Publ., 2000. 399 p.

9. Ponomarev Ya.A. Psikhologiya tvorchestva [Psychology of creativity]. Moscow, Nauka Publ., 1976. 304 p.

10. Primernaya osnovnaya obrazovatel’naya programma crednego obshchego obrazovaniya (odobrena resheniem federal’nogo uchebno-metodicheskogo ob”edineniya po obshchemu obrazovaniyu (protokol ot 28 iyunya 2016 g. \№ 2/ 16-3) [Approximate basic educational program of secondary general education (approved by the decision of the federal educational and methodological association for general education (protocol of June 28, 2016 \ № 2 / 16-3)].

11. Yu.A. Ocherki psikhologii uma. Osobennosti umstvennoy deyatel’nosti shkol’nikov [Essays on the psychology of the mind. Features of mental activity of schoolchildren]. Moscow, APN RSFSR Publ., 1962. 504 p.

12. Sarantsev G.I. Metodika obucheniya matematike: metodologiya i teoriya [Methodology for teaching mathematics: methodology and theory]. Kazan’, Tsentr innovatsionnykh tekhnologiy Publ., 2012. 292 p.

13. Sarantsev G.I. Sovremennoe metodicheskoe myshlenie kak klyuchevaya kompetentsiya pedagoga [Modern methodical thinking as a key competence of the teacher]. Pedagogika [Pedagogy]. 2014, I. 3, pp. 3–11.

14. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya (Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17.05.2012 g. № 413) [Federal state educational standard of secondary (complete) general education (Approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 413 of 17.05.2012)].

15. Shadrikov V.D. Mysl’ kak predmet psikhologicheskogo issledovaniya [Thought as a subject of psychological research]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological journal]. 2014, V. 37, I. 1, pp. 130–137.

16. Shumilin A.T. Problemy teorii tvorchestva [Problems of the theory of creativity]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1989. 143 p.

17. Erdniev P.M., Erdniev B.P. Ukrupnenie didakticheskikh edinits v obuchenii matematike [Integration of didactic units in teaching mathematics]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1986. 255 p.

18. Yakimanskaya I.S. Psikhologicheskie osnovy matematicheskogo obrazovaniya [Psychological foundations of mathematical education]. Moscow, «Akademiya» Publ., 2004. 320 p.

19. Visitaeva M.B. Structure and mechanisms of developing mathematical abilities of schoolchildren / M.B Visitaeva,A.M. Gachaev // Global Journal of Pure and Applied Mathematics. ISSN 0973-1768 Volume 12, Number 2 (2016), pp. 1787-1799 © Research India Publications: http:// www.ripublication.com

Login or Create
* Forgot password?